Представим ситуацию: вы садитесь в машину, поворачиваете ключ в замке зажигания, слышите щелчок, при этом на приборной панели горит «чек», а двигатель не запускается. Что произошло?
В большинстве случаев причина поломки кроется в неисправности стартера.
Если утром вы обнаружили, что ваша Лада Гранта отказывается заводиться, то это может быть первым знаком того, что у автомобиля возникли серьёзные проблемы. Именно поэтому, разобраться с этим нужно, как можно быстрее.
- Сгорел предохранитель на прикуриватель
- Если не крутит стартер
- Технические поломки самого стартера
- Остальные причины почему не заводится Лада Гранта
- Выводы
В чем проблема? Как клинит стартер, не спутает ни один автолюбитель – машина попросту не заводится, не то, что не едет. Хотя бывают случаи, когда устройство начинает барахлить на горячую. В любом случае авто нуждается в осмотре и ремонте.
Что делать? Для начала рекомендуется прислушаться к звукам, раздающимся при повороте ключа зажигания. Быть может, проблема и вовсе не в стартере, а разрядившемся АКБ. Если сомнений нет никаких, то рекомендуется проверить первым делом контакты – это самое простое, что может произойти. В более тяжелых случаях без снятия стартера и его разбора не обойтись.
В этой статье:
В морозную погоду нередки ситуации, когда при попытках завести автомобиль можно услышать лишь шум работы всего стартера или же отдельных его компонентов. Конечно, замена стартера могла бы решить проблему, однако часто неисправность касается лишь двух его компонентов – бендикса, втягивающего реле. Втягивающее реле стартера — это устройство, которое запускает двигатель внутреннего сгорания путем передачи электрического сигнала на стартер. Оно обычно состоит из электромагнита, контактных групп и пружин, которые взаимодействуют, чтобы передать электрический ток на стартер и запустить двигатель. Именно об этом компоненте мы и поговорим, заодно ответив на вопросы примерно такого содержания: как проверить втягивающее реле, как его отремонтировать и как подбирать новое реле в случае необходимости.
Мы рассмотрели основные неисправности втягивающих реле стартеров, а также задались вопросом выбора нового устройства. С учетом высокой живучести реле, обусловленной простотой и продуманностью конструкции, оно может служить ровно столько, сколько прослужит транспортное средство. Впрочем, поломка тоже не является редкостью. Так как речь идет об автомобильных электрических цепях, проблема может крыться не в самом реле, а других компонентах системы.
Учитывайте, что даже качественно отремонтированное реле редко служит свыше 2-3 лет. Так как оригинальное реле стоит немалых денег, в ремонте есть смысл – запчасти все равно стоят небольших денег, а с ремонт разборного реле легко осуществить. Если ремонт не дал никакого результата, стоит обратиться на СТО, вместо того чтобы покупать новое устройство и проверять работоспособность системы с его помощью.
//www.youtube.com/embed/WiLySBqy_W0
Затронем несколько интересных вопросов, которыми могут задаться как водители-новички, так и весьма опытные автолюбители. Итак:
- Какой ток втягивающего реле стартера? Ответ: многое зависит от модели стартера и реле, но в большинстве устройств через контакт управления проходит ток силой 15-20 Ампер. В некоторых случаях этот ток имеет большую силу, но также не забывайте, что сила тока зависит от того, чистые ли контакты;
- Как разобрать втягивающее реле стартера? Ответ: данный вопрос затрагивался выше. При этом добраться можно и до «начинки» неразборного реле, хотя без специальных инструментов и нарушения целостности корпуса не обойтись.
Выше мы уже описывали процесс ремонта реле. Особых сложностей с этим не возникнет даже у неопытного автолюбителя. Проблема может возникнуть лишь в ходе поисков деталей реле. Впрочем, многие детали для ремонта можно найти у уже упомянутой датской фирмы Cargo. Большая часть предлагаемых фирмой товаров произведены в странах Юго-Восточной Азии, однако их качество довольно высоко.
При покупке втягивающего реле стартера важно обращать внимание не только на его характеристики и на совместимость с имеющимся стартером, но также и на . Учтите, что автозапчасти могут предлагать не только сами производители, но также и фирмы-упаковщики. Вот несколько марок, о которых автолюбителю стоит знать:
- Bosch (Германия);
- Denso (Япония);
- Valeo (Франция);
- Prestolite (США);
- Cargo (Дания).
Последняя фирма является не столько производителем, сколько упаковщиком. Именно ее автозапчасти водитель сможет найти в магазине с наибольшей вероятностью. Качество можно оценить как высокое, а цену как весьма демократичную.
Выше мы писали о том, что соответствия между реле и стартером не всегда соблюдается. Учтите, что популярные производители стартеров могут использовать реле сторонних фирм. Наиболее известными производителями стартеров являются уже указанные выше фирмы, а также Magneton, , , Delco Remy, , , , . По именам этих фирм также можно начинать поиск втягивающего реле в электронных каталогах известных интернет-магазинов.
- Почему клинит стартер на холодную?
- Проблемы с контактом
- Что такое электростартер, как он работает
- Остальные причины почему не заводится Лада Гранта
- А точно ли в стартере проблема?
- Почему клинит стартер на горячую?
- Отошли контакты
- Неравномерное положение якоря
- Товары из категории
- Износ электромотора
- Износ бендикса
- Дефекты магнитов стартера
- Как отремонтировать втягивающее реле стартера
- Устройство стартера
- Что делать, если не работает стартер
- Часто задаваемые вопросы о заклинившем стартере
- Как клинит стартер?
- Как определить, что стартер вышел из строя?
- Как выполнить диагностику, чтобы узнать, почему клинит стартер?
- Как понять, что сломался стартер
- Что проверять, если стартер не крутит
- АКБ
- Не запускается втягивающее реле
- Подгорели контакты
- Плохой контакт в замке зажигания
- Отклеились магниты
- Износ втулок или подшипников стартера
- Неисправен щёточный узел
- Замкнули обмотки статора или ротора
- Заклинило бендикс
- Поломка зубьев бендикса или венца маховика
- Сгорел предохранитель на прикуриватель
- Подробнее об устройстве
- Выбор нового втягивающего реле
- Если не крутит стартер
- Технические поломки самого стартера
Почему клинит стартер на холодную?
Проблемы с контактом
Ввиду того, что стартер представляет собой электромотор, проблемы с плохим контактом не являются для него исключением.
Водители некоторых машин могут столкнуться с проблемой, когда клинит стартер при запуске на холодную. Стартер потребляет большой электрический ток, особенно на дизельных авто, что затрудняет вращение мотора из-за увеличенного сопротивления при сжатии. Например, на ранних МАЗ-200 стоял стартер с напряжением 24 В, хотя оборудование было 12-вольтовым. Для обеспечения необходимой мощности стартер запускался с использованием двух последовательно соединенных 12-вольтовых аккумуляторов. Впоследствии данная схема была изменена, и МАЗ-200 полностью перешел на 24 В.
При плохом контакте сначала проверьте массу и толстый положительный провод, идущий к стартеру. При необходимости можно попытаться активировать стартер вручную, замкнув контакты на втягивающем реле подходящей проводящей заглушкой. Важно избегать замыкания положительного провода с массой стартера. Если после этого стартер начнет функционировать, вероятно, проблема кроется в самой проводке, ведущей к стартеру.
Что такое электростартер, как он работает
Электростартер — это устройство в автомобиле, которое помогает запустить двигатель. По сути, это небольшой электрический мотор. Он использует электричество от аккумулятора автомобиля, чтобы создать движение. Это движение передается на маховик и коленчатый вал двигателя. Маховик помогает двигателю начать вращаться и набирать скорость, а коленчатый вал преобразует это движение таким образом, чтобы двигатель работал. В стартере также есть магниты и подшипники, которые помогают ему работать правильно, а ещё:
Якорь. Состоит из сердечника и нескольких пластин с обмотками. Выходы обмоток подключаются к коллектору.
Щётки. Угольно-графитовые контакты, которые прижаты к подвижному коллектору.
Обгонная муфта (бендикс). Передаёт крутящий момент на маховик.
Втягивающее реле. Это электромагнит, который притягивает металлический сердечник. Устанавливается снаружи на корпусе стартера.
Подвижная перемычка. Её двигает сердечник втягивающего реле.
Принцип работы устройства следующий: при поворачивании ключа в замке зажигания электрический ток поступает на обмотку втягивающего реле. Цепь замыкается, ротор вращается и передаёт крутящий момент двигателю автомобиля.
Справедливости ради, нужно сказать о том, что есть множество других причин, которые способны привести к подобным проблемам.
Основная статья: почему может не запускаться двигатель на Лада Гранта.
К примеру, это могут быть поломки датчика коленчатого вала или же плохой контакт главного реле. Тогда бензонасос просто откажется включаться.
Но, даже если все механические части осмотрены и проверены на работоспособность, а проблема остаётся, то и тут могут быть свои причины. Чаще всего, они заключаются в особенностях работы «компьютера» автомобиля. В частности, мы говорим о его повреждении влагой или же другими причинами. Тут на помощь придёт электронная проверка (диагностика), которая предполагает считывание кодов поломки, а также их сбрасывание. Бывает и так, что не нужен даже ремонт. Достаточно сбросить все системные сообщения об ошибках, после чего машина заведется с первого раза.
И, конечно же, причина может быть в некачественных горюче-смазочных материалах, за чем следить нужно особенно тщательно.
Остальные причины почему не заводится Лада Гранта
Возможных вариантов поломки есть немало. Для начала, не лишним будет проверить уровень заряда аккумулятора, так как без батареи завестись у вас не удастся. Кроме того, убедитесь, что клеммы на аккумуляторе сидят плотно, и не окислились. Если же автомобилю уже есть три года, то вопросам окисления клемм должно уделяться особое внимание.
Учитывайте и то, что после длительных холодов уровень заряда может спуститься до одной трети от своего изначального объёма. В случае необходимости, автомобиль можно накрывать специальным чехлом, который сбережет накопленное тепло достаточно долго.
Неисправности могут касаться и топливной системы. Аналогичные причины характерны и для ситуаций, когда машина заводится, но сразу же после этого глохнет. Если это так, то, скорее всего, проблема заключается в перегорании топливного насоса.
И, конечно же, не забывайте о том, что могут просто испортиться свечи зажигания. Подобное происходит после длительной работы силового агрегата на повышенных оборотах. Чтобы не допустить их перегорания, нужно периодически очищать их контакты, а также соблюдать нормальные рабочие показатели автомобиля.
Среди прочего, не лишним будет осмотреть воздушный фильтр. Перед этим воздушный фильтр необходимо снять с автомобиля. Если он слишком сильно засорен, то в цилиндрах может накапливаться сажа, что приведёт к определённым проблемам в работе машины.
Вообще, современные стартеры оснащаются парой реле. Первое отвечает за включение агрегата. Оно находится непосредственно в моторном отсеке, причем в отдельных моделях автомобилей реле помещается еще и в отдельный корпус. Второе реле, называемое тяговым (втягивающим), устанавливают прямо на стартер. Функций у данного устройства несколько:
- Обеспечение синхронной работы узлов автомобильного стартера при запуске ДВС;
- Распределение эл. энергии между эл-магнитным реле и моторчиком стартера;
- Обеспечение совместной работы обгонной муфты и венца маховика (подвод шестерней) и, наоборот, отвод шестерней в нужный момент времени.
Вот как все устроено: когда в замке зажигания были замкнуты контакты, сразу же срабатывает обычное реле стартера , отвечающее за подачу напряжения от аккумулятора к т.н. втягивающую обмотку. В результате наводится магнитное поле, воздействующее на якорь реле, за счет тот попадает внутрь обмотки. Теперь осуществляется сразу : начинает двигаться вилка стартера, помогая сдвинуться обгонной муфте, еще называемая бендиксом, а также замыкаются контакты установленного втягивающего реле. Проще говоря: стартер теперь соединен с маховиком, после чего он подключается к аккумулятору и за счет прохождения тока по цепи теперь может запуститься двигатель. Не забывайте, что работа систем сгорания без исправной работы электрических цепей авто невозможна.
Однако, и на этом еще не все. Теперь, когда стартер включается, за счет работы т.н. удерживающей катушки якорь удерживается в своем крайнем положении – в таком режиме работы втягивающее реле не потребляет много энергии. А если двигатель уже запущен, цепь стартера разрывается и происходит обесточивание реле. В автомобильных реле имеется пружина – именно она, стремясь сжаться, возвращает якорь в . Следом свое положение меняет контактный диск и бендикс. Аккумулятор отключается. Далее реле уже никак не участвует в работе автомобиля вплоть до дальнейшего запуска двигателя.
Втягивающее реле хоть и устроено довольно просто, может пострадать от множества внешних и внутренних воздействий. Первое и самое очевидное: разрушение материалов, из которых реле состоит. Вторая и даже более распространенная проблема: выход реле из строя вследствие сгорания контактных пластин (часто их называет пятаками). Третье: сгорание обмотки (тоже весьма частая проблема). Почему горит втягивающее реле стартера? Самая частая причина неисправностей подобного характера кроется в электрохимических процессах, наблюдающихся в реле при попадании воды.
К признакам неисправностей имеющегося в автомобиле втягивающего реле агрегата можно отнести следующее:
- Стартер осуществляет работу даже после запуска ДВС. Выявить это можно по звуку;
- Стартер работает вхолостую. При этом ДВС не запускается;
- Стартер не начал работу после характерного щелчка, сигнализирующего о включении устройства.
Дабы снять подозрения со всех смежных с реле компонентов системы, проделайте следующее:
- Замкнуть контактные болты на тыльной части стартера, пользуясь куском провода. Ток будет идти в обход втягивающее реле;
- Провернуть ключ зажигания. Если стартер начал вращение, проблема точно не в нем, а в реле, силовые контакты которого подгорели;
- Послушать, как работает реле. После проворачивания ключа оно должно щелкать. Если при этом стартер не включился в работу, само реле исправно.
Проще говоря, реле может работать, а сам стартер не вращается, или же и стартер, и реле не работают вовсе. Нередки ситуации, когда реле исправно, но при его работе слышен стук. Причина кроется в плохом контакте между обмотками и «массой». Величина сопротивления исправной втягивающей обмотки составляет 0,55 Ом, тем временем как удерживающей обмотки чуть больше – 0,75 Ом. Сопротивления нужно измерить омметром. Если реальные показатели сопротивлений , можно говорить о произошедшем коротком замыкании в обмотках. Высокий показатель сопротивления говорит о плохом контакте или с клеммами, или с «массой». Для таких проверок лучше не пользоваться лампочкой, так как она будет гореть даже при коротком замыкании.
Также нельзя не рассказать об одной интересной неисправности, которая нехарактерна для правильно изготовленных втягивающих реле. Дело в том, что вывод одной из катушек может быть осуществлен неправильно – при работе катушке начинают компенсировать друг друга. В этом случае нужно покупать новое реле, хотя можно попробовать перепаять концы дефективной катушки.
А точно ли в стартере проблема?
Проблема может иметь несколько причин: разрядилась батарея, сбои в работе реле, отсутствие надежного контакта, короткое замыкание в обмотках или повреждение механизма стартера. Кроме того, существует несколько характерных «болезней», присущих определенным устройствам.
Дефекты в пусковом оборудовании авто можно разделить на две основные категории: отсутствие контакта (или его нежелательное замыкание) и механические поломки, такие как износ или разрушение. Определить их можно по условиям, при которых у вас не получилось запустить двигатель.
К примеру, после зажигания загорелась приборная панель, прожужжал топливный насос, толкаете ключ во второе положение, а дальше после поворота ключа стартер как будто клинит. Далее может быть пять сценариев:
- Авто ни на что не реагирует— под капотом царит тишина, втягивающее реле не щелкает, стартер не вращается, и контрольные лампы на мгновение приглушают свой свет.
- Слышны только щелчки, стартер также не активируется, и при этом «приборка» меняет яркость.
- Лампы затухают, втягивающее реле издает щелчки, из-под капота доносится напряженное «вок-вок» — стартер вращает маховик, но медленно, с короткими рывками, мотор не заводится.
- Помимо щелчка реле, слышится скрежет или стук, ощущается запах горелой изоляции, маховик совершает недостаточное вращение, и двигатель не запускается, а затем вновь восстанавливается тишина.
- Реле издало щелчок, стартер вращается, раздается визг (жужжание) или треск, маховик не прокручивается.
А точно ли в стартере проблема?
Первый сценарий говорит о возможных электрических потерях в силовой цепи между аккумуляторной батареей и клеммой стартера. Причиной в данном случае может быть отсутствие контакта в управляющей цепи, износ щеток или сбой в работе втягивающего реле.
Второй вариант может указывать на непрочный контакт на «пятаках» или в другом месте цепи. Также возможны ситуации межвиткового короткого замыкания или износа и перекоса втулок, что может мешать электромотору поворачивать бендикс.
Третий случай, скорее всего, указывает на недостаточный уровень заряда аккумулятора, отсутствие надежной электрической «массы» или неисправности, связанные с работой двигателя внутреннего сгорания (например, плотное масло в холодные дни, заедание генератора и т. д.).
Четвертый сценарий явно свидетельствует о внутренней поломке: магниты могли оторваться, щетки раздробиться или повредился игольчатый подшипник. В результате такой поломки стартер клинит и вызывает затруднения при запуске двигателя.
Пятый вариант в большей степени указывает на механическое повреждение бендикса: зубцы могли стереться или разрушиться, муфта не выходит на контакт с маховиком, также могли быть повреждены зубцы планетарного редуктора.
Почему клинит стартер на горячую?
Проанализируем вторую проблему, связанную с работой стартера, — отказ запуска на разогретом двигателе. «Расследование» следует вновь начать с проверки электропроводки.
Отошли контакты
Возможно, причиной является смещение контакта из-за изменения температурного зазора. Владельцам «жигулей» может быть известно, что в таких случаях необходимо провести очистку или замену контактных «пятаков». Это связано с тем, что при искрении с высоким током температура может достигать тысяч градусов, что приводит к плавлению или прикипанию контактов.
Неравномерное положение якоря
Наиболее распространены ситуации, когда стартер клинит при запуске из-за перекоса якоря. Причины этого явления обусловлены износом опорных втулок якоря или подшипника. В данном случае якорь наклоняется, что мешает щеткам правильно прилегать к коллектору и может привести к столкновению с магнитами статора.
Это становится причиной избыточного потребления тока стартером, что вызывает перегрев клеммы аккумулятора или перегорание «плюсового» провода, идущего на стартер. Аккумулятор сильно разряжается в процессе работы стартера, и в итоге вращение механизма становится затруднительным, даже когда аккумулятор полностью заряжен.
Ремонт в данном случае предполагает серьезные вмешательства: замену щеток, втулок якоря и проточку коллектора. Если ранее был установлен недорогой стартер, замена механизма на новый более целесообразна. Важно помнить, что экономия в данном случае нежелательна, и следует заменить все изношенные детали.
При восстановлении также осмотрите бендикс и втягивающее реле. Эти детали обычно не подлежат ремонту, понадобится замена.
Стартер редко выходит из строя мгновенно и окончательно. Обычно устройство сперва проявляет симптомы, такие как затрудненный пуск или замедленное вращение двигателя. В таких случаях стоит задуматься о предстоящем ремонте. Если стартер отказал внезапно, следует обратить внимание на состояние проводки.
Существуют еще два фактора, почему клинит стартер, несмотря на то что при этом полностью исправен:
- Дефекты замка зажигания. Могут возникнуть из-за обгорания контактной группы, что приводит к невозможности включения стартера.
- Износ венца маховика. В редких случаях маховик выходит из строя первым. Поэтому если слышен странный скрежет или не происходит зацепления бендикса с маховиком, дело не всегда в стартере. А если зубцы венца маховика серьезно повреждены или изношены, это может привести к повреждению и самого бендикса.
В самом крайнем случае возможен и перегрев стартера. Так что необходимо помнить, что это устройство — только один из элементов пускозарядной системы, состоянию которой нужно уделять внимание столь же тщательно, как системе охлаждения или тормозной. Машина ценит уход, так что водителю будет нелишним проявить к ней хотя бы немного заботы.
Товары из категории
Перейти в каталог
Износ электромотора
Как правило, проявляется в износе щеток или обмоток якоря. Кроме того, на обмотках может произойти короткое замыкание. Существует метод проверки этой неисправности без снятия стартера. Достаточно ударить по стартеру тяжелым предметом. Если после этого механизм начнет работать, то, скорее всего, нужно заменить щетки.
У старых авто стартер может перестать функционировать из-за продуктов износа щеток, а также пыли и грязи, которые накапливаются в процессе эксплуатации. Иногда достаточно тщательной очистки, чтобы восстановить работоспособность механизма. Однако это временное решение, и, если стартер был снят, рекомендуется провести тщательную проверку, чтобы избежать регулярного снятия каждые две недели.
Износ бендикса
Со временем ролики изнашиваются, становятся тоньше и теряют способность клинить втулку. Это приводит к тому, что стартер вращается, но не приводит в движение маховик, что сопровождается характерным звуком. Однако аналогичный звук может издавать и стартер, который клинит из-за механических неисправностей, мешающих подвести бендикс к маховику, например, из-за поломки или значительного износа вилки. Возможны также неполадки во втягивающем реле. В данном случае лучше снять стартер, разобрать его и провести проверку состояния всех элементов.
Дефекты магнитов стартера
Речь идет о том, что магниты попросту отваливаются. Особенно этим «грешат» белорусские стартеры, установленные на многих ВАЗ. Теоретически, оторванный магнит можно приклеить суперклеем обратно, но необходимо учесть правильную полярность.
Интересно отметить, что у любителей «оживлять» стартер молотком (см. выше абзац об изношенных щетках) эти магниты отлетают заметно быстрее. Если они уже были приклеены суперклеем, важно помнить, что после высыхания этот клей становится хрупким. «Ремонт» стартера молотком в данном случае гарантированно приведет к тому, что магнит отвалится. Поэтому увлекаться таким методом не рекомендуется. Если вы уже приступили к ремонту стартера, важно также провести проверку состояния щеток.
Как отремонтировать втягивающее реле стартера
Бывает и так, что реле удается отремонтировать. Заметьте, что далеко не все из этих устройств являются разборными. Если у вас разборное, то все отлично. Но для начала реле нужно снять. Работа состоит из таких этапов:
- Отключить аккумуляторную батарею;
- Снять весь стартер с автомобиля;
- Тщательнейшим образом очистить стартер – грязь и пыль в ходе работы может попасть внутрь агрегата;
- Открутить гайки щеточного узла, после чего ослабить болт контакта втягивающего реле;
- Окрутить винты, фиксирующие реле;
- Заняться осмотром демонтированного реле.
Если реле разборное, то на его торцах будут видны гайки – их нужно открутить и разобрать устройство. Заметьте, что крышка некоторых реле не снимается без предварительной распайки контактов. Имеет смысл вне зависимости от характера неисправности зачистить все токоведущие части (обратите внимание на цвет материалов в местах пригорания). Эксперты рекомендуют при любом ремонте менять на новый. Также может потребоваться замена контактов. Если возвратная пружина была деформирована или ослаблена, ее придется заменить. Если была обнаружена проблема с компенсирующимися катушками, описанная выше, потребуется пайка. При обратной сборке и установке реле уделите особое внимание силе затяжки клемм.
Эксперты не рекомендуют смазывать втягивающее реле стартера, а вот обгонную муфту (бендикс) смазывать можно. При этом не рекомендуется использовать графитную смазку, так как она боится высоких температур, воды, а также довольно быстро высыхает.
Устройство стартера
Стартер представляет собой электромеханическое устройство, предназначенное для инициирования запуска ДВС. Основной компонент данного механизма — стандартный электромотор.
Поворот коленвала с использованием электромотора — лишь часть успешного запуска. Тут есть кое-какая сложность: необходимо достичь скорости вращения вала не менее 100 об/мин, что требует около 1 000 оборотов от шестерни стартера. После запуска двигателя коленвал обычно вращается со скоростью около 1 000 об/мин, а в холодную погоду даже быстрее. В это время шестерня стартера, взаимодействуя с венцом маховика, достигает 10 тысяч оборотов. Однако при такой высокой скорости вращения якоря можно заметить, как клинит стартер, что несет риск его разрушения.
Поэтому в электромоторе присутствует еще один важный компонент — обгонная муфта, или бендикс. Бендикс работает просто: когда вы включаете стартер, две втулки соединяются с помощью роликов, установленных на пружинах. После запуска двигателя, когда шестерня начинает вращаться быстрее, ролики не могут удерживать втулку, и мотор перестает передавать вращение стартеру. Это может звучать сложно, но на самом деле механизм, который отключает стартер после запуска мотора, устроен достаточно просто.
Другой важной частью стартера является втягивающее реле. Простыми словами, это переключатель, который делает несколько важных вещей. Когда подается ток, реле направляет бендикс к маховику, а затем с помощью медных контактов («пятаков») включает электромотор. Втягивающее реле не только соединяет части стартера, но и защищает замок зажигания. При пуске мотора ток достаточно сильный (400 А), и без реле замок зажигания быстро выйдет из строя.
После успешного запуска двигателя водитель отпускает ключ (или кнопку), что приводит к прекращению напряжения на втягивающем реле. В результате этого действия пружина возвращает сердечник реле в исходное положение. В этот момент контакты электромотора размыкаются, а бендикс отходит от венца маховика.
В теории весь процесс довольно прост. Однако существуют и другие типы стартеров. Например, на ранних моделях автомобилей втягивающего реле не существовало, и стартер включался нажатием педали: грубо говоря, нога водителя выполняла функцию реле, выталкивая бендикс и замыкая контакты стартера при нажатии на педаль. Также существуют династартеры (фактически, генератор постоянного тока, установленный прямо на коленвале) или пневмостартеры. Рассмотрим возможные неисправности механизма. Два классических случая: стартер не функционирует «на холодную» и клинит стартер «на горячую».
Что делать, если не работает стартер
Есть метод аварийного запуска. Однако пользоваться им можно только в экстренных случаях. Метод работает на машинах с механической трансмиссией и передним приводом.
Чтобы завести автомобиль:
В подвешенном состоянии колесо проверните до упора в наружную сторону.
Обмотайте колесо по окружности тросом для буксировки или тканевой лентой.
Включите третью передачу и зажигание.
Потяните за свободный конец троса и раскрутите колесо.
После запуска двигателя установите нейтральную передачу.
Когда колесо остановится, снимите автомобиль с домкрата.
Способ не подходит для машин с АКПП.
Приведённый алгоритм действий выручит, если автомобиль застрял в дороге. Он не устранит причину поломки: метод предназначен исключительно для аварийного запуска. Для диагностики и устранения неисправности нужно посетить СТО.
Часто задаваемые вопросы о заклинившем стартере
Как клинит стартер?
Когда ротор стартера заедает, его вал не вращается, то при этом втягивающее реле, как правило, функционирует в обычном режиме (щелчки включения контактов будут слышны). Замедление вращения вала происходит из-за износа втулок или подшипников. Эта неисправность проявляется медленно, поэтому водителю следует обратить внимание на симптомы, возникающие время от времени.
Как определить, что стартер вышел из строя?
Признаки, указывающие на возможную поломку стартера: замедленная реакция стартера — требуется несколько попыток поворота ключа; позднее освобождение от зацепления; затрудненная работа при полностью заряженной аккумуляторной батарее.
Как определить, что стартер вышел из строя?
Не забывайте регулярно проверять стартер и связанные с ним детали. С правильным уходом стартер сможет прослужить до 200 тыс. км пробега.
Как выполнить диагностику, чтобы узнать, почему клинит стартер?
Диагностика стартера включает в себя тщательный визуальный осмотр при полном разборе его корпуса. Кроме того, возможно выявление определенных неисправностей с использованием специальных приборов, таких как амперметр и вольтметр, для проверки замыкания проводки стартера.
Стартер — небольшое, но чрезвычайно значимое устройство. Его поломка довольно критична, поскольку мешает запуску двигателя. В большинстве случаев причины проблем связаны с электрической системой авто, плохим контактом, обрывом проводов и др. Поэтому, если стартер клинит, отказывается крутиться и заводить мотор, рекомендуем начать с внимательной проверки контактов (основной «массы», реле, замка зажигания и т. д.).
Как понять, что сломался стартер
На самом деле, причин может быть несколько: села батарея, отказало реле стартера, отсутствует контакт, замкнули обмотки или вышел из строя механизм стартера. Чтобы точно определить, что произошло, необходимо понаблюдать за машиной.
Рассмотрим простые приёмы диагностики.
Не происходит ничего: под капотом — тишина, реле не щёлкает, стартер не крутит | Потеря тока на участке «аккумулятор — клеммы стартера». Причиной может быть износ щёток, отказ втягивающего реле или отсутствие контакта в управляющей цепи |
Плохой контакт управляющей цепи, межвитковое короткое замыкание, изнашивание и перекос втулок | |
Втягивающее реле щёлкает, стартер крутит маховик короткими рывками | Низкий заряд аккумулятора либо неисправности двигателя внутреннего сгорания |
Щелчок реле, стук, маховик пару раз провернулся и затих, в салоне есть запах горелой изоляции | Внутренние поломки: сломались щётки, оторвались магниты, разрушился игольчатый подшипник |
Реле щёлкает, стартер крутится, но при этом издаёт треск, маховик не прокручивается | Механическая поломка бендикса стартера или зубцов планетарного редуктора |
Что проверять, если стартер не крутит
Из строя может выйти любая деталь стартера. Также двигатель может не запускаться из-за разряженной батареи.
АКБ
Автомобиль не заводится, если батарея разрядилась или вышла из строя. Причин разрядки — множество: производственные дефекты, низкий уровень электролита, редкое использование АКБ.
Признаки, по которым можно понять, что проблема именно в батарее:
стартер щёлкает, но не крутится, при этом не загораются лампочки на приборной панели;
наблюдается серия щелчков;
при полностью разряженной АКБ при повороте ключа зажигания может ничего не происходить.
Важно! Необходимо проверить состояние клемм: на них могли появиться окислы.
Не запускается втягивающее реле
Втягивающее реле обеспечивает подключение электродвигателя к АКБ. Если этот узел не работает, двигатель не запустится. Для проверки реле его демонтаж не требуется. Автомобиль нужно поставить на ручной тормоз, выбрать нейтральную передачу. Затем — включить зажигание, отсоединить разъём управляющей клеммы реле и замкнуть верхнюю клемму отверткой.
Подгорели контакты
Для работы стартера в автомобиле нужен ток от 150 до 300 ампер. Этот ток идёт по цепи, включающей в себя аккумулятор, провода, контактную пластину соленоида и щётки стартера.
Со временем эти контакты могут выгорать, плавиться и ломаться. Чтобы проверить, есть ли у них проблемы, используют мультиметр. Подключите его щупы к контактным болтам. Если на экране мультиметра появляются цифры, это может означать, что контакты соленоида окислились или подгорели. Если же показания равны нулю, это говорит о том, что с контактами всё в порядке, и необходимо искать другую причину проблемы со стартером.
Плохой контакт в замке зажигания
Если контакты изношены, могут быть перебои в работе стартера: он срабатывает через раз. Неисправность определить легко: чаще всего в таких случаях стартер крутит лишь при сильном нажатии ключа в крайнем положении. При этом на панели приборов индикация отсутствует.
Отклеились магниты
На корпусе стартера есть 4 магнита. Отклеиться они могут из-за перегрева или длительного нахождения на морозе. В этом случае прижимные пластины не помогут: потребуется ремонт пускового устройства.
Износ втулок или подшипников стартера
Втулки и подшипники изнашиваются постепенно. Результат — периодически стартер не срабатывает и вращается с меньшей скоростью. Обычно проблема наблюдается при запуске горячего двигателя. Для точной диагностики придётся стартер разобрать. Нужно проверить состояние втулок и подшипников, а также щёток, ламелей, пайки.
Неисправен щёточный узел
Щётки в стартере автомобиля обычно изнашиваются после 100 000–120 000 километров пробега. Они могут выйти из строя по разным причинам: из-за перегрева, засорения графитовой пылью или из-за поломки в устройстве, которое их поджимает.
Чтобы понять, что проблема именно в щётках, достаточно обратить внимание на то, как работает стартер. Если стартер не крутит маховик двигателя с первого раза, это может быть признаком того, что щётки неисправны. Это может произойти даже если сломалась только одна щётка.
Замкнули обмотки статора или ротора
Если обмотки статора или ротора в стартере замкнули, это может привести к разрушению их защитного покрытия. Один из признаков этой проблемы — появление запаха гари в салоне автомобиля. Чтобы точно определить проблему, нужно снять стартер с машины. Если есть видимые повреждения или разрывы на обмотках, их можно увидеть просто осмотрев. В более сложных случаях для проверки пригодится мультиметр.
Заклинило бендикс
Если бендикс (часть стартера, которая вращает двигатель) заклинило, это можно понять по определённому признаку: когда вы поворачиваете ключ в замке зажигания, слышны щелчки, но маховик (который помогает запустить двигатель) не вращается. Чтобы проверить это, нужно снять стартер с машины. Если шестерня бендикса не вращается свободно, когда вы пытаетесь её повернуть рукой, возможно, потребуется заменить эту деталь. Но чаще всего проблема бывает из-за того, что механизм забился грязью или пылью. В этом случае его просто нужно очистить.
Поломка зубьев бендикса или венца маховика
Если при попытке запустить двигатель стартер издает длительный визг, это может быть из-за износа зубьев на бендиксе или венце маховика. Когда зубья на этих деталях изнашиваются, они не сцепляются должным образом. Эту проблему можно решить, заменив поврежденные детали.
Сгорел предохранитель на прикуриватель
Да, вы не ослышались. Конструкторы АвтоВаза настолько гениальны, что повесили предохранитель и на прикуриватель, и на звуковой сигнал, и на иммобилайзер. Если предохранитель перегорает, то автомобиль не заведётся совсем.
Подробнее об устройстве
Основные элементы втягивающего реле стартера: корпус, якорь, магнит с парой обмоток (катушек), возвратная пружины, контакты. Одна из обмоток магнита является втягивающей, вторая удерживающей. Удерживающая обмотка соединена с корпусом и выводом управления, а втягивающая с клеммой управления и электромотором.
Наверняка не каждый автолюбитель сразу же поймет все нюансы работы автомобильных реле. Мы постараемся немного упростить и разобрать важные моменты. Важно понимать, что реле – это устройство, предназначенное для замыкания или размыкание электрической цепи, в которую оно введено. Конкретно тяговое реле реагирует на электрические величины и не работает на принципах . Обратите внимание на изображение ниже.
В простейшем втягивающем реле имеет корпус, якорь, пружина, контакты и магнит с парой обмоток (катушек). Первая катушка, называемая втягивающей, соединена с электродвигателем и клеммой управление, теперь временем как вторая (удерживающая катушка) имеет связь с корпусом и выводом управления.
При подаче постоянного тока к контакту управления в катушке наводится магнитное поле, оказывающее действие на якорь реле. Тот начинает движение и далее обеспечивает замыкание цепи между стартером и аккумулятором. Когда питание не подается, пружина возвращает якорь в его начальное положение – контакты тут же размыкаются. Свою работу бендикс прекращает.
Выбор нового втягивающего реле
Подбирать новое тяговое реле раньше было проще всего именно в офлайн-магазинах. Сегодня поиск в серьезно упростился и стал проще. При подборе нового втягивающего реле нужно помнить о следующем:
- Не всегда реле, которое вы найдете в электронных каталогах, соответствует стартеру. Искать стоит в первую очередь оригинальное реле для установленного в вашем авто стартере, а уже потом подбирать аналоги данного реле, если оно показалось вам слишком дорогим;
- Уточните геометрию реле, которое будете заказывать. Вот здесь-то офлайн магазины и оказываются более надежными – можно взять старое реле с собой и сравнить его с найденным;
- Стоит заранее приобрести 2 пары медных гайк и шайб, которыми лучше всего фиксировать новую деталь. Запас такой «мелочи» рано или поздно окажется крайне полезным.
Советуем отнестись к выбору втягивающего реле с особым вниманием. Даже у вас стоит оригинальный стартер, на аналогичной модели авто другого года выпуска стартер может оказаться другим – пара установленных на агрегатах реле не будет взаимозаменяемой. Именно по этой причине нужно руководствоваться или , или параметрами и кодом имеющегося стартера и втягивающего реле.
Если не крутит стартер
Достаточно распространённой стоит считать ситуацию, когда невозможность завести автомобиль сопровождается плохой работой стартера. В этом могут таиться довольно существенные проблемы. Кроме того, что мы уже говорили относительно аккумуляторной батареи и её клемм, стоит проверить всю электрическую цепь стартера. Для этого необходимо осмотреть все места прохождения проводов и соединяющих компонентов.
Попробуйте замкнуть стартер отвёрткой напрямую, если автомобиль заведётся, то стоит обратить внимание на проводку и элементы защиты (предохранитель, реле).
Поиск неисправностей, которые могут влиять на пуск двигателя, стоит начинать с блока предохранителей.
Снимите декоративную крышку под рулём, чтобы получить доступ к монтажному блоку. Извлеките реле стартера и осмотрите его на предмет внещний повреждений. По возможности замените его на заведо исправный, чтобы проверить его работу.
Но можно поставить и жучка. Жучка необходимо ставить только временно, постоянно оставлять такой «колхоз» нельзя.
Технические поломки самого стартера
Далее следует такой недостаток, как неисправности, касающиеся деталей привода стартера. Убедиться в этом можно посредством проверки стартера, и, если нужно, то его придётся отремонтировать. Для ремонта стартера необходимо его снять с автомобиля.
Если с этим всё в порядке, то не лишним будет проверить, насколько хорошо работает электрический мотор стартера. В общем же, посмотреть нужно на якорь и обмотки, а также на щеточный узел.
Как только со стартером всё выяснено, можно продвигаться дальше по его цепи. Это касается, в первую очередь, замка зажигания.
Может сломаться он, бендикс или же прочие компоненты. Основным сигналатом плохой работы бендикса являются посторонние хрусты и стуки при запуске двигателя. На видео ниже орошо слышно, что при запуске двигателя бендикс работает плохо.
Проверьте и провода замка зажигания на предмет потертостей.
И, конечно же, не лишним будет провести визуальный осмотр зубчатого венца маховика. Если он имеет видимые повреждения, или же изношен достаточно сильно, то вариант тут только один — полностью заменить венец.