Если сегодня шаровая опора – это необслуживаемая, неремонтируемая и невосстанавливаемая деталь, то какую выбрать?
Конструкции шаровой опоры фактически 40 лет: для очередной экспертизы мы приобрели шаровые опоры 11 производителей для автомобилей семейств ВАЗ‑2108, 2110, а также Приора, Калина и Гранта. Стоимость образцов, представленных в нашей фотогалерее по алфавиту – от 380 до 830 рублей. То есть разница в цене – почти двойная. Видимо, и качество серьезно различается. Но разве за десятилетия не должны были быть устранены все недостатки?
На автомобилях с подвеской McPherson шаровые опоры нагружены в основном тормозными и тяговыми силами, а также боковыми усилиями на поворотах. Вырыв пальца из корпуса, в отличие от прежних Жигулей, сегодня встречается редко.
Однако именно усилия вырыва и выдавливания, оговариваемые действующими стандартами, позволяют косвенно оценить стойкость шаровых опор при боковых нагрузках. Эти испытания мы провели на разрывной машине Р‑20 с помощью специальной оснастки. Кроме того, измерили твердость шаровых поверхностей по методу Роквелла на твердомере ТР‑5006‑М. Твердость поверхности шара, само собой, должна быть возможно более высокой.
Проверка легкости вращения пальца в корпусе динамометрическим ключом.
Заряжаем очередную опору в разрывную машину.
Помимо этого, с помощью спектрометрического анализа на приборе СПАС‑05 определили ориентировочную марку стали шарового пальца.
Шероховатость сферической поверхности пальца проверили измерителем TR‑220. Шероховатость непосредственно влияет на момент проворачивания пальца в корпусе, который проверили с помощью сертифицированного динамометрического ключа.
Для проведения спектрального анализа пальца его поверхность необходимо сошлифовать до внутренних слоев металла.
Измеряем шероховатость поверхности шара – низкая шероховатость важна для снижения износа вкладыша и легкости вращения руля.
Конечно, отправили пыльники опор в морозильную камеру с цифровым управлением Tefcold SE30-45‑P, оценив их устойчивость сначала к морозу в –40 ˚С, а затем и к –50 ˚С.
Как обычно, оценили коррозионную стойкость изделий при воздействии соляного тумана.
Смотреть другие материалы по теме:
08.02.2024 Делается ли развал-схождение после замены шаровых опор?
10.01.2024 Подойдёт ли ступица заднего колеса с осью от ВАЗ-2108?
01.11.2023 Как проверить, влияет ли привод на появление вибрации руля на скорости?
13.09.2023 Можно ли на штатные задние и передние стойки поставить пружины -50?
08.08.2023 Какие поставить усиленные пружины?
12.07.2023 Какие стойки поставить — масляные, газовые или газомасляные?
12.07.2023 Какие задние стойки стоят с завода: масляные или газомасляные?
27.06.2023 Cross от перегруза в салоне сильно проседает
23.06.2023 Подкрылок трёт об пружину
09.06.2023 Стоит ли менять пружины, если требуется возить тяжёлый груз?
20.05.2023 Есть ли отличия опорных подшипников Granta 1-го поколения и FL?
15.05.2023 Какие ступичные подшипники лучше: роликовые или шариковые?
13.05.2023 Подойдёт ли подшипник опоры передней стойки от Калины?
13.05.2023 Подойдёт ли подшипник опоры передней стойки от Приоры?
10.05.2023 Скрипит передняя стойка
04.05.2023 Сход-развал — где лучше делать?
03.05.2023 Чем отличается ходовка спереди на Granta 1-го поколения и FL?
13.04.2023 Задние ступичные подшипники: какие поставить?
09.04.2023 Подойдут ли задние пружины от ВАЗ-2114?
09.04.2023 Подходят ли задние пружины от 2115 на Granta?
07.04.2023 Подходят ли рулевые наконечники на FL от ВАЗ-2110?
05.04.2023 Подвеска Granta Sport на FL 2023
28.03.2023 На каком пробеге менять задние ступичные подшипники?
19.03.2023 Рулевые наконечники от фирмы Надежда
17.03.2023 Граната GLO — стоит ли ставить?
17.02.2023 Сделать занижение как у Драйв Актив: какие стойки и пружины выбрать?
07.02.2023 Подходят ли пружины и опорные подшипники от Калины на FL?
04.02.2023 Подойдут ли передние стойки от ВАЗ 2114 на FL?
26.12.2022 Артикул передних амортизаторов (левый и правый)
16.12.2022 На каком пробеге менять передние колодки?
16.12.2022 На каком пробеге менять задние колодки?
12.12.2022 На скорости 40-60 км/ч свистит переднее колесо
12.12.2022 Снизилась динамика разгона зимой
04.12.2022 Виляет при езде по трассе
23.11.2022 Тянет вправо во время разгона
28.05.2020 В чём секрет подвески Lada Granta?
Надежная опора
Какие требования предъявляются к опорам? За основу мы брали ГОСТ Р 52433–2005, в котором приведены минимально допустимые значения силы вырыва и силы выдавливания шарового пальца из корпуса шарнира.
Это не лунные кратеры – так выглядит шар в исполнении компании Трек. Похоже, поверхность не подвергалась обработке.
Поверхностная твердость шара определяется по методу Роквелла – вдавливанием алмазной пирамидки.
При диаметре шара от 21 до 25 мм включительно указанные силы должны составлять 1500 и 2100 кгс соответственно, а в диапазоне от 25 до 29 мм – 2100 кгс и 3000 кгс. Конкретные значения твердости стандарт не оговаривает: она «должна соответствовать конструкторской документации».
Результаты наших замеров относятся к конкретной выборке изделий и не могут служить основанием для суждений о качестве одноименной продукции в целом.
Естественный отбор
Результаты испытаний не порадовали. Из 11 шаровых опор без единого замечания добрались до финиша только две – Pekar и Zent. Им – наше предпочтение.
В принципе, к рекомендованным можно добавить опоры Surai, Höfer, Lada и Fenox, которые не прошли испытаний на 50‑градусном морозе. Если в вашем регионе таких морозов не бывает (а скорее всего, не бывает) – берите их на заметку.
Для жителей теплых регионов подойдут также шаровые Stellox и AMD. Оставшиеся три бренда – Belmag, Pilenga и Трек – рекомендовать, увы, не можем.

Здесь шаровые опоры «принимают соляные ванны» в течение 96 часов.
Стойкость образцов к коррозии разная. Слева направо – Трек, Höfer, Pilenga.
Пыльник шаровой опоры Höfer колется как стеклянный после выдержки при –50 °C.

Не всегда наибольшая цена определяет высокое качество продукции. Например, недорогой Höfer показал вполне приемлемые результаты для жителя средней полосы и юга. А вот самый дорогой Трек получил далеко не одно замечание. Впрочем, возможно, что в вашем регионе распределение цен будет иным.
Обратите особое внимание на те шаровые, в комплект к которым входят болты для крепления опоры к поворотному кулаку. Таким образом производитель проявляет уважение к потребителю и знание особенностей конструкции узла – эти болты корродируют, и порой отворачиваются только после ударов по головке, а то и нагрева. Такие болты нужно обязательно заменить.
Примерная цена 380 ₽
Самое дешевое изделие в выборке. Момент проворота шарового пальца – один из самых высоких: руль может оказаться тугим. Усилия вырыва и выдавливания достойные. Стойкость к воздействию соли средняя. Морозоустойчивость пыльника низкая: раскололся уже на первом этапе испытаний. Рекомендуем разве что при отсутствии альтернативы для жителей теплых регионов.
Примерная цена 900 ₽ (за две штуки в одной коробке)
Шероховатость самая низкая в выборке: это хорошо. А вот минимальное усилие вырыва пальца – это плохо: всего 1840 кг при норме 2100 кг. Стойкость к воздействию соляного тумана – одна из лучших. Пыльник не выдержал мороза в –50 ˚С. Цена – средняя. В целом рекомендовать не можем.
Примерная цена 550 ₽
С килограммами и микрометрами всё в порядке, но вот соляной туман оказался не по зубам: предпоследнее место в выборке. А пыльник не выдержал мороза в –50 ˚С. Рекомендуем с оговорками – для жителей сухих теплых регионов.
Примерная цена 430 ₽
Усилия вырыва и выдавливания солидные. Все показатели на среднем уровне, подвел чехол в мороз –50 ˚С. Рекомендуем всем, кроме жителей совсем уж холодных регионов.
Примерная цена 720 ₽
Все показатели в норме, однако не сдюжил пыльник на морозе в –50 ˚С. Отметим высокую устойчивость к воздействию соляного тумана. Рекомендуем с оговорками – кроме районов с экстремально низкими температурами.
Примерная цена 420 ₽
Момент проворота довольно большой. С твердостью шарового пальца – откровенный провал: это металл или пластилин? Устойчивость к соляному туману – самая низкая в выборке. За данный образец – незачет. Не рекомендуем.
Примерная цена 450 ₽
Момент проворота шарового пальца – самый низкий: руль должен быть легким. А твердость пальца – самая высокая. Пыльник испугался мороза: треснул уже при –40 ˚С. Рекомендуем ограниченное применение в теплых регионах.
Примерная цена 450 ₽
Момент проворота пальца небольшой. Шероховатость шара – одна из самых низких в выборке. Соляной туман опора перенесла плохо: результат второй от конца. А пыльник не выдержал мороза в –50 ˚С. Рекомендуем с оговорками – для теплых сухих регионов.
Примерная цена 620 ₽
Все результаты в норме, замечаний нет – вообще. Рекомендуем в первую очередь.
Примерная цена 620 ₽
Усилия вырыва и выдавливания очень солидные – это хорошо. Остальные результаты средние, замечаний нет. Рекомендуем в первую очередь.
Результаты испытаний шаровых опор
Илья Шельменкин, главный инженер ООО «Эрлайн»
Комментарий специалиста
Образцы шаровых опор прошли комплекс испытаний согласно ГОСТ Р 52433–2005. Во время проведения теста было обнаружено два изделия с серьезными замечаниями – у одного крайне малая поверхностная твердость, у другого низкое усилие вырыва шарового пальца. Недостаточная коррозионная стойкость была выявлена у трех шаровых опор.
Как своими силами диагностировать состояние шаровой опоры

Бренд года «За рулем» 2023
Читатели «За рулем» определяют лучших производителей автокомпонентов и дополнительного оборудования, представленных на российском рынке.
Ваш опыт поможет миллионам россиян выбрать достойные, качественные автотовары, продлить жизнь своей машины и сэкономить деньги.