Отказ стеклоочистителей во время внезапно начавшегося дождя или снегопада – вещь очень неприятная. В этом случае до устранения всех неполадок вы просто лишены возможности двигаться, так как видимость может упасть практически до нуля. Именно поэтому лучше даже при более благоприятной погоде заранее убедиться в том, что «дворники» работают безотказно.
- Основные симптомы выхода из строя мотора или трапеции стеклоочистителя
- Диагностика состояния трапеции и мотора стеклоочистителя
- Почему могут не работать дворники?
- Перегорел предохранитель
- Не верная работа подрулевого переключателя
- Поломка механизма дворников
- Отсутствие напряжения на моторчике
- Плохо чистят дворники
- По просьбам трудящихся
- Особенности устройства электродвигателя
- Принцип работы
- Ремонт мотора стеклоочистителя
- Устранение неисправностей моторчика
- Демонтаж устройства
- Особенности замены и схема
- Требования к стеклоочистителям.
- Способы подключения стеклоочистителей.
- Схема стеклоочистителя работа.
- Первое положение.
- Второе положение.
- Блок реле лада гранта
- Реле дворников «приказало долго жить»
- Приборы для диагностики электрооборудования
- Условные обозначения на чертежах
- Советы для автомобилистов
- Устройство привода стеклоочистителей
- Как обнаружить и устранить неполадки в системе стеклоочистителей автомобиля Лада Калина
- Возможные причины неисправности и способы их устранения
- При включении не работают дворники на Калине, но при этом электропривод вращается
Основные симптомы выхода из строя мотора или трапеции стеклоочистителя
Система стеклоочистителей включает в себя два основных элемента, приводящих щетки в движение – мотор-редуктор и так называемую трапецию. В том случае, если при установке в соответствующее положение правого подрулевого переключателя, щетки не двигаются, это может говорить как о неисправности электродвигателя мотора, так и о заклинивании трапеции.
Как правило, при сильном окислении валов и шарниров механизма, стеклоочистители не перестают работать «разом». До этого момента наблюдается замедление скорости движения щеток, их подклинивание в различных положениях. Это достаточный повод для того, чтобы задуматься о проведении соответствующих профилактических мероприятий (см. статью Профилактика трапеции и моторчика стеклоочистителя) или произвести замену трапеции и мотора стеклоочистителя.
Причиной неисправности может быть также повреждение контактов или короткое замыкание в двигателе, вызванное попаданием внутрь влаги. Обычно в подобном случае перегорает ответственный за «дворники» предохранитель. Обратите внимание, что стеклоомыватель в данном случае продолжает функционировать. Другая частая причина – образование налета и ржавчины на валу двигателя или в шарнирах в результате коррозии.
Спасибо за подписку!
Диагностика состояния трапеции и мотора стеклоочистителя
Проще всего выявить причину неисправности при снятии трапеции и мотора стеклоочистителя. Можно попробовать сначала отсоединить трапецию и проверить, будет ли вращаться вал мотора без нагрузки. Перед этим необходимо при помощи тестера определить, подается ли ток на контакты, ведущие к мотору. Если вал вращается туго, скорее всего, дело в недостатке смазке, если не вращается вовсе – возможно повреждение обмотки, щеток или контактов двигателя.
Для точного выяснения причины неисправности необходимо произвести разборку мотора и трапеции. В большинстве случаев выявленные недостатки можно легко устранить. Исключением является значительные механические повреждения элементов двигателя из-за чрезмерного износа.
При первых признаках неисправности мотора и трапеции стеклоочистителя лучше сразу выяснить их причины, чтобы в самый неподходящий момент не лишиться этого весьма необходимого приспособления. Наиболее точную картину даст визуальный осмотр, который можно произвести после снятия и разборки мотора и трапеции.
Не верная работа дворников входит в список пяти неисправностей при которых запрещена любая эксплуатация автомобиля, даже движение до места ремонта. Поэтому следует со всей серьёзностью относиться к вопросам ремонта и диагностики механизма дворников.
Почему могут не работать дворники?
Самые основные причины, по которым могут не работать дворники на Лада Гранта.
Рассмотрим каждую из этих причин отдельно.
Перегорел предохранитель
Предохранитель стеклоочистителя обозначен стрелкой
Если при замене предохранителя на заведомо исправный дворники по прежнему не работают, то проверяют контактное реле. Проверка такая же, его меняют на заведомо исправное.
Реле стеклоочистителя обозначено стрелкой
Не верная работа подрулевого переключателя
Дворники автомобиля работают только при включённом зажигании. Поэтому, если вы пробуете включить стеклоочиститель на выключенном зажигании и ничего не происходит, то это не поломка!
Подрулевой переключатель режимов работы дворников автомобиля
Если не работает какой-то из режимов, то скорее всего вышел из строя подрулевой переключатель.
Если при замене подрулевого переключателя на исправный дворники по прежнему не работают, то необходимо смотреть приходит ли напряжения на разъём предохранителя.
Снимаем переключатель режимов дворников для визуальной диагностики
Если напряжение на разъёме предохранителей присутствует, то подрулевой переключатель исправен.
Поломка механизма дворников
Часто откручивается гайка на 13
Начинают проверку с визуального осмотра механизма и проверки затяжки резьбовых соединений. Не редкая ситуация когда не затянута гайка на выходном валу редуктора механизма дворника, который удерживает кривошип привода трапеции. Далее, пробуют подать напряжение на моторчик напрямую с аккумулятора, это поможет выяснить, исправен ли ли моторчик дворников.
Отсутствие напряжения на моторчике
Если после проверки реле, предохранителей и переключателя дворники по-прежнему не работают, то проверяют напряжение на клеммах моторчика. Если оно отсутствует, то где-то обрыв цепи.
Плохо чистят дворники
Пару раз сталкивался с неработающими дворниками на Гранте. Оба раза сгорал предохранитель. Слабое место где-то видимо.
Алексей «спец по технической части» :
Скорее всего повышенную нагрузку даёт моторчик дворника, он может быть неисправен.
Посмотрела Ваше видео и теперь поняла почему у меня то работают дворники то тормозят. Я уже 2 раза обращалась в сервис, но после ремонта снова та-же проблема. Наверное это предохранитель? Пойду менять.
Врят ли. Если ломается предохранитель, то дворники не работают вообще, так как нет контакта. Скорее всего это реле дворников. Начните проверку с них.
проблема в переключателе
Сегодня заметил, что дворники как-то медленнее стали работать. Как думаете, с чем это может быть связано?
попала грязь на валы самих дворников , аккуратно разобрать , удалить грязь и помазать
У меня с водительской стороны моторчик постоянно ломается
Согласен с Романом, электрика выходит из строя только по причине, чаще забиваются втулки валов, отсюда медленное вращение, торможение, а как следствие перегрев двигателя, увеличение тока и сгорание предохраниетеля
В чём причина залипания дворников?
Не работают дворники на первом режиме.Что это может быть.
На холодную при включении зажигании автоматически включаются дворники. Что может быть
Для разборки моторедуктора отверните винты крепления крышки 6 редуктора и снимите ее вместе с панелью 4 концевого выключателя
Затем отверните винты крепления корпуса 11 редуктора к корпусу 8 электродвигателя и разъедините их.
Выньте якорь 9 электродвигателя.
Чтобы снять шестерню 3 редуктора, отверните гайку крепления кривошипа, снимите стопорное кольцо с оси и выньте из корпуса ось с шестерней и шайбами.
После разборки продуйте внутренние полости электродвигателя сжатым воздухом для удаления отложений угольной пыли и проверьте состояние щеток и коллектора.
Щетки должны свободно, без заеданий перемещаться в щеткодержателях, а пружины должны быть целыми и иметь достаточную упругость.
Коллектор зачистите мелкозернистой шлифовальной шкуркой, а затем протрите чистой тряпкой, слегка смазанной техническим вазелином.
Если коллектор сильно обгорел или изношен, то моторедуктор лучше замените новым. Проверьте, нет ли следов заедания на шейках вала якоря.
При необходимости зачистите их мелкозернистой шлифовальной шкуркой.
При сборке отводите щетки от коллектора, чтобы не поломать их и не повредить их кромок, а якорь в корпус вставляйте с особой осторожностью, избегая ударов якоря о полюса, чтобы не разбить их.
После сборки, для центровки подшипников, постучите деревянным молотком по корпусу моторедуктора, а затем проверьте его на стенде.
При установке кривошипа располагайте его так, чтобы в конечном положении он был параллелен короткой тяге очистителя и направлен в сторону электродвигателя.
Данные для проверки моторедуктора
Частота вращения вала моторедуктора при напряжении питания 14 В, моменте нагрузки 1,47 Нм (0,15 кгс·м) и температуре окружающей среды 25±10 °С, мин -1 :
— первая (малая) 30–40
— вторая (большая) 55–70
Потребляемая сила тока при указанном выше моменте нагрузки, А, не более:
— на первой скорости 3,5
— на второй скорости 5
Если пружины щеток повреждены или потеряли упругость, замените их.
Проверьте легкость перемещения щеток в щеткодержателе.
Они должны перемещаться свободно, без заеданий.
Замените изношенные или имеющие сколы щетки.
При замене припаяйте выводы новых щеток к щеткодержателю.
Зачистите коллектор мелкой шкуркой, если он загрязнен или на нем имеются риски, царапины и т.п.
При сильно изношенном или обгоревшем коллекторе замените якорь или редуктор с электродвигателем в сборе.
При обнаружении следов заедания на шейках якоря зачистите шейки мелкой шкуркой.
Замените шестерню редуктора с сильно изношенными или поломанными зубьями.
Подгоревшие или окисленные контакты механизма самоостанова зачистите мелкой шкуркой
фото разъема сделай, и сюда выложи.
ну и метод «научного тыка» никто не отменял
По просьбам трудящихся
схема ж есть — в чем проблема по ней подавать напряжение? E — минус. +1 — обмотка первой скорости работы, +2 — обмотка второй скорости. на один из них подается плюс. но для определения начального положения щеток есть встроенный контакт-прерыватель, который через клеммы B и S работает. через B коммутируется плюс, пока положение не нулевое, на выходе S есть плюс. т.е. для прерывистого режима через подрулевой постоянно подается плюс на клемму B и однократно подается плюс на клемму +1 (чтобы стронуть моторчик). далее плюс приходящий с S всё также продолжает через подрулевой выключатель подаваться на +1. после полного оборота срабатывает прерыватель в моторчике и на выходе S плюс пропадает.
не вздумайте подавать напряжение только через клеммы +1 и +2! а то бывают умельцы. там получается очень маленькое сопротивление, ток сумасшедший, моторчик работает с очень большой скоростью и сгорает очень быстро.
Прибор нашёл своё применение не только в легковых автомобилях, но и у всех остальных видов транспортных средств. Даже крупные субмарины, вертолёты и самолёты оснащаются стеклоочистителями, которые выполняют незаменимую роль и при этом обладают очень простым принципом действия. При работе дворников начинается удаление лишней воды, грязи и прочих посторонних объектов на ветровом стекле.
Автомобильные модели обладают несколькими режимами работы: с заданным промежутком времени; постоянный; одинарный. Вспомогательный механизм обеспечивает подачу воды для удаления большого количества пыли или загрязнений с лобового стекла.
Особенности устройства электродвигателя
Базис стеклоочистителей состоит из нескольких отдельных элементов. Среди них следующие:
Независимо от модели и производителя, такие детали незаменимы. Разные вариации объясняются лишь модельными характеристиками. Для примера, в самых последних новинках автомобильной отрасли присутствуют модернизированные варианты с самыми различными функциями.
Некоторые из них располагают функцией подогрева, некоторые работают на автоматической основе, реагируя на любой контакт с водой или грязью на лобовом стекле. В общем, это все существующие детали прибора, поэтому следующий этап изучения его работы заключается в обзоре базовых понятий.
Не секрет, что все очистители стекла представляют собой очень хрупкое и уязвимое приспособление, которое нуждается в усиленном уходе и может сломаться. Такой конструктивный элемент вынужден справляться со всей работой очищения лобового стекла, поэтому при продолжительной эксплуатации замечается такая проблема, как быстрый износ.
Неприятность связана с постоянным контактированием резиновой щётки с поверхностью стекла и большими нагрузками. В результате хорошая модель должна располагать внушительной гибкостью и жёсткостью.
Как проверить моторчик стеклоочистителя? При проверке моторчика стеклоочистителя на исправность достаточно обратить внимание на ряд ключевых тонкостей и предопределяющих факторов. Один из них — погодные условия. Не секрет, что продолжительное воздействие низких температур, жара и дождь не самым лучшим образом сказываются на состоянии и работе деталей.
Провести проверку электродвигателя стеклоочистителя совсем несложно. Если есть какие-нибудь дефекты, на лобовом стекле будут заметны царапины или полосы. А также не исключается появление некорректного шума от работы щёточек. Кроме этого, щёточки могут двигаться очень медленно, не в такт, или очень быстро. В таком случае следует обратить внимание на моторчик.
При осмотре учтите состояние реле или рычага. Если из строя вышел один из важных элементов, это будет сопровождаться движением щёточек в разных направлениях. Если щётки стеклоочистителя начинают слетать в режиме активной работы, придётся применить новый щёткодержатель.
Принцип работы
Современные автомобили и многие другие транспортные средства могут оснащаться двумя стеклоочистителями. Подобное решение располагает двойной конструкцией для переднего стекла.
Она не включает в себя резинки, размещенные на щётке, которые обеспечивают более эффективную и продуктивную работу, а также для заднего стекла (здесь речь идёт об одинарном варианте).
Большинство существующих моделей способны работать в трёх разных режимах:
В основе каждого очистителя стекла находится соответствующий двигатель, который оборудован редуктором, щётками, системой рычагов и автоматизированным механизмом, позволяющим возвращать дворники в исходное положение.
Кроме этого, вместе с устройством функционирует прибор подачи воды на всю область лобового стекла. Если он выходит из строя, автомобилист должен серьёзно задуматься о предстоящем ремонте.
Ремонт мотора стеклоочистителя
Есть несколько факторов и причин, способных вывести столь важный прибор из строя. В большинстве случаев, это происходит при отсутствии контакта между коллекторов и щётками. Если после осмотра моторчика и тотальной чистки контактов проблема не исчезает, скорее всего придётся разобрать его и заменить.
Однако, перед тем как принять такое радикальное действие, следует рассмотреть ещё несколько способов для принятия решительных действий. Если редуктор заел, а рычаги заклинили, скорее всего в системе сработал определенный предохранитель, который называется биметаллическим. В результате, система не сможет справляться со своими обязанностями и доставит водителю дополнительные проблемы.
Правда, если вовремя снять деталь и провести соответствующий ремонт, заменив предохранитель, скорее всего неисправность будет устранена за короткие сроки. При условии, что всё сделано правильно, стеклоочиститель начнёт работать в штатном режиме, как прежде.
Не исключается развитие тех случаев, когда прибор способен работать лишь в конкретном скоростном режиме. Такая проблема носит совершенно другой характер и кроется в неполадках переключателя или резистора. Здесь щёточки вовсе не приходят в нижнее положение, из-за чего появляется необходимость регулировки механизма остановки.
Ситуации, когда при запуске стеклоочистителя слышны странные звуки и шум, тоже не являются редкостью. Если такие феномены никак не связаны с сухостью стекла, возможно речь идёт о какой-нибудь более серьёзной проблеме.
Как уже говорилось выше, конструктивные характеристики мотора дворников крайне просты и понятны. На пальчиках находятся небольшие щёточные рычаги, которые чаще всего издают неприятный звук. Иногда случается такое, что механизм начинает закисать во втулках кронштейна из-за нарушения защиты. В итоге, внутрь попадает грязь и вода.
Если после окончательной проверки устройства любые неисправности так и не обнаружены, но при этом шум по-прежнему не даёт спокойно жить, не исключается необходимость проведения замены моторчика. Теперь следует отключить прибор от электрического питания, а затем приступать к работе по демонтажу.
Устранение неисправностей моторчика
Бывает несколько разных вариантов поломки. Электродвигатель перестал работать, предохранить из биметалла тоже неисправный, при этом целостность плавкой вставки, которая является незаменимой частью цепи питания, по-прежнему сохранена.
В таком случае следует провести полный анализ проводки, качество соединения контактов и локализировать возможные неполадки. Если проблемы с проводкой отсутствуют, скорее всего нужно оценить состояние переключателя дворников. Любые неисправные заточки и мелкие детали нужно снять и заменить. Не исключается риск поломки двигателя, что связано с подгоранием контактов или залипанием щёток.
Здесь вам понадобится выполнить ремонт моторчика, что подразумевает полноценную замену вышедших из строя частей и тщательную очистку от загрязнений. А также необходимо посмотреть на состояние проводов, идущих к мотору и колодкам. На следующем этапе придётся провести полную диагностику предохранителя из биметалла.
Его тщательно очищают от загрязнений, а если это невозможно, заменяют новый. Если ситуация не поменялась, обратите внимание на целостность обмотки якоря моторчика. При отсутствии цепи необходимо заменить якорь или всю конструкцию.
Ещё одна ситуация выглядит совершенно другим образом. В таком случае предохранитель из биметалла может работать, но двигатель даже не запускается. Перед началом каких-нибудь действий следует убедиться в целостности рычагов. Очень часто они выходят из строя из-за деформации или примерзания щёток к поверхности лобового стекла.
По-особому сложным бывает ремонт в тех случаях, где происходит короткое замыкание в якорной цепи. Здесь необходимо определиться с одним из двух решений: заменить якорь или редуктор.
Бывают случаи, что моторчик перестаёт функционировать в режиме прерывистой работы. Чаще всего, проблему объясняют какие-нибудь неполадки с реле или переключателем. Оба варианта подразумевают замену неисправного узла.
Если остановка стеклоочистителей, работающих в прерывистом режиме, по-прежнему не происходит, скорее всего речь идёт о поломке концевого выключателя или реле. В первом варианте пружинная пластинка попросту не дожимается кулачком шестерни редуктора. Чтобы решить проблему, её нужно слегка подогнуть.
Демонтаж устройства
В редких случаях моторчик переднего или заднего стеклоочистителя перестаёт работать по причине какого-нибудь заводского дефекта. Проблема встречается крайне редко, однако, если вы стали её жертвой, ничего не остаётся, как начинать особый ремонт.
Чтобы выполнить процедуру успешно, проведите полный демонтаж. Не секрет, что такой процесс довольно хлопотный и длительный. В особенности, если приходится ремонтировать деталь от старых автомобилей, таких как, «Таврия», «КАМАЗ», «Приора» и так далее. В этом случае придётся использовать несколько отдельных этапов, включая откручивание гаек, выполняющих роль крепежа для рычагов.
В дальнейшем можно приступать к снятию самих рычагов с конусных шлицев привода. Если на этом этапе у вас возникают какие-нибудь трудности, шлицы можно обработать проникающей смазкой. Далее, проводится демонтаж приводов рычага, путём откручивания гаек, а также снятие резиновых прокладок и пластмассовых втулок.
В жгуте колодка проводов отсоединяется и вытягивается при использовании приподнятого края уплотнителя, через специальную прорезь в перегородке моторного отсека. Следующее действие заключается в изъятии стеклоочистителя.
Теперь придётся открутить шайбу со снятого прибора и демонтировать пружинный фиксатор. А также не обойтись без отсоединения тяги. В итоге вам останется провести демонтаж трёх болтов и достать двигатель. После полноценного визуального осмотра, начинайте заменять любые неисправные детали.
Если же это не даёт никаких результатов, единственным выходом из ситуации станет покупка нового моторчика. Если же проблема устранена, сборку системы очистки стёкол необходимо выполнить в обратном порядке.
Особенности замены и схема
Если после тщательной диагностики вам удалось определить неисправность моторчика, задумайтесь о замене вышедшего из строя узла. На этом этапе отсутствуют какие-нибудь особые сложности, поэтому даже неопытный новичок с лёгкостью решит вопрос.
Правда вы должны понимать, что особенности процедуры бывают разными в зависимости от модели того или иного транспортного средства.
Поэтому перед тем как выполнить серию каких-нибудь действий обратите внимание на технические особенности системы, ознакомьтесь с сервисным руководством к авто.
Никак не оставляет в покое меня этот магазинный жгут. Еслиб я знал на какие приключения подписываюсь покупая его.Но прогресс есть, перебрав 5 схем подключения, выявлены и подключены рабочие контакты.
Задача: соединить мотор-редуктор стеклоочистителя по схеме или схемам.Использованные схемы:
Еще раз напомню схему жгута:
Что было сделано и придумано:1) Обе схемы соединения мотор-редуктора и подрулевых с релюшкой абсолютно рабочие.Или проще говоря идентичные.2) В целях экономии времени был обжат жгут проводов от мотор-редуктора на имеющиеся 4 провода фишки с подрулевых и в соответствии со схемой добавлено 2 недостающих провода — массы и прямой на 31b релюшки.3) Но не все так просто. Провода идущие на релюшку на клеммах 15 и 31b оказывается идут с одного контакта 53а подрулевого, и питание на релюшку и соответственно мотор-редуктор не подается в принципе.Я хорошим словом помянул этого инженера-электрика сделавшего жгут.4) С клем релюшки был отсоеденен 31b идущий с подрулевого и на него прокинут напрямую провод с мотор-редуктора в соответствии со схемой. На подрулевом с 53ah прокинут провод на 53а.Вот после этих манипуляций все и заработало!
Итог.Жгут подрулевых из магазина — не качественный. Провода тонкие, жгут идущий на стеклоочиститель, не рабочий (по отношению к мотор-редукторам новых выпусков). Имеются провода замыкающие неверные контакты, имеются пустые провода («сопли»)! Одна клемма, даже не обозначена на схеме.Пришлось прозванивать каждый провод и заново изучать схемы.
Моторчик подключен и работает в 3х режимах (быстро, медленно и прерывисто).Из вновь выявленных проблем, трапеция левого водительского дворника упирается в рычаг засбонки печки. Крепление мотор-редуктора выгибается и не дает правильно работать трапеции.
Но главное электрику я победил, и осталась одна механника.
За подсказки как сделать чтобы трапеция водительского дворника не упиралась в рычаг заслонки буду благодарен!
Требования к стеклоочистителям.
Схема стеклоочистителя имеет несколько типов исполнения. При любой схеме исполнения стеклоочистители должны обеспечить очистку лобового стекла при любом количестве осадков. Привод автомобильных стеклоочистителей, как правило, имеют две скорости. Он должен обеспечить укладку щёток при выключении в крайнее положение, не мешающее обзору водителя.
На современных автомобилях привод стеклоочистителя имеет режим прерывистой работы. Он обеспечивается тепловым или электронным реле, включенным в цепь включения питания привода стеклоочистителя. Такой режим может быть как с постоянным промежутком времени, так и регулируемым. При прерывистой работе совершается один или два цикла прохода щёток по лобовому стеклу с перерывами 3 — 5 секунд. Кроме того на некоторых автомобилях, например ВАЗ классика, прерывистый режим выполняет функцию малой скорости привода стеклоочистителя.
На некоторых автомобилях импортного производства, место прерывистой работы используется плавная регулировка скорости, которая обеспечивается изменением напряжения на электродвигатель электронным блоком.
Способы подключения стеклоочистителей.
Схему подключения стеклоочистителей можно разделить на два вида, по способу подключения переключателя режимов работы.
При первом способе подключения на электродвигатель привода стеклоочистителя подаётся постоянный плюс, а переключатель режимов соединяет элементы двигателя с минусом. Этот способ широко применяется в иностранных и отечественных автомобилях.
Второй способ полностью противоположен первому, то есть питание на электродвигатель подаётся через переключатель режимов, а минус в этом случае берётся с корпуса привода.
Я предлагаю рассмотреть принцип работы схемы стеклоочистителей автомобиля на примере, где плюс на электродвигатель подаётся через переключатель режимов, так как это более распространённый способ подключения.
На схеме представлено подключение привода стеклоочистителя с электродвигателем от постоянных магнитов и имеющего две скорости работы. Разница оборотов в данной схеме обеспечивается смещением одной из плюсовых щёток относительно физической централи якоря электродвигателя.
Схема стеклоочистителя работа.
Схема состоит из плавкого предохранителя F, трёхпозиционного переключателя SA, электродвигателя с постоянными магнитами М и концевого переключателя SQ. Нулевое положение переключателя SA соответствует выключенному состоянию стеклоочистителя автомобиля. Если переключатель перевести в это положение после рабочего то остановка электродвигателя произойдёт только после размыкания концевого переключателя SQ, которое происходит в момент нахождения щеток стеклоочистителя в крайнем положении.
Замыкание щётки электродвигателя, переключателем SQ, на массу приводит к динамическому торможению и резкой остановке электродвигателя, что препятствует проскакиванию момента отключения и повторной подачи питания на щётки электродвигателя через SQ, что приведёт к безостановочной работе электродвигателя.
Первое положение.
При переводе переключателя SA в первое положение питание от предохранителя F через контакты переключателя, будет поступать к щётке электродвигателя, и привод будет работать на низкой скорости.
Второе положение.
Если включить второе положение, то питание получит дополнительная щётка электродвигателя, смещённая относительно минусовой щётке, что приведёт к изменению магнитного потока якоря и увеличению скорости вращения.
Говорить о роли стеклоочистителей в автомобиле так же глупо как, например, о пользе шин. Другими словами — либо они исправны, либо никуда не едем. Особенно остро проблема встаёт сейчас, в межсезонье. И в данной заметке я хочу разложить по полочкам наиболее частые неисправности наших «дворников» и способы их устранения. Но для начала давайте в общих чертах обрисуем схему работы привода стеклоочистителей. Реле переключения режимов управляет интервалами взмахов щёток, задаваемых рычажком возле руля. Через реле цепь идёт уже непосредственно к мотор-редуктору , что под капотом. Редуктор имеет вращающийся вал, который крепится к трапеции , а та уже совершает возвратно-поступательные движения, которые и качают поводки стеклоочистителей. Кстати, вопреки расхожему мнению обывателей, вал мотор-редуктора вращается только в одном направлении, и никаких изменений направления «туда-сюда» (по принципу самих щёток стекла) не имеет. Это вполне можно увидеть по схеме ниже, мысленно прикинув кинематику движения всей этой конструкции.
Теперь, когда у нас есть общее представление о принципе работы, давайте разберёмся с типичными неисправностями. Поехали.
Решение: Разобрать редуктор трапеции и проверить контакты. Кто уже испугался таких слов, дальше могут не читать. Тем же, кто твёрдо намерен победить шайтан-машину, поясню подробно. На тот самый вал, который приводит трапецию, насажана шестерня (перечитываем первый абзац и смотрим картинку). Да не простая, а имеющая специальные контакты-размыкатели. Как видно из названия, их предназначение — размыкать контакты реле, останавливая моторчик в нужном положении щёток стекла. А нужное положение у нас, как вы понимаете, одно — когда они внизу. И как только те самые контакты начинают терять прилегание к кольцу на шестерне, мы и начинаем наблюдать различные чудеса. Лечится это всё крайне-просто: банальным подгибом этих металлических планочек.
2) Щётки передвигаются с трудом , иногда также внепланово останавливаясь где-то не там где надо. Несмотря на схожую с первым пунктом симптоматику, фактор затруднённого движения вносит совершенно иной «анамнез» болезни. Еле-ползают дворники из-за закисшей трапеции, а внезапно стопорятся из-за срабатывания терморезистора . Эта штука находится рядом с моторчиком (также показана в видео) и мониторит его температуру. При превышении порогового значения (тягать заклинивший механизм тяжко и увеличивается нагрев), во избежание разрушения магнитов и обмотки мотора, контакт разрывается. Вот в этот момент очистители и замирают на стекле окончательно. Через минуту-другую мотор немного остывает, контакт появляется снова. И щётки продолжают еле-ползать.
Решение: как ни странно, но снять и нормально прочистить все сочленения трапеции. Когда же вы её достанете и попробуете подвигать руками, то уверяю, вы будете шокированы прилагаемым усилием. И будете долго удивляться, как мотор-редуктор всё это время умудрялся вообще что-либо двигать.
3) Нестабильная работа на прерывистом режиме . Напасть эта также является хитом форумных запросов по нашей теме. И за такую подставу ответственность делят как уже упомянутые выше контакты в редукторе, так и реле управления режимами. Поведение щёток здесь может варьироваться в широчайших пределах. От «чуть дёрнулись и встали», до нормального функционирования вначале и отказах после нескольких минут работы.
Решение: Здесь нужно действовать от простого. Если прерывистый режим дворников сбоит, то начните с проверки или замены (если не дружите с паяльником) реле. Где оно находится вы сможете узнать из Руководства по эксплуатации — там эта информация обязательно есть, наряду с местоположением и маркировкой предохранителей. Если манипуляции с реле не возымели должного эффекта, то путь только один — в пункт номер «1», а именно, в корпус редуктора для ревизии контактов-размыкателей.
Что хочется сказать в заключение. В три вышеуказанных сценария укладывается абсолютное большинство инцидентов связанных с работой системы очистки стекла. Конечно, я не стал акцентировать внимание на таких очевидных вещах как сгоревший предохранитель, окисление/потеря контакта в разъёмах или обрыв провода. Или банально засорившийся блок подрулевого рычажка, откуда и растут все ноги происходящих чудес. Здесь конкретики быть не может как минимум ввиду отличающихся схем проводки на разных машинах. И тем не менее, повторюсь: в большинстве случаев всё можно решить ориентируясь на описанный сегодня алгоритм действий.
Надеюсь, кому-то будет полезно!Всем быстрых дворников и надёжных реле!
Блок реле лада гранта
Реле находятся в том же блоке предохранителей и реле, который расположен слева от рулевой колонки под крышкой.
Новая Лада: Схема подключения генератора автомобиля
K1 — реле вентилятора печки
K2 — реле электростеклоподъемников. Если они не работают, проверьте также предохранитель F2, если не поможет, то дело может быть в блоке управления.
K3 — реле стартера. Если он не работает (не крутит) и данное реле рабочее, проверьте уровень заряда аккумулятора. Также дело может быть во втягивающем или в замке зажигания и его контактах.
K4 — реле клеммы 15 замка зажигания
K5 — реле поворотников и аварийной сигнализации. Если поворотники горят и не выключаются, возможно замкнуло это реле. Проверьте также предохранитель F3 (режим «аварийки»).
K6 — реле стеклоочистителя. Проверьте также предохранитель F4.
K7 — реле дальнего света. Проверьте также предохранители F14 и F15 и сами лампы.
K8 — реле звукового сигнала. Проверьте также предохранитель F20, контакты выключателя сигнала на руле.
K9 — реле ближнего света. Проверьте также предохранители F12 и F13 и сами лампы.
K10 — реле обогрева заднего стекла. Если не работает обогрев, дело может быть и в предохранителе F8.
K11 — реле блока управления двигателем. Проверьте также предохранитель F1.
K12 — реле электрического бензонасоса. Проверьте также предохранитель F21.
Самая часто возникающая ситуация — это перегорание предохранителя. Начинать диагностику следует именно с него, для этого замените предохранитель на другой из монтажного блока. Номер предохранителя стеклоочистителя в монтажном блоке F4. Подробная схема монтажного блока здесь.
Реле дворников «приказало долго жить»
Номер контактного реле K6.
Приборы для диагностики электрооборудования
В комплект основных приборов для диагностики входят тестер цепей или вольтметр (хотя вполне можно использовать и банальную 12-вольтовую контрольную лампу, оснащенную комплектом соединительных проводов). При наличии можно использовать индикатор обрыва цепи, который включает в себя лампу, независимый источник питания и соединительные провода.
Кроме того, следует всегда в своем автомобиле возить комплект проводов для запуска двигателя от альтернативного источника (обычно это аккумуляторная батарея другого автомобиля). Такие провода оборудованы зажимами по типу «крокодил».
Не лишним будет иметь прерыватель электрической цепи, поскольку это оборудование можно применять для подключения элементов цепи и шунтирования электрооборудования во время диагностики.
Условные обозначения на чертежах
Автомобиль Лада Гранта выпускается с 2021 года. На этом современном авто установлено много новейших приборов и электроники. Все это обеспечивает максимальную безопасность и комфорт для водителя. Корпорация «АвтоВАЗ» выпускает 3 вида модификаций автомобиля Лада Гранта: Стандарт, Норма, Люкс. Схемы соединений в комплектациях Норма и Стандарт одинаковые, у люксовой версии — иные.
Новая Лада: Скрипы и стуки в передней подвеске Лада Гранта: причины и диагностика
Разводка электропроводки состоит из большого количества жгутов. На чертежах имеются условные обозначения и порядковые номера приборов бортовой сети. Соединение элементов между собой показано линиями. Для большей наглядности линии различаются по цвету. Провода объединяют в жгуты. Жгуты соединяют блоки с помощью разъемных штекеров.
Принцип действия отдельных электронных блоков управления и приборов читатель должен изучить самостоятельно. Простые неисправности не создадут особых проблем при ремонте или замене запчасти. В случае поломки сложного электронного узла придется обратиться в сервис. Не требуется помнить наизусть все мелочи по монтажу деталей. Водителю желательно разобраться в компоновке чертежа, четко знать места расположения наиболее важных устройств и электропроводки.
Советы для автомобилистов
Хотя Lada Granta (Лада Гранта) и относится к легковым автомобилям последнего поколения автозавода ВАЗ, но комплектуется она самыми дешёвыми резиновыми щётками стеклоочистителя. Поэтому первые проблемы, с которыми сталкиваются владельцы этих автомобилей, становится режущий ухо звук, который издают щётки при движении по лобовому стеклу, в момент их включения совместно с омывателем.
Происходит это из-за того, что резинки щёток затвердевают (особенно при морозе) и начинают двигаться по сухому стеклу раньше, чем начнёт поступать на него «незамерзайка» или вода. Устранить эту проблему можно путём установки вместо штатных щёток эконом класса Bosch ECO, размерностью 600 и 400 миллиметров, более дорогих щёток Champion Aerovantage или Bosch Aero Twin. Тогда в салоне Лада Гранта (ВАЗ-2190) станет значительно тише, при работе стеклоочистителя. Да и менять щётки нужно хотя бы раз в год, перед началом осенней эксплуатации автомобиля.
Вторая проблема, с которой сталкиваются владельцы автомобилей Лада Гранта, неправильная установка поводков щёток, в результате чего, при их включении левая щётка ударяет в левую стойку кузова автомобиля, а правая, при выключении стеклоочистителя, слегка не доходит до места парковки и при включении дворников вначале идёт вниз и только затем поднимается вверх. Устранить эту неисправность можно путём снятия рычагов дворников с последующей переустановкой их, путём поворота, на небольшой угол против часовой стрелки.
Если дворники не включаются ни в одном из режимов работы, то поиск неисправности начинают с проверки предохранителя F4 (20А). Найти его можно открыв крышку монтажного блока, который стоит в передней панели, слева от рулевой колонки. Если этот предохранитель не перегорел, тогда, там же, нужно будет проверить работоспособность реле К6 (левый ряд, верхнее большое), через которое поступает питание к мотор-редуктору дворников. Проверку реле осуществляем методом замены его на такое же, но заведомо исправное. Кроме этого, возможна и механическая неисправность, связанная с откручиванием гайки на выходном валу редуктора при помощи которой крепится кривошип привода трапеции.
При отказе дворников работать только в одном прерывистом режиме, то при поиске неисправности можно сделать предположение, что вышла из строя микросхема, находящаяся внутри реле К6, при помощи которой, щётки стеклоочистителя делают паузу в работе. А отказ дворников работать на первой или второй скорости, может быть связан с зависанием одной из трёх щёток коллектора электродвигателя мотор-редуктора.
Устройство привода стеклоочистителей
Дворники приводятся в действие небольшим электромотором постоянного тока, который оснащен встроенным редуктором.
В якоре мотора установлены три щетки, при помощи которых и обеспечиваются три режима работы всей системы. Кроме того, электрическая схема управления работой стеклоочистителей включает в себя:
Биметаллический предохранитель и концевой выключатель расположены в редукторе электромотора, а все остальные элементы схемы размещены в монтажном блоке, установленном в подкапотном пространстве автомобиля. Все элементы схемы электрической принципиальной соединяются между собой с помощью проводов и монтажных колодок.
Как обнаружить и устранить неполадки в системе стеклоочистителей автомобиля Лада Калина
Устройство системы стеклоочистителя представляет собой довольно простую схему. При желании, любой автовладелец в состоянии разобраться в причине неисправности и устранить ее самостоятельно.
В случае прекращения работы дворников, первым делом надо проверить целостность предохранителя. Это наиболее распространенная причина неисправности, которую легко устранить, не прибегая к сложным технологическим процессам.
Возможные причины неисправности и способы их устранения
Если не работают дворники на Ладе Калина
в прерывистом режиме, необходимо поменять реле, находящееся в монтажном блоке, рядом с предохранителями.
Неисправность электродвигателя стеклоочистителя
ВАЗ 1117 Если это не возымело результата, отсоединяем разъем электропривода стеклоочистителя, находящийся под рамкой ветрового стекла. При помощи тестера или любой другой прозвонки, проверяем, приходит ли питание на разъем. Если питание приходит, то необходимо поменять электромотор дворников.
Отсоединяем клеммы от аккумулятора. Удаляем декоративные колпачки с поводков. Откручиваем гайки крепления поводков и снимаем их. Снимаем пластиковую решетку под рамкой лобового стекла, открутив болты ее крепления. Открутив, крепление трапеции (два болта и одна гайка), вынимаем электродвигатель из короба и отсоединяем его от трапеции. Устанавливаем новый, повторяя процедуру в обратном порядке.
Если питание не приходит на разъем
, необходимо заменить подрулевой переключатель. Отсоединяем клеммы аккумулятора. Снимаем пластмассовый кожух рулевой колонки. Отсоединяем колодку переключателя и нажав с двух сторон на фиксаторы вынимаем подрулевой переключатель дворников. Устанавливаем новый, повторив процесс в обратном порядке. Собираем кожух.
При включении не работают дворники на Калине, но при этом электропривод вращается
Необходимо проверить состояние редуктора и трапеции стеклоочистителя.
Откручиваем пластиковую решетку под рамкой лобового стекла. Предварительно сняв поводки дворников ,отвернув гайки их крепления. Проверяем, вращается ли ось редуктора электропривода стеклоочистителя.
В случае если ось вращается, а трапеция неподвижна
, проверяем шлицевое соединение редуктора и трапеции, при необходимости подтягиваем гайку крепления. При сильном износе соединения, необходимо заменить этот узел.
Если у вас не работают дворники на автомобиле Лада Калина
, это не повод впадать в отчаяние. Как правило, причиной служит мелкая неисправность. Такая, как перегоревший предохранитель или открутившаяся гайка на шлицевом соединении редуктора и привода стеклоочистителя, которую достаточно просто подтянуть.
Система электропривода стеклоочистителя достаточно надежна и не требует специального технического обслуживания. Достаточно соблюдения элементарных правил эксплуатации. Если в зимний период дворники примерзли к лобовому стеклу, то перед включением стеклоочистителя, необходимо освободить их ото льда. И они прослужат вам, не принося никаких проблем.
Всем привет сегодня хочется поговорить о том, почему не работают дворники на автомобиль Lada Granta, и рассмотреть основные причины данной неисправности.
Как известно Лада Гранта комплектуется не самыми дорогими дворниками, вернее стеклоочистителями стекла. И первым делом водители сталкиваются с проблемой свистящего звука дворников. А происходит это, потому что резинки дворников просто-напросто затвердевают особенно заметно, зимой. Решается заменой на более дорогие, а вообще желательно менять резинки стеклоочистителей хотя бы раз в год.
Следующая неисправность, связанная с дворниками это неправильная установка поводков щёток. В результате этого одна щетка не доходит, а вторая наоборот заступает за границы своей рабочей зоны. Решается правильной установкой.
В случае если дворники не работают совсем, то нужно начинать поиски неисправности с предохранителя F 4 на 20A. Предохранитель дворников на гранте находится в монтажном блоке слева от руля. Если предохранитель перегорел, то следует его заменить, а вот если цел, то тогда нужно проверить реле K 6. Проверить реле можно заменив его на рабочий такой же.
Следующая причина, почему не работают стеклоочистители это гайка, которая открутилась от выходного вала редуктора.
Если дворники работают только в одном положении, то возможно вышла из строя микросхема, которая находится внутри реле K 6. А если дворники не работают на первой или второй скорости, то возможно зависли щётки коллектора в электродвигателе.
Ну, вот и всё на этом мы рассмотрели основные причины, почему не работают дворники на автомобиле Лада Гранта.