- Блок управления климатической системой лада гранта
- Вентиляция салона
- Предотвращение запотевания стекол
- Очистка стекол от снега и льда
- Быстрый прогрев салона
- Обеспечение комфортной температуры воздуха в салоне
- Охлаждение
- Как включить кондиционер на лада гранта
- Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха лада гранта:
- Признаки исправности и неисправности системы кондиционирования лада гранта
- Конденсатор (радиатор кондиционера) лада гранта
- Испаритель кондиционера лада гранта
- Терморегулирующий клапан кондиционера лада гранта
- Ресивер-осушитель кондиционера лада гранта
- Трубопроводы кондиционера
- Страница 53
- Инструкция по эксплуатации автоваз lada granta
- Страница 53
- Страница 53
Блок управления климатической системой лада гранта
Рис 2: Блок климата ЛАДА Гранта не оборудованный кондиционером. 1 — переключатель режимов работы вентилятора; 2 — регулятор температуры подаваемого в салон воздуха; 3 — блок кнопочных выключателей; 4 — регулятор распределения потоков подаваемого в салон воздуха; 5 — рычаг управления системой рециркуляцииРис 3: Блок климата ЛАДА Гранта с кондиционером. 1 — переключатель режимов работы вентилятора; 2 — регулятор температуры подаваемого в салон воздуха; 3 — блок кнопочных выключателей; 4 — регулятор распределения потоков подаваемого в салон воздуха; 5 — рычаг управления системой рециркуляции
В блоках управления установлены следующие переключатели и регуляторы: 1) Переключатель режимов работы вентилятора. Для увеличения интенсивности подачи воздуха в салон во время движения и обеспечения подачи воздуха на неподвижном автомобиле установите рукояткой переключателя один из четырех режимов работы вентилятора воздухонагнетателя. 2)
Регулятор температуры подаваемого в салон воздуха. Для изменения температуры поступающего в салон воздуха вращайте рукоятку регулятора температуры. Синяя часть шкалы соответствует подаче максимально охлажденного воздуха, красная — подаче максимально подогретого.
При среднем положении рукоятки в салон подается воздух при температуре окружающей среды, На автомобиле, оборудованном кондиционером- система обеспечивает также режим автоматического поддержания в салоне заданной температуры. 3) Блок кнопочных выключателей.
В зависимости от комплектации в блоке могут быть установлены: 4) Регулятор распределения потоков подаваемого в салон воздуха. Для изменения направления подачи воздуха выберите рукояткой регулятора один из четырех вариантов (по часовой стрелке):
- подача воздуха на ветровое стекло (через сопла обдува ветрового стекла);
- подача воздуха в верхнюю часть салона (через боковые и центральные сопла панели приборов);
- подача воздуха в нижнюю часть салона (через нижние сопла корпуса отопителя);
- подача воздуха в нижнюю часть салона и на ветровое стекло (через нижние сопла корпуса отопителя и сопла обдува ветрового стекла).
5) Рычаг управления системой рециркуляции. Для включения режима рециркуляции переведите рычаг в крайнее правое положение. При включенном режиме рециркуляции наружный воздух не поступает в салон, а вентилятор воздухонагнетателя обеспечивает циркуляцию воздуха внутри салона.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не рекомендуется длительное включение режима рециркуляции во время движения автомобиля, так как это обычно приводит к запотеванию стекол. |
— выключатель обогревателя заднего стекла. При нажатии на кнопку включается обогреватель заднего стекла и загорается сигнализатор включения обогревателя на кнопке;
ПРИМЕЧАНИЕ
В вариантном исполнении при включении обогрева заднего стекла включается также обогрев наружных зеркал заднего вида. |
— выключатель электрообогрева ветрового стекла используется для быстрого удаления с него инея и влаги. При нажатии на кнопку включается обогреватель ветрового стекла и загорается сигнализатор включения обогревателя на кнопке. Система функционирует только при работающем двигателе.
- автоматически по истечении 6 мин;
- при повторном нажатии на клавишу выключателя во время обогрева;
- при падении напряжения в бортовой сети ниже допустимого уровня;
- при снижении оборотов двигателя ниже допустимых;
- при выключении зажигания;
— выключатель кондиционера. Для охлаждения воздуха, поступающего в салон автомобиля, нажмите на кнопку включения кондиционера в ней загорится сигнализатор. Для выключения кондиционера повторно нажмите на кнопку.
ПРИМЕЧАНИЕ
Кондиционер не включится, если переключатель режимов работы вентилятора воздухонагнетателя установлен в положение «О» (вентилятор выключен) или температура окружающего воздуха ниже О ‘С. Это не является признаком неисправности, а предусмотрено конструкцией.Вентиляция салонаДля вентиляции салона установите регуляторы блока управления вентиляцией и отоплением в следующие положения.
Предотвращение запотевания стеколПри высокой влажности воздуха (во время интенсивного дождя) стекла автомобиля могут запотеть. Для предотвращения запотевания ветрового стекла и стекол передних дверей выполните следующее:
Очистка стекол от снега и льдаДня быстрой очистки ветрового стекла и стекол передних дверей от снега и льда выполните следующее:
Быстрый прогрев салонаДля этого выполните следующее:
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Обеспечение комфортной температуры воздуха в салонеЕсли стекла в салоне очищены, а температура еще не достигла желаемой, выполните следующее:
ОхлаждениеДля охлаждения воздуха в салоне выполните следующее:
Источник Как включить кондиционер на лада грантаНа автомобили Лада Гранта устанавливают кондиционер воздуха компрессорного типа. Кнопка включения кондиционера расположена на панели, общей с органами управления отопителем. Кондиционер на автомобиль Лада Гранта устанавливается лишь в комплектации люкс. В этой статье мы хотели бы затронуть вопросы эксплуатации и ухода за кондиционером Лада Гранта. Не смотря на плюсы кондиционера, когда он будет вас спасать от жары в жаркую погоду, он имеет и определенные минусы – требования к его обслуживанию. Соблюдение этих требований значительно поможет вам продлить срок службы кондиционера, а значит и избавит от возможных проблем. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха лада гранта:1 – комбинированный датчик давления; 2 – участок трубопровода высокого давления; 3 – ресивер-осушитель; 4 – сервисный клапан линии высокого давления; 5 – конденсор (радиатор кондиционера); 6 – вентилятор конденсора и радиатора системы охлаждения; 7 – компрессор кондиционера; 8 – участок трубопровода низкого давления; 9 – сервисный клапан линии низкого давления; 10 – вентилятор отопителя (печки); 11 – испаритель; 12 – терморегулирующий клапан Компрессор кондиционера Лада Гранта установлен на блоке цилиндров двигателя и приводится во вращение поликлиновым ремнем. Он обеспечивает циркуляцию хладагента в системе. Вал компрессора установлен в передней крышке корпуса на подшипниках и уплотнен со стороны шкива привода сальником. Признаки исправности и неисправности системы кондиционирования лада грантаЕсли система исправна, то во время включения кондиционера раздается щелчок – это прижимной диск муфты под действием электромагнита входит в зацепление со шкивом привода, и начинает вращаться ротор компрессора. Конденсатор (радиатор кондиционера) лада грантаКонденсатор многопоточного типа расположен перед радиатором системы охлаждения двигателя в моторном отсеке. Он крепится с помощью кронштейнов к рамке радиатора. Соты конденсора изготовлены из плоских тонкостенных алюминиевых трубок с внутренними продольными перегородками для жесткости и наружными ребрами для улучшения теплоотдачи. Бачки алюминиевые, с фланцами для подсоединения к трубопроводам. По высоте бачки разделены на секции, поэтому, проходя через конденсор, поток хладагента несколько раз меняет направление. В конденсоре происходит конденсация паров сжатого компрессором хладагента и отвод выделяющегося при этом тепла в окружающий воздух. Советы по уходу и эксплуатации за конденсатором кондиционера Лада Гранта Не реже 1раза в год, лучше перед началом летней эксплуатации, промывайте ребра А и Б конденсора от грязи на их поверхности. Это улучшит теплообмен, снизит давление в системе и увеличит срок службы элементов системы. Не применяйте для мойки конденсора моющие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к повреждению В тонкостенных пластин оребрения. Даже при регулярной мойке необходимость замены конденсора возникает гораздо чаще, чем хотелось бы. Дело в том, что он первым принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и камешков с дороги. А стенки трубок у него тоненькие. В большинстве случаев конденсор повреждается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации. Если в результате коррозии нарушится герметичность конденсора, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоновой сварки удастся залатать дыру, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни может доходить до 25-28 бар. Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она разделена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду. Испаритель кондиционера лада грантаИспаритель (радиатор кондиционера салонный) расположен в блоке кондиционера в салоне, под панелью приборов. Испаритель изготовлен из алюминиевых трубок с наружными ребрами для улучшения теплообмена. Проходя по трубкам испарителя, кипящий хладагент активно поглощает тепло из воздуха салона. При включении вентилятора в салоне, поток воздуха обдувает наружную развитую поверхность трубок испарителя. Воздух охлаждается и подается в салон автомобиля. Внизу испарителя находится поддон и дренажное отверстие отводящее лишнюю влагу (конденсат) из салона. Дренажное отверстие должно быть всегда свободным, что избавит вас от застойных процессов в области испарителя и от непрятных запахов в салоне. Терморегулирующий клапан кондиционера лада грантаКлапан расположен в корпусе испарителя. Пройдя через дросселирующее отверстие в корпусе клапана, жидкий хладагент резко снижает свое давление и начинает кипеть. В корпусе клапана установлен регулирующий элемент, изменяющий проходное сечение дросселирующего отверстия в зависимости от давления и температуры хладагента. Регулирующий элемент настраивается на заводе-изготовителе и в процессе эксплуатации регулировке не подлежит. Ресивер-осушитель кондиционера лада грантаРесивер изготовлен из алюминиевого сплава. Внутри корпуса находится фильтрующий элемент, заполненный гранулами осушителя (силикагеля). Проходящий через ресивер сжиженный хладагент очищается от возможных примесей, грязи и влаги. Трубопроводы кондиционераТрубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый герметичный контур. Трубопроводы и фланцы их крепления изготовлены из алюминиевых сплавов. Рис. Конструкция шланга гибкой вставки: Страница 536 – клавиша выключателя электрообогрева ветрового При включении функции охлаж- дения удаление запотевания сте- Для включения функции охлаж- дения (кондиционирования) при 1. Включите зажигание (запу- 2. Включите электровентиля- тор, установив рукоятку 1 (рис. 39) 3. Установите рукоятку 4 своей меткой напротив символа 4. Нажмите на клавишу выклю- чателя кондиционера 5 с симво- индикатор, расположенный на При работе кондиционера воз- можно появление капель под мо- Для выключения функции ох- лаждения (кондиционирования) Кондиционер работает толь- ко при работающем двигателе, новке рукоятки 1 в одно из хотя бы одно из сопел 1, 2, 3 Для установки желаемой тем- пературы воздуха в салоне повер- Для ускорения охлаждения воз- духа в салоне рекомендуется на , при этом прекраща- ется поступление наружного воз- Не рекомендуется использо- вать режим рециркуляции дли- На автомобили Лада Гранта ВАЗ 2190 устанавливают кондиционер воздуха компрессорного типа. Кнопка включения кондиционера расположена на консоли панели, общей с органами управления отопителем. Компрессор кондиционера Установлен на блоке цилиндров двигателя и приводится во вращение поликлиновым ремнем. Он обеспечивает циркуляцию хладагента в системе кондиционирования. Вал компрессора кондиционера установлен в передней крышке корпуса на подшипниках и уплотнен со стороны шкива привода сальником. Шкив привода компрессора кондиционера установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращается. При включении кондиционера крутящий момент передается от шкива к валу компрессора через фрикционную муфту с электромагнитным приводом. Примечания: Если система кондиционирования исправна, во время включения кондиционера раздается щелчок – это прижимной диск муфты под действием электромагнита входит в зацепление со шкивом привода, и начинает вращаться ротор компрессора. Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора: 1. Если при выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторонние звуки, греется или появляется запах гари, то, вероятно, начал разрушаться ее подшипник. В этом случае необходимо заменить подшипник. В некоторых серьезных случаях может потребоваться замена муфты компрессора кондиционера в сборе или составляющих ее частей. 2. Если после включения кондиционера щелчка неслышно, то возможны следующие неполадки: 3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глохнет двигатель, то, скорее всего, заклинило компрессор. Внутренняя насосная часть компрессора кондиционера ремонту не подлежит. В этом случае компрессор кондиционера придется заменить. 4. И последний, самый неприятный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а воздух в салоне не охлаждается. В этом случае компрессор работает вхолостую, ничего не перекачивая. Определить эту неисправность может только опытный специалист при наличии специального контрольно-диагностического оборудования. Наиболее точно определить причину неисправности можно после полной диагностики в специализированном сервисном центре по ремонту автомобильных кондиционеров. Радиатор кондиционера (конденсор) Многопоточного типа расположен перед радиатором системы охлаждения двигателя. Он крепится с помощью кронштейнов к рамке радиатора. Соты радиатора кондиционера изготовлены из плоских тонкостенных алюминиевых трубок с внутренними продольными перегородками для жесткости и наружным оребрением для улучшения теплообмена. Бачки алюминиевые, с фланцами для подсоединения трубок кондиционера. По высоте бачки разделены на секции, поэтому проходя через радиатор кондиционера (конденсор), поток хладагента несколько раз меняет направление. В радиаторе кондиционера происходит конденсация паров сжатого компрессором хладагента и отвод выделяющегося при этом тепла в окружающий воздух. При включении кондиционера блок управления двигателем включает цепь питания электрического вентилятора радиатора охлаждения двигателя, что улучшает теплообмен в радиаторе кондиционера и снижает давление в системе кондиционера. Полезные советы: Не реже одного раза в год, лучше перед началом летней эксплуатации, промывайте оребрение (А) сот радиатора кондиционера от налипшей грязи, пыли и противогололедных реагентов (Б). Это улучшит теплообмен, снизит давление в системе кондиционирования и увеличит срок службы элементов системы. Не применяйте для мойки радиатора кондиционера моющие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к повреждению (В) тонкостенных пластин оребрения. Даже при регулярной мойке необходимость замены радиатора кондиционера возникает гораздо чаще, чем хотелось бы. Это связано с тем, что он первым принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и камешков с дороги. Испаритель кондиционера Расположен в блоке кондиционера в салоне автомобиля. Испаритель кондиционера изготовлен из алюминиевых трубок с наружным оребрением для улучшения теплообмена. Проходя по трубкам испарителя, кипящий хладагент активно поглощает тепло из воздуха, обдувающего наружную оребренную поверхность трубок. Воздух охлаждается и вентилятором подается в салон автомобиля. Примечание: При охлаждении проходящего через испаритель кондиционера воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются. Конденсат через дренажную трубку, расположенную в правой нижней части моторного щита, сливается под днище автомобиля. При высокой влажности окружающего воздуха под автомобилем может образоваться лужа воды, что является косвенным признаком исправности системы кондиционирования. Предупреждение: В процессе эксплуатации автомобиля Лада Гранта ВАЗ 2190 на влажной от конденсата наружной поверхности испарителя кондиционера оседают частицы дорожной пыли и грязи. Этот слой становится прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилостных бактерий и грибковых культур. Со временем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в момент выключения кондиционера и во влажную погоду. Для того чтобы максимально снизить риск возникновения этой проблемы, при покупке нового автомобиля необходимо провести профилактическую обработку испарителя кондиционера специальными химическими препаратами, регулярно заменять салонный фильтр и прочищать дренажную трубку. Если, несмотря на принятые меры, запах все же появился, обратитесь в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров для дезинфекции или промывки испарителя кондиционера. При очень сильном загрязнении испаритель кондиционера придется заменить. Терморегулирующий клапан Расположен в корпусе испарителя кондиционера. Пройдя через дросселирующее отверстие в корпусе клапана, жидкий хладагент резко снижает свое давление и начинает кипеть. В корпусе клапана установлен регулирующий элемент, изменяющий проходное сечение дросселирующего отверстия в зависимости от давления и температуры хладагента. Регулирующий элемент настраивается на заводе-изготовителе и в процессе эксплуатации регулировке не подлежит. Ресивер-осушитель кондиционера Изготовлен из алюминиевого сплава. Внутри корпуса находится фильтрующий элемент, заполненный гранулами осушителя (силикагеля). Проходящий через ресивер кондиционера сжиженный хладагент очищается от возможных примесей, грязи и влаги. Предупреждение: В случае ремонта или замены элементов системы кондиционирования, если она находилась в открытом состоянии (были сняты какие-либо узлы, разрушены трубки и т. п.), ресивер-осушитель кондиционера подлежит обязательной замене. Иначе после заправки системы кондиционирования хладагент не будет осушаться и внутри системы могут образоваться кислоты, которые разрушат изнутри детали кондиционера. Трубки кондиционера Соединяют все элементы системы кондиционирования в единый герметичный контур. Трубки и фланцы их крепления изготовлены из алюминиевых сплавов. Оберегайте металлические участки трубок кондиционера от вмятин и перегибов. Любое сужение проходного сечения трубок кондиционера приводит к снижению производительности системы кондиционирования. Для соединения взаимоподвижных элементов кондиционера трубки на некоторых участках снабжены гибкими вставками из синтетических материалов. Конструкция шланга гибкой вставки кондиционера: В местах соединения трубок установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ремонта кондиционера при разъединении участков трубок уплотнительные кольца подлежат обязательной замене. Резьбовые соединения трубок кондиционера затягивайте рекомендуемым моментом. Слабая или излишне сильная затяжка приводит к деформации уплотняемых поверхностей и утечке хладагента. Сервисные клапаны Служат для подсоединения диагностического и заправочного оборудования расположены на трубках. Примечание: Так расположены на трубках кондиционера сервисные клапаны линий высокого А и низкого Б давления. Сервисные клапана закрыты резьбовыми колпачками для предохранения их от попадания грязи. В клапанах установлены золотники, схожие по конструкции с золотниками шин колес, но отличающиеся от них размерами. Для выворачивания и вворачивания золотников установленых в клапанах используется специальный ключ. Предупреждение: Проверять наличие хладагента в системе кондиционирования путем нажатия на золотники сервисных клапанов запрещено, так как после такой проверки золотник клапана может полностью не закрыться и произойдет утечка хладагента из системы кондиционирования! Датчик высокого давления кондиционера Установлен в моторном отсеке на участке трубопровода линии высокого давления. По сигналам датчика высокого давления кондиционера электронный блок управления двигателем отключает компрессор кондиционера при разгерметизации системы или аварийном повышении давления в ней с целью защиты компрессора от перегрузок. Хладагент Система заправлена хладагентом HFC-134a (R-134a). Полный объем заправки составляет (430±25) г. Примечания: В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают ситуации, когда требуется обслуживание системы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диагностическое и ремонтное оборудование. Самая распространенная поломка кондиционера – это разгерметизация системы и выход из нее хладагента. Для обнаружения мест утечки хладагента используются высокочувствительные галогеновые течеискатели со звуковой индикацией. В некоторых сложных случаях для обнаружения течи хладагента из кондиционера применяется метод так называемой ультрафиолетовой диагностики герметичности системы автокондиционера. Метод состоит в том, что в систему кондиционирования в микродозах вводится специальный краситель. В местах микротечей краситель вместе с хладагентом постепенно выходит на наружную поверхность элементов системы. Во время осмотра системы кондиционирования краситель под действием ультрафиолетовых лучей специального светильника начинает светиться (флюоресцировать)и места утечки хладагента становятся видны. Следует отметить, что краситель не оказывает какого-либо отрицательного воздействия на систему кондиционирования. Он может находиться в хладагенте и циркулировать по системе сколь угодно долго и сослужить свою службу, только когда возникнет утечка хладагента. После ремонта кондиционера необходимо провести вакуумирование и заправку системы кондиционирования соответствующим хладагентом (R-134a). Объем заправки кондиционера для каждой модели автомобиля индивидуален. Для проведения высококачественной заправки автомобильного кондиционера необходимы: – прецизионные манометрические блоки со специальными соединительными наконечниками; – двухступенчатый вакуумный насос для кондиционеров используется для полного удаления воздуха и водяных паров из системы кондиционирования; – высокоточные (цена деления не более 5 г) весы для дозирования заправляемого хладагента. В связи со специфическими особенностями ремонта кондиционера в данном разделе описаны только работы по снятию и установке отдельных элементов и блока управления системой кондиционирования. Работы, связанные с заправкой кондиционера хладагентом, следует проводить в специализированных сервисных центрах. Предупреждение: Система кондиционирования заправлена хладагентом под высоким давлением. Попадание жидкого хладагента на кожные покровы человека вызывает сильное обморожение, поэтому все работы, связанные с обслуживанием, ремонтом или демонтажем элементов кондиционера, проводите по возможности в специализированных сервисных центрах, оборудованных профессиональным технологическим оборудованием. При проведении ремонта кондиционера своими силами принимайте меры предосторожности. Принципиальная схема движения хладагента в кондиционере Лада Гранта ВАЗ 2190: Источник Инструкция по эксплуатации автоваз lada grantaСтраница 536 – клавиша выключателя электрообогрева ветрового При включении функции охлаж- дения удаление запотевания сте- Для включения функции охлаж- дения (кондиционирования) при 1. Включите зажигание (запу- 2. Включите электровентиля- тор, установив рукоятку 1 (рис. 39) 3. Установите рукоятку 4 своей меткой напротив символа 4. Нажмите на клавишу выклю- чателя кондиционера 5 с симво- индикатор, расположенный на При работе кондиционера воз- можно появление капель под мо- Для выключения функции ох- лаждения (кондиционирования) Кондиционер работает толь- ко при работающем двигателе, новке рукоятки 1 в одно из хотя бы одно из сопел 1, 2, 3 Для установки желаемой тем- пературы воздуха в салоне повер- Для ускорения охлаждения воз- духа в салоне рекомендуется на , при этом прекраща- ется поступление наружного воз- Не рекомендуется использо- вать режим рециркуляции дли- Источник |
Страница 53
6 – клавиша выключателя
электрообогрева ветровогостекла (в вариантном исполне-нии).
При включении функции охлаж-
дения удаление запотевания сте-кол работает более эффективно,особенно при высокой влажностинаружного воздуха.
Для включения функции охлаж-
дения (кондиционирования) призакрытых окнах:
1. Включите зажигание (запу-
2. Включите электровентиля-
тор, установив рукоятку 1 (рис. 39)в одно из положений 1, 2, 3 или 4.
3. Установите рукоятку 4 своей
меткой напротив символа
4. Нажмите на клавишу выклю-
чателя кондиционера 5 с симво-лом
индикатор, расположенный наклавише выключателя, будет све-титься зеленым светом в течениевсего времени работы кондицио-нера.
При работе кондиционера воз-
можно появление капель под мо-торным отсеком. Это нормально,так как система кондиционирова-ния автомобиля выводит сконден-сированную на испарителе конди-ционера влагу из салона.
Для выключения функции ох-
лаждения (кондиционирования)повторно нажмите на клавишувыключателя кондиционера.
Кондиционер работает толь-
ко при работающем двигателе,когда температура наружноговоздуха не ниже 5
новке рукоятки 1 в одно изположений 1,2, 3 или 4 (т.е. привключенном электровентиля-торе).
хотя бы одно из сопел 1, 2, 3или 4 (см. рис. 38) должно бытьоткрытым, иначе теплообмен-ник охлаждения воздуха (испа-ритель) может обледенеть иперекрыть подачу воздуха всалон.
Для установки желаемой тем-
пературы воздуха в салоне повер-ните рукоятку 2 (см. рис. 39) почасовой стрелке для повышения,против часовой стрелки для пони-жения. Температура будет под-держиваться автоматически впределах производительности кли-матической установки и устано-вленного допуска.
Для ускорения охлаждения воз-
духа в салоне рекомендуется накороткое время включать режимрециркуляции, для чего рукоятку 3переведите в крайне правое поло-жение
, при этом прекраща-
ется поступление наружного воз-духа и происходит забор воздухаиз салона.
Не рекомендуется использо-
вать режим рециркуляции дли-тельно, так как это приводит к
На автомобили Лада Гранта ВАЗ 2190 устанавливают кондиционер воздуха компрессорного типа.
Кнопка включения кондиционера расположена на консоли панели, общей с органами управления отопителем.
Компрессор кондиционера
Установлен на блоке цилиндров двигателя и приводится во вращение поликлиновым ремнем. Он обеспечивает циркуляцию хладагента в системе кондиционирования.
Вал компрессора кондиционера установлен в передней крышке корпуса на подшипниках и уплотнен со стороны шкива привода сальником.
Шкив привода компрессора кондиционера установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращается.
При включении кондиционера крутящий момент передается от шкива к валу компрессора через фрикционную муфту с электромагнитным приводом.
Примечания:
Если система кондиционирования исправна, во время включения кондиционера раздается щелчок – это прижимной диск муфты под действием электромагнита входит в зацепление со шкивом привода, и начинает вращаться ротор компрессора.
Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора:
1. Если при выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторонние звуки, греется или появляется запах гари, то, вероятно, начал разрушаться ее подшипник. В этом случае необходимо заменить подшипник. В некоторых серьезных случаях может потребоваться замена муфты компрессора кондиционера в сборе или составляющих ее частей.
2. Если после включения кондиционера щелчка неслышно, то возможны следующие неполадки: – произошла утечка хладагента, и система управления блокирует включение компрессора кондиционера; – вышел из строя датчик давления в системе кондиционирования; – неисправности в электрических цепях системы управления; – сгорела обмотка катушки электромагнита муфты; – блок управления двигателем по какой-либо причине (высокая температура охлаждающей жидкости двигателя, высокие обороты двигателя) заблокировал включение компрессора кондиционера.
3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глохнет двигатель, то, скорее всего, заклинило компрессор. Внутренняя насосная часть компрессора кондиционера ремонту не подлежит. В этом случае компрессор кондиционера придется заменить.
4. И последний, самый неприятный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а воздух в салоне не охлаждается. В этом случае компрессор работает вхолостую, ничего не перекачивая. Определить эту неисправность может только опытный специалист при наличии специального контрольно-диагностического оборудования.
Радиатор кондиционера (конденсор)
Многопоточного типа расположен перед радиатором системы охлаждения двигателя. Он крепится с помощью кронштейнов к рамке радиатора.
Соты радиатора кондиционера изготовлены из плоских тонкостенных алюминиевых трубок с внутренними продольными перегородками для жесткости и наружным оребрением для улучшения теплообмена.
Бачки алюминиевые, с фланцами для подсоединения трубок кондиционера. По высоте бачки разделены на секции, поэтому проходя через радиатор кондиционера (конденсор), поток хладагента несколько раз меняет направление.
В радиаторе кондиционера происходит конденсация паров сжатого компрессором хладагента и отвод выделяющегося при этом тепла в окружающий воздух.
При включении кондиционера блок управления двигателем включает цепь питания электрического вентилятора радиатора охлаждения двигателя, что улучшает теплообмен в радиаторе кондиционера и снижает давление в системе кондиционера.
Полезные советы:
Не реже одного раза в год, лучше перед началом летней эксплуатации, промывайте оребрение (А) сот радиатора кондиционера от налипшей грязи, пыли и противогололедных реагентов (Б). Это улучшит теплообмен, снизит давление в системе кондиционирования и увеличит срок службы элементов системы.
Не применяйте для мойки радиатора кондиционера моющие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к повреждению (В) тонкостенных пластин оребрения.
Даже при регулярной мойке необходимость замены радиатора кондиционера возникает гораздо чаще, чем хотелось бы. Это связано с тем, что он первым принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и камешков с дороги.
Испаритель кондиционера
Расположен в блоке кондиционера в салоне автомобиля. Испаритель кондиционера изготовлен из алюминиевых трубок с наружным оребрением для улучшения теплообмена.
Проходя по трубкам испарителя, кипящий хладагент активно поглощает тепло из воздуха, обдувающего наружную оребренную поверхность трубок. Воздух охлаждается и вентилятором подается в салон автомобиля.
Примечание:
При охлаждении проходящего через испаритель кондиционера воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются. Конденсат через дренажную трубку, расположенную в правой нижней части моторного щита, сливается под днище автомобиля.
При высокой влажности окружающего воздуха под автомобилем может образоваться лужа воды, что является косвенным признаком исправности системы кондиционирования.
Предупреждение:
В процессе эксплуатации автомобиля Лада Гранта ВАЗ 2190 на влажной от конденсата наружной поверхности испарителя кондиционера оседают частицы дорожной пыли и грязи.
Этот слой становится прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилостных бактерий и грибковых культур. Со временем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в момент выключения кондиционера и во влажную погоду.
Для того чтобы максимально снизить риск возникновения этой проблемы, при покупке нового автомобиля необходимо провести профилактическую обработку испарителя кондиционера специальными химическими препаратами, регулярно заменять салонный фильтр и прочищать дренажную трубку.
Если, несмотря на принятые меры, запах все же появился, обратитесь в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров для дезинфекции или промывки испарителя кондиционера. При очень сильном загрязнении испаритель кондиционера придется заменить.
Терморегулирующий клапан
Расположен в корпусе испарителя кондиционера. Пройдя через дросселирующее отверстие в корпусе клапана, жидкий хладагент резко снижает свое давление и начинает кипеть.
В корпусе клапана установлен регулирующий элемент, изменяющий проходное сечение дросселирующего отверстия в зависимости от давления и температуры хладагента.
Регулирующий элемент настраивается на заводе-изготовителе и в процессе эксплуатации регулировке не подлежит.
Ресивер-осушитель кондиционера
Изготовлен из алюминиевого сплава. Внутри корпуса находится фильтрующий элемент, заполненный гранулами осушителя (силикагеля).
Проходящий через ресивер кондиционера сжиженный хладагент очищается от возможных примесей, грязи и влаги.
Предупреждение:
В случае ремонта или замены элементов системы кондиционирования, если она находилась в открытом состоянии (были сняты какие-либо узлы, разрушены трубки и т. п.), ресивер-осушитель кондиционера подлежит обязательной замене.
Иначе после заправки системы кондиционирования хладагент не будет осушаться и внутри системы могут образоваться кислоты, которые разрушат изнутри детали кондиционера.
Трубки кондиционера
Соединяют все элементы системы кондиционирования в единый герметичный контур. Трубки и фланцы их крепления изготовлены из алюминиевых сплавов.
Оберегайте металлические участки трубок кондиционера от вмятин и перегибов. Любое сужение проходного сечения трубок кондиционера приводит к снижению производительности системы кондиционирования.
Для соединения взаимоподвижных элементов кондиционера трубки на некоторых участках снабжены гибкими вставками из синтетических материалов.
Конструкция шланга гибкой вставки кондиционера:1 – наружная защитная оболочка; 2 – тканевый корд силового каркаса; 3 – пластиковый герметизирующий слой; 4 – внутренний маслостойкий слой.
В местах соединения трубок установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ремонта кондиционера при разъединении участков трубок уплотнительные кольца подлежат обязательной замене.
Резьбовые соединения трубок кондиционера затягивайте рекомендуемым моментом. Слабая или излишне сильная затяжка приводит к деформации уплотняемых поверхностей и утечке хладагента.
Сервисные клапаны
Служат для подсоединения диагностического и заправочного оборудования расположены на трубках.
Примечание:
Так расположены на трубках кондиционера сервисные клапаны линий высокого А и низкого Б давления.
Сервисные клапана закрыты резьбовыми колпачками для предохранения их от попадания грязи.
В клапанах установлены золотники, схожие по конструкции с золотниками шин колес, но отличающиеся от них размерами.
Для выворачивания и вворачивания золотников установленых в клапанах используется специальный ключ.
Предупреждение:
Проверять наличие хладагента в системе кондиционирования путем нажатия на золотники сервисных клапанов запрещено, так как после такой проверки золотник клапана может полностью не закрыться и произойдет утечка хладагента из системы кондиционирования!
Датчик высокого давления кондиционера
Установлен в моторном отсеке на участке трубопровода линии высокого давления.
По сигналам датчика высокого давления кондиционера электронный блок управления двигателем отключает компрессор кондиционера при разгерметизации системы или аварийном повышении давления в ней с целью защиты компрессора от перегрузок.
Хладагент
Система заправлена хладагентом HFC-134a (R-134a). Полный объем заправки составляет (430±25) г. В хладагент добавлено специальное масло FD 46XG (PAG) для смазки компрессора кондиционера. Категорически запрещено использовать в системе хладагенты и масла других типов.
Примечания:
В процессе эксплуатации автомобильного кондиционера периодически возникают ситуации, когда требуется обслуживание системы кондиционирования или ее ремонт. Для этого используется современное диагностическое и ремонтное оборудование. Самая распространенная поломка кондиционера – это разгерметизация системы и выход из нее хладагента.
Для обнаружения мест утечки хладагента используются высокочувствительные галогеновые течеискатели со звуковой индикацией.
В некоторых сложных случаях для обнаружения течи хладагента из кондиционера применяется метод так называемой ультрафиолетовой диагностики герметичности системы автокондиционера.
Метод состоит в том, что в систему кондиционирования в микродозах вводится специальный краситель. В местах микротечей краситель вместе с хладагентом постепенно выходит на наружную поверхность элементов системы.
Во время осмотра системы кондиционирования краситель под действием ультрафиолетовых лучей специального светильника начинает светиться (флюоресцировать)и места утечки хладагента становятся видны.
Следует отметить, что краситель не оказывает какого-либо отрицательного воздействия на систему кондиционирования. Он может находиться в хладагенте и циркулировать по системе сколь угодно долго и сослужить свою службу, только когда возникнет утечка хладагента.
После ремонта кондиционера необходимо провести вакуумирование и заправку системы кондиционирования соответствующим хладагентом (R-134a). Объем заправки кондиционера для каждой модели автомобиля индивидуален.
Для проведения высококачественной заправки автомобильного кондиционера необходимы:
– прецизионные манометрические блоки со специальными соединительными наконечниками;
– двухступенчатый вакуумный насос для кондиционеров используется для полного удаления воздуха и водяных паров из системы кондиционирования;
– высокоточные (цена деления не более 5 г) весы для дозирования заправляемого хладагента.
В связи со специфическими особенностями ремонта кондиционера в данном разделе описаны только работы по снятию и установке отдельных элементов и блока управления системой кондиционирования. Работы, связанные с заправкой кондиционера хладагентом, следует проводить в специализированных сервисных центрах.
Предупреждение:
Система кондиционирования заправлена хладагентом под высоким давлением. Попадание жидкого хладагента на кожные покровы человека вызывает сильное обморожение, поэтому все работы, связанные с обслуживанием, ремонтом или демонтажем элементов кондиционера, проводите по возможности в специализированных сервисных центрах, оборудованных профессиональным технологическим оборудованием. При проведении ремонта кондиционера своими силами принимайте меры предосторожности.
Принципиальная схема движения хладагента в кондиционере Лада Гранта ВАЗ 2190: 1 – комбинированный датчик давления; 2 – участок трубопровода высокого давления; 3 – ресивер-осушитель; 4 – сервисный клапан линии высокого давления;
5 – конденсор (радиатор кондиционера); 6 – вентилятор конденсора и радиатора системы охлаждения; 7 – компрессор кондиционера; 8 – участок трубопровода низкого давления; 9 – сервисный клапан линии низкого давления;
Источник