- Как делают спортивные "лады": производство своими глазами — колеса.ру – автомобильный журнал
- Металлургическое производство (мтп)
- Оцинковка: на должном ли уровне выполнена обработка кузова
- Прессовое производство (прп)
- Процесс сборки лада гранта лифтбек на заводе автоваз
- Цены и комплектации лады гранта в различных типах кузова
- Энергетическое производство эп
Как делают спортивные "лады": производство своими глазами — колеса.ру – автомобильный журнал
Каким образом форсируют до 118 сил штатные вазовские моторы? Сколько стоят запчасти, которые дают Lada Granta приставку Sport? Сколько машин в день может выпускать спортивное подразделение компании? Мы приехали на завод Lada Sport и все узнали.
Автор фото: Илья Бакеев
Площадку перед офисным зданием Lada Sport засыпает снегом. На ней десятки спортивных «Калин» ждут отправки к дилеру. Если обогнуть здание, становится виден сборочный цех, а чуть поодаль — новый склад запчастей, который в ближайшее время собираются ввести в эксплуатацию. Производство расширяется, и новый склад окажется очень кстати.
В цехе сборки стоит тишина — мы попали в обеденный перерыв. Полусобранные автомобили замерли на транспортировочных тележках, рабочие отдыхают за столами на участках, негромко переговариваясь. Смотрят удивленно — нас явно не ждали, да и вообще гости здесь бывают нечасто.
А ведь посмотреть есть на что. Приехавшим в Тольятти столичным журналистам стоит показывать цех ООО «Лада Спорт», дочернего предприятия АВТОВАЗа, как пример того, как может быть организовано производство вазовских автомобилей, если всё сделать грамотно. Конечно, объемы выпуска здесь не те, что на главном конвейере — ежедневно цех покидает всего около 10 автомобилей. Но сама культура производства удивляет.
Владиславу Незванкину, возглавляющему Lada Sport, отлично известно, как нужно собирать автомобили, чтобы избегнуть большинства типичных досадных мелочей — сказывается и многолетняя работа в вазовской структуре, и собственный инженерно-спортивный опыт. Но сказалось и везение — постройка собственного сборочного цеха спортподразделения и запуск первой модели, Granta Sport, пришлись как раз на то время, когда у «большого брата», АВТОВАЗа, шло активное внедрение системы качества Renault-Nissan.
Спортивное подразделение впитало новые методы производства как губка, это видно с первого взгляда. Чистота, порядок, около каждого поста — стенд с детальной схемой технологической операции и инструкциями по выявлению брака. Словом то, чему на главном конвейере автозавода начальников цехов, мастеров и рабочих приходится учить и переучивать, здесь возникло с самого начала.
В отдельном помещении — моторный участок, здесь перебирают серийные двигатели 21126 с облегченной шатунно-поршневой группой. Для спортверсий на эти моторы ставят оригинальные распредвалы ТМС с более «широкой» фазой, доработанные впускную и выпускную системы (на «банке» глушителя теперь красуется выбитая надпись Lada Sport), контроллер получает новую прошивку. Доведенный таким образом до ума мотор выдает 118 л.с. и 154 Нм.
А общая схема сборки автомобиля такова: в качестве «базы» используется люксовая версия обычной машины, не Lada Sport, но с завода приходит голый кузов, который уже в процессе сборки «начиняют» как серийными, так и оригинальным комплектующими. В числе последних (всего их 56 штук) — оригинальные амортизаторы, пружины, дисковые тормоза «по кругу» (передние — увеличенного диаметра), новые сиденья, рукоятки КПП и стояночного тормоза, стильные бамперы и пороги, шильдики и эмблемы с символикой спортподразделения… Ближе к финалу сборки кузов «женят» с доработанным мотором, устанавливают оригинальные колеса с резиной Nankang и отправляют машину на пост контроля.
В результате вазовская машина обретает более внушительную динамику, отточенную управляемость, внешний лоск и облик в духе, если позволите, «уличного бойца». Да, до истинно спортивного «болида» она не дотягивает, и в сумме все технические решения носят отчетливо «бюджетный» характер, но когда смотришь на «Гранту» или «Калину» с шильдиком Sport, на ум приходит другое: как же точно ухвачены чаяния молодой аудитории! Всё то, что раньше делалось молодыми поклонниками марки в гаражах «на коленке», теперь предлагается купить сразу. И с заводской гарантией.
Кстати, специально для любителей всё делать своими руками, посчитано: самостоятельная покупка оригинальных комплектующих LadaSportи установка их на «обычную» Ladaобойдется примерно в 150 000 рублей, тогда как разница в цене между двумя образцами серийного производства составляет всего около 50 000 рублей. Вы не тратитесь на «целый» автомобиль и переделку его в другой, вам не нужно искать время на работу и продажу ненужных комплектующих, вы не лишаетесь заводской гарантии. Другими словами, ценность автомобиля составляет 150 000 рублей, а цена отличается от обычной «Гранты» всего на «полтинник».
Наверное, для многих приведенные выше выкладки уже очевидны, потому что продажи автомобилей у LadaSportидут неплохо. По крайней мере на заявленный показатель порядка 3 000 автомобилей в 2022 году, почти получается выйти, даже несмотря на грянувший кризис. С января и по начало декабря собрано 2 700 автомобилей, 2 400 из которых реализованы. Каждый месяц продается порядка 220 машин. Кстати, производство достаточно гибкое и настраивается под запросы рынка: сегодня на товарной площадке — «Калины», а в сборке —»Гранты». Это значит, что в следующем месяце, обработав информацию от дилеров, можно будет вернуться к хэтчбекам или остаться на седанах…
Конечно, в некоторых моментах «большой брат» сдерживает. Например, невозможно сделать больше машин в красном цвете, который подходит спортверсии по имиджу — план покраски кузовов на АВТОВАЗе со «спортсменами» не согласовывают. Да и качество отдельных комплектующих, судя по всему, оставляет желать лучшего — эксплуатация «спортивных» Lada нередко выявляет мелкие, но неприятные огрехи, связанные не с качеством сборки или конструктивными недоработками, а именно с запчастями.
Хочется думать, что со своими текущими проблемами спортподразделение АВТОВАЗа справится — компания-то перспективная. И ведь Lada Sport — это не только производство. Скорее даже так: изначально Lada Sport — это не производство. Это инжиниринг. Крепко завязанный на автоспорте и ставящий своей целью улучшение серийной вазовской продукции с помощью гоночных технологий. Пока в кулуарах АВТОВАЗа еще можно слышать фразы вроде «У Незванкина свои технологии, у нас свои», мол, не вяжется рафинированное мелкосерийное «гоночное» производство с ежедневными проблемами главного конвейера, но сейчас Lada Sport уже ощутимо влияет и на серийную продукцию завода, и на его имидж в целом.
Не секрет, что именно в Lada Sport подготовили конструкцию автомобилей Largus VIP и Largus Super VIP для топ-менеджмента АВТОВАЗа, а потом передали ее в Опытно-промышленное производство (ОПП). Не секрет, что именно здесь родились эксклюзивные Granta Sport с кузовом «лифтбек» и автоматической коробкой передач для главы Татарстана. Инжиниринг в Lada Sport такой же гибкий, как и производство. Он позволяет быстро решать и качественно воплощать в металле практически любые задачи, оперируя имеющимся вазовским «конструктором», комплектующими Renault-Nissan и собственными наработками.
Следующей разработкой Lada Sport, воплощенной в серии, будет Kalina NFR, имеющая атмосферный мотор мощностью 140 л.с. Получится принципиально отличающийся от обычной «Калины» автомобиль: моторный отсек будет изрядно перекомпонован, в частности двигатель поставят на оригинальный подрамник. Иными будут коробка, привода, тормоза — что-то доработают самостоятельно, что-то позаимствуют у иностранных партнеров. Летом 2022 года такая машина должна пойти в производство. Будет и еще более экстремальная версия — 200-сильная Kalina NFR Turbo… Впрочем, об этом мы уже писали — на Lada Sport эти планы раскрывают вполне охотно.
Вот о чем на Lada Sport говорить с журналистами, мягко говоря, не спешат, так это о спортивной версии Lada Vesta. «Так далеко мы пока не заглядываем» — вот и всё, что можно услышать на этот счет… Лукавят! Еще как заглядывают, неслучайно ведь фирменная команда АВТОВАЗа в мировом туринговом чемпионате WTCC, со следующего года именующаяся Lada Sport ROSNEFT, готовит к старту сезона именно гоночную «Весту».
И наверняка люди, сидящие в неприметном здании за бетонным забором на улице Борковской в Тольятти, собираются заполучить серийную Vesta для создания спортварианта, который можно продавать рядовым потребителям — реклама-то уже обеспечена! Тем более что эти спортивные звенья в одной цепи: и производство серийных спорткаров, и команда по мировому турингу являются частями структуры Lada Sport. А еще сюда входят команды в кольцевом и раллийном российских чемпионатах, детская школа картинга, продажа оригинальных комплектующих, собственное брендирование в автосалонах… В начале продаж, весной 2022 года, было только 25 автосалонов, торгующих машинами Lada Sport, а к настоящему моменту их уже 82. Целая индустрия!
А вообще, работает ли в России реклама серийного автомобиля через гонки? Сомневаться в этом можно было ровно до Московского автосалона 2022 года — там концепт «Весты» для WTCC был лучшим шоу-стоппером среди всех марок, по количеству людского внимания превосходя даже «родственников» в лице кроссовера XRAY и прототипа обычной серийной Vesta.
Словом, Lada Sport на верном пути. И особенно это очевидно, когда смотришь на чистый цех, в котором собирают 118-сильные машинки с вазовской ладьей на решетке. Кстати, отчасти похожую атмосферу сейчас можно встретить и на производстве обычной «Калины», «Гранты» и «Датсуна», и в цехах ОПП, где собирают Largus VIP и отрабатывают нюансы сборки «Весты» для Ижевского автозавода… А в будущем, глядишь, и главный конвейер в Тольятти к такому уровню подтянется.
Металлургическое производство (мтп)
МтП называют «заводом в заводе», и это совершенно справедливо, потому что это полноценный металлургический завод, разделённый на семь подразделений: основные (кузнечное, чугуннолитейное и алюминиевое литьё) и вспомогательные (ремонтное, инструментальное, ремонтно-литейное и ремонтно-кузнечное).
• 120 000 тонн чугунного литья (90 наименований заготовок из высокопрочного чугуна)
• 35 000 алюминиевого литья (120 наименований деталей)
• свыше 103 000 тонн штампованных заготовок
• порядка 1115 тон металлокерамики (84 позиции)
• более 1 миллиона блоков цилиндров для двигателей
Оцинковка: на должном ли уровне выполнена обработка кузова
Сегодня на заводе в Тольятти обработка кузова и его металлических деталей подразумевает стандартный слой оцинковки. Правда, не вся площадь автомобиля подвергается этому процессу, а лишь самые уязвимые зоны кузова, такие как днище и др. В первую очередь эти зоны находятся вблизи от дорожного покрытия, тем самым, повреждаясь довольно часто: сколы, царапины и нарушение целостности ЛКП поверхности в таких местах кузова, явление обычное.
Примечание. Что дает слой оцинковки в этом случае? Он эффективно защищает остов кузова от ржавления, не давая процессу дальше быстро прогрессировать в местах сколов и царапин.
С одной стороны, слой оцинковки полностью защитить металл от коррозии, конечно же, не может. С другой, если бы его не было, элементы бы начали ржаветь за короткие промежутки времени, после какой-либо незначительной аварии или срыва автомобиля с домкрата.
Касательно оцинковки много споров. В частности, вопрос касается следующего: на Лада Гранта кузов оцинкован ли в достаточной степени, если иметь в виду процентное соотношение. Вот, что хотелось бы заявить по этому поводу:
- Лада Гранта считается автомобилем бюджетным, что автоматически исключает полноценную обработку;
- Именно из-за того что Гранта – это бюджетный автомобиль, на нем меньше кузовных элементов, уготовленных для работы в жестких условиях.
С другой стороны, все «жизненно» важные кузовные элементы автомобиля, безусловно, покрываются на заводе слоем оцинковки. Происходит это в прессовом цеху, где на стальной лист наносят цинк с 2-х сторон.
Стоит ли производить на Лада Гранте дополнительную антикор обработку, часто спрашивают на форумах автовладельцы. Производитель не советует этого делать, намекая на то, что сам все предусмотрел. С другой стороны, какую бы гарантию от коррозии не давал АвтоВаз на первые 6 лет эксплуатации авто, мы родились не вчера, и понимаем, что гарантия производителя, это одно, а реальная ситуация – совсем другое.
Вот какие зоны отечественного автокара подвергаются риску в первую очередь:
- Колесные ниши и крылья сзади;
- Стороны багажника;
- Днище;
- Дверные стойки и облицовка;
- Защитные составляющие и т. д.
Некоторые автовладельцы заявляют, что у некоторых Грант вообще отсутствует оцинковка, чем и объясняется низкая стоимость автомобиля. Так ли это на самом деле? АвтоВаз категорически опровергает эту информацию, утверждая обратное. Да, оцинкование происходит не в полном объеме, но стратегия защиты наиважнейших зон кузова проводится в обязательном порядке.
Вообще, мифов по поводу отечественных моделей авто в последнее время появляется довольно много. В различные топики приходят какие-то люди, якобы крутые спецы, и начинают пороть всякую чушь о том, что вскоре продукция АвтоВаз рассыплется на глазах. Примечательно, что большинство «лжеэкспертов» воочию незнакомы с современными версиями, а судят продукцию по старым моделям 90-х годов.
Современная коррозийная стойкость вазовских моделей, даже самых бюджетных, значительно улучшилась. Теперешние покрасочные камеры, «умные» роботы, универсализированные штамповочные цеха с соответствующим оборудованием – все это сегодня на АвтоВаз есть и работает.
И результат не оставляет себя долго ждать: уменьшились кузовные зазоры, подгон деталей проведен идеально. Кроме того, все поверхности кузова проходят соответствующую обработку, так как кузов целиком погружается в ванну с грунтовкой. Если раньше это трудно было себе представить, то сегодня никто не сомневается в силе робота, способного легко поднять тяжелый кузов целиком и обмакнуть его как надо в состав.
Отметить стоит и то, что сегодня любой автомобиль, выпущенный на АвтоВаз, проходит жесткое тестирование. К примеру, его держат в соляном растворе более 2 суток, затем царапают до металла. И что: коррозия лишь незначительно проявляется, а вот кузов Нивы, окрашиваемый по старым технологиям и не оцинкованный, также подверженным аналогичному испытанию, буквально проедается ржавчиной.
Удачно решен вопрос сегодня и с жесткостью кузова. Та же Лада Гранта, несмотря на бюджетность, наделена усиливающей «переборкой» в задке. Это касательно седана, а вот лифтбек, о котором будет подробно написано ниже, проработан в плане жесткости кузова еще более тщательно.
Кстати, кому интересно, номер кузова Лада Гранта можно посмотреть в подкапотном пространстве прямо с краю возле амортизаторной стойки со стороны переднего пассажира.
Прессовое производство (прп)
Прессовое производство АВТОВАЗа считается лучшим в Европе. Этой информацией Бу Андерссон поделился с нами во время проекта «Один день из жизни Президента». Ежегодно ПрП выпускает более 1 миллиона автокомплектов. Они поставляются на заводской конвейер, на предприятия внешней сборки, дочерние фирмы и рынок запчастей.
Процесс сборки лада гранта лифтбек на заводе автоваз
6 897
АВТОВАЗ продолжает знакомить своих поклонников с производством автомобилей Лада. Новый видео ролик называется «Рождение LADA Granta Liftback», в котором показывается порядок сборки автомобиля после сварки кузова.
В цех сборки поступает уже готовый кузов Гранты лифтбек. Чтобы в процессе работы двери не мешались, их демонтируют. После чего в салоне укладывают шумоизоляцию моторного щита и ковролин, а затем закрепляют панель в сборе. На потолке фиксируют обшивку с ручками. В передней части машины устанавливают фары, а сзади «саблю». В моторном отсеке крепят радиатор системы охлаждения вместе с вентилятором. Стойки передней подвески ставят уже в сборе с тормозными механизмами, а задние отдельно.
Далее снизу устанавливают конструкцию, которая состоит из двигателя, коробки передач, задней балки и задних тормозов. После чего фиксируют основной и дополнительный глушители. Крепят передний и задний бампер (см. как их производят), устанавливают колеса. Далее на кузов ставят задние фонари и остекление (задние стекла треугольной формы, лобовое и заднее стекла). В салоне фиксируют сиденья и руль, после чего обратно закрепляют двери. Последний этап — приклеивают логотип и надпись LADA на заднюю крышку багажника лифтбека. Закачивают технические жидкости, и машина выезжает уже своим ходом.
Напомним, увеличить грузовые возможности Гранты лифтбек можно при помощи установки рейлингов на крышу или фаркопа. А на крышке багажника будет отлично смотреться лип-спойлер.
Цены и комплектации лады гранта в различных типах кузова
Сразу скажем, что цена на 5-дверную версию Гранты лифтбек в зависимости от комплектации будет в пределах 314-477 тыс. рублей. Гранта седан стартует от 294 тысяч рублей.
Самой бюджетной версией хэтчбека является «Стандарт». Здесь все выполнено, так сказать, дешево и сердито. 314 тысяч рублей придется выложить покупателю за эту модель, что будет дороже седановской версии на 20 тыс. руб. Зато обладателю и все карты в руки: тут и стильный дизайн, и хороший мотор, и 14-дюймовые колесные диски, и многое то, о чем было подробно написано выше.
Если сравнить по этой стоимости модели среди новых авто, то это ЗАЗ Шанс, который стоит около 295 тыс. рублей в базовой версии и 308 тыс. рублей в более продвинутой комплектации с ГУР и подогревом передних сидений.
Конкуренцию может составить нашему лифтбеку также «китаец» Лифан Смайли, оцененный в 309 тыс. рублей.
Теперь о версии «Норма». Дилеры просят за нее около 345 тыс. рублей, но на ней все практически то же самое, что и на «Стандарте», кроме наличия ненужного заднего дворника, ЭУР, АБС, подголовниками и лучшей аудиподготовкой.
Кроме того, «нормальную» грантовский лифтбек можно отличить от «стандартного» по дверным молдингам и накладкам центральных стоек. У дорогой версии молдинги окрашены в цвет кузова, а накладки черного цвета.
Пробежимся быстренько по конкурентам. Игроки здесь те же, что и у «Стандарта», лишь с одним дополнением в виде Чери Вери 2022 года выпуска за 355 тыс. рублей.
Комплектация «Люкс» является самой дорогой версией лифтбека Гранта. За такую АвтоВаз просит не меньше 420 тыс. рублей. Зато и добавочных систем здесь куда больше: климат, крутая мультимедиа, более продуманная система безопасности, диски на 15 дюймов и многое другое.
Примечание. «Люксовая» Гранта с АКПП будет стоить на 57 тысяч рублей дороже, чем аналогичная версия с «механикой». Ничего себе, скажете вы, но этого того стоит, ведь сюда добавляется парктроник, полезные датчики и система курсовой устойчивости.
Что можно купить за такие же деньги? Рено Сандеро стоит около 374 тысяч рублей в базовой версии, а за его «люксовую» придется выложить не меньше 474 тысячи.
Неплохой вариант Шкода Фабиа российской сборки. Правда, заказы на этот автомобиль более не принимаются, но дилеры пока еще распродают оставшиеся на складе модели. Купить автомобиль можно за 439 тысяч рублей.
Что касается «корейцев», то и них есть модель за такую цену. Это Хендай Солярис хэтчбек за 453 тыс. рублей.
И наконец, за 489 тыс. рублей можно приобрести популярный Рено Дастер.
Энергетическое производство эп
В состав ЭП входит 5 энергоцехов: западной зоны, восточной зоны, главного корпуса, металлургического производства, внешних объектов. Водоснабжение поддерживается работой трех цехов: очистные сооружения воды, очистные сооружения канализации, оборотное водоснабжение и канализация.
Кроме того, в число подразделений ЭП также входят: электросиловой цех, электротехническая лаборатория, цех противопожарных автоматов, цех контрольно-измерительных приборов и автоматики, цех газоснабжения, цех аварийной техники и спецмашин, цех тепловодоснабжения и ремонта сетей и электромеханический цех.