До какой температуры нужно прогревать двигатель
Нужно ли прогревать двигатель? Для многих это даже не вопрос. Исторически сложилось так, что подавляющее большинство автовладельцев считают прогрев двигателя необходимым «ритуалом» перед началом движения, особенно в холодное время года.
Но производители автомобилей не согласны. В руководствах по эксплуатации нередко прямо написано: двигатель не нуждается в прогреве.
Кто прав? Или истина где-то между этими утверждениями?
При стоянке масло стекает из двигателя в картер, на подвижных деталях двигателя остается лишь тонкая масляная пленка, которая в холодную погоду замерзает. Именно поэтому при запуске на двигатель приходятся достаточно серьезные нагрузки.
Двигатель прогревать нужно. Но лучше не прогревать вообще, чем делать это неправильно
Ответ очевиден – греть двигатель нужно. Но как долго? До какой температуры?
1. Прогрев двигателя до температуры, приближенной к рабочей (когда обороты двигателя опускаются до количества оборотов при полностью прогретом двигателе) или до рабочей температуры.
2. Кратковременный прогрев двигателя в течение 30-90 секунд.
Какой вариант предпочесть – личный выбор автовладельца, у каждого из них есть преимущества и недостатки.
Есть и еще одна особенность полного прогрева автомобиля во время стоянки: двигатель и салон могут хорошо прогреться, но трансмиссия останется холодной.
Прогревать нужно не только двигатель, но и коробку передач
Начало движения в стандартном режиме может нанести вред непрогретой коробке передач. Особенно это актуально для автомобилей с автоматическими коробками передач, «роботами» и вариаторами. То же самое относится и к узлам подвески и привода, которые сразу получат относительно высокую нагрузку.
Преимущества второго способа – экономия времени, равномерный прогрев двигателя и уменьшение вреда, причиняемого экологии.Современные тенденции в вопросах прогревания мотора
В настоящее время производители настаивают на том, что двигатель прогревать не нужно. Причин для такой позиции несколько.
Во-первых, соображения экологии: работающий долгое время на холостом ходу автомобиль выбрасывает в атмосферу больше вредных веществ, чем автомобиль, который завелся и сразу поехал.
Во-вторых, маркетинговые цели: производители утверждают, что двигатели настолько технологичны и надежны, что просто не нуждаются в прогреве.
Автопроизводители продолжают утверждать, что современные двигатели прогревать не нужно
Именно из-за этого на новых моделях автомобилей датчики температуры двигателя либо отсутствуют, либо заменены лампой, оповещающей о том, что нужно начинать движение, либо работают по особому алгоритму. В отличие от обычных датчиков, они имеют 3 фиксированных положения – холодный двигатель, рабочая температура и перегрев. При этом они не предоставляют достоверные данные о температуре двигателя, даже если на шкале указаны градусы.
Двигатель прогревать необходимо независимо от рекомендаций производителя, ведь все моторы внутреннего сгорания подчиняются одним и тем же законам физики.
При этом прогревать неподвижный автомобиль нужно не очень долго, отдав предпочтение прогреву во время спокойного движения на низких оборотах двигателя.
Прогрев во время движения позволит равномерно прогреть не только двигатель, но также подвеску, трансмиссию и детали привода, что положительно скажется на общем ресурсе автомобиля.
На автомобиль Лада Гранта устанавливается две комбинации приборов. Назовём первую комбинацию приборов старой, в ней нет указателя температуры, а присутствует только контрольная лампа перегрева двигателя. Другая модель комбинации приборов уже показывает температуру двигателя, но только в бортовом компьютере.
Данная панель приборов устанавливалась до 15 июня 2022 года.
Найдите здесь индикатор температуры двигателя?
На старой панели приборов индикации температуры двигателя нет. Существует только контрольная лампа перегрева. На прошлых моих машинах, на которых отсутствовал указатель температуры, было хотя бы две контрольные лампы: «холодный двигатель» и «перегрев двигателя».
В руководствах по эксплуатации повсеместно встречаются утверждение о том, что машину нужно прогревать не на холостых оборотах, а в движении. Также бытует мнение, что качественные моторные масла эффективно защищают трущиеся детали практически в любых условиях и при любой температуре.
Необходимо отметить, что подобные рекомендации нацелены больше на заботу об экологии, чему в развитых странах уделяется огромное внимание. Получается, автопроизводители вынуждены жертвовать моторесурсом ради экологичности.
С технической точки зрения предварительный прогрев мотора на холостом ходу перед поездкой является необходимым. В прогреве нуждается и КПП независимо от типа трансмиссии, а также другие узлы транспортного средства. Что касается прогрева двигателя зимой, ниже отмечены основные причины:
- Любое моторное масло при отрицательных температурах густеет в той или иной степени. По этой причине трущиеся пары холодным маслом смазываются не так хорошо и подвержены повышенному износу. С нагревом двигателя моторные масла будут соответствовать заявленным показателям вязкости и наиболее эффективно проявят свои защитные свойства. Оптимальным решением становится увеличение оборотов и нагрузки на ДВС только после предварительного прогрева.
- Второй причиной того, что двигатель нужно прогревать, являются зазоры между деталями. На холодном двигателе зазоры увеличены и приходят в норму после того, как мотор выходит на рабочую температуру и нагретые детали расширяются.
- Дополнительно обратим внимание на то, что наличие инжектора еще не означает абсолютную стабильность работы холодного мотора при езде. Обороты «на холодную» могут плавать или зависать, появляются повышенные вибрации, перерасход топлива, снижается резкость отклика на нажатие педали газа и т.д.
- Последним аргументом необходимости прогрева двигателя выступает безопасность, так обзор при езде на автомобиле с затянутым инеем ветровым и боковыми стеклами ограничен.
С учетом вышесказанного ответим на вопрос, до какой температуры нужно греть мотор зимой на холостых оборотах перед поездкой в зависимости от видов ДВС и потребляемого топлива: карбюраторный и инжекторный бензиновый агрегат, дизельный мотор, а также машины с установленным газобаллонным оборудованием.
Если говорить о теплом времени года, тогда инжекторному автомобилю или дизелю будет достаточно пары минут работы на холостых. Карбюраторные двигатели нужно греть 7-8 минут. Затем можно начинать движение на пониженных передачах и низких оборотах (около 2000 для бензинового авто и 1200 для дизельного ТС). Зимой ситуация меняется.
Если ваш мотор с карбюратором, тогда его нужно греть минимум 15 минут. При сильном морозе это время может быть увеличено. Основной задачей является прогрев до того момента, когда двигатель будет работать устойчиво при нажатии на педаль газа и увеличении топливоподачи.
Какая рабочая температура двигателя лада гранта
Кипящий антифриз в радиаторе, пар, стрелка температуры в красной зоне — симптомы перегрева мотора и его последствия в виде покоробленной ГБЦ мы вроде бы все отлично знаем. Причины тоже давно известны — засорение системы охлаждения, «мёртвый» термостат.
Но так было 20 лет назад. Сегодня современные моторы обречены своими создателями на постоянную работу на грани перегрева, причём водитель, как правило, об этом узнаёт, когда уже слишком поздно.
Сегодня разбираемся, как так получилось, и что такое «штатный перегрев».
У каждого мотора есть рабочая температура, и только при её достижении он работает правильно. После «прогрева» начинает максимально эффективно работать система управления впрыском, система смазки, система ГРМ и остальные подсистемы мотора.
Какой должна быть рабочая температура? Обычно она находится в узком диапазоне от 75 до 105 градусов почти для всех конструкций моторов. Правда, в последние годы для достижения маркетинговых показателей экономичности и экологичности моторы всё чаще заставляют работать при повышенных температурах от 115 до 130 градусов.
Это хорошо только для маркетологов, которые год от года отчитываются о том, что машины стали ещё немного быстрее и «чище». На ресурсе моторов повышение рабочей температуры сказывается исключительно негативно, ибо 120 или 130 градусов — это слишком много как для резиновых и пластиковых элементов навесного оборудования, так и для состояния поршневой группы.
Эрудированный читатель заметит, что 120-130 градусов — это температура холостых оборотов, а на ходу она обычно снижается до приемлемых 85-90. Что, безусловно, облегчает жизнь двигателю, но до поры до времени.
Конкретнее в проблеме разберёмся чуть ниже, а пока изучим, как охлаждаются современные моторы (спойлер: совсем не так, как ваш первый заднеприводный или переднеприводный ВАЗ).
Они устроены значительно сложнее, чем те, с которыми знакомят на уроках в автошколе. Так, у всех ныне продающихся новых машин используется система охлаждения с несколькими скоростями вращения вентиляторов обдува радиатора или даже несколько вентиляторов с несколькими режимами работы.
Почти на всех машинах используется регулируемый термостат, имеющий два диапазона работы за счет нагревательного элемента. На некоторых машинах термостата вообще нет — он заменен на модуль золотниковых клапанов с электронным управлением. На многих премиальных машинах стоит «воздушный термостат» — жалюзи с электроприводом, улучшающие аэродинамику машины на высоких скоростях.
Что касается водяных насосов, то простая помпа с приводом от коленчатого вала пока лидирует по распространенности, но есть конструкции с регулируемым приводом или даже с электроприводом помпы.
Указатель температуры двигателя. Почти все автовладельцы считают достаточным условием отсутствия перегрева нахождение стрелки указателя в допустимой зоне, обычно «зеленой» или «желтой», и отсутствие сигнала аварийной системы о перегреве или нехватке антифриза.
Но система контроля тоже управляется электроникой, и старается «не напрягать» автовладельца «лишней» информацией о работе машины. Так, почти всегда стрелочный индикатор и даже цифровые указатели температуры не отражают истинных показателей.
Единственным надежным способом контроля остается проверка рабочей температуры с помощью сканеров, через OBD-II интерфейс или иной способ доступа к служебной информации блока управления двигателем.
Как вы уже поняли, «штатная» работа системы охлаждения сейчас — понятие весьма условное. Даже при отсутствии мигающих красных индикаторов на приборной панели температура может быть уже далека от оптимальной. Например, бензиновые моторы BMW настроены на работу при температурах 115-125 градусов, а реальная рабочая температура может быть еще выше, причём без всяких ошибок.
Рабочая температура двигателя на автомобиле Лада Гранта должна быть 90 градусов, но большинство владельцев жалуются на то, что температура не поднимается выше 80-градусов. Даже несмотря на плюсовую температуру за бортом.
Видимо АвтоВаз решил себя дополнительно обезопасить установкой термостата, который открывается уже при 85°. Самое интересное в том, что допуски по температуре открытия термостата АвтоВаз определяет как: (85±8,3) ºС, т.е. от 77 до 93 ºС. Вот это разброс, не правда ли?
Рабочая температура двигателя должна быть не менее 90ºС.
О том как узнать температуру двигателя, когда Ваш автомобиль не оснащён указателем температуры на панели приборов, читайте в материале: как посмотреть температуру двигателя.
Двигатель, который не достигает свой рабочей температуры работает в неправильных для него режимах.
Устройство и обслуживание системы охлаждения лада гранта
Система охлаждения двигателя Лада Гранта жидкостная (с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости), герметичная, с расширительным бачком. Систему заполняют охлаждающей жидкостью на основе этиленгликоля (антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до -40 °С.
Расположение элементов системы охлаждения показано на рис. 18. Водяной насос центробежного типа обеспечивает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения, установлен на передней плоскости блока цилиндров и приводится во вращение зубчатым ремнем ГРМ. В водяном насосе Лада Гранта установлены закрытые подшипники, не нуждающиеся в пополнении смазки.
Водяной насос ремонту не подлежит, при отказе (течь охлаждающей жидкости или повреждение подшипников) водяной насос на автомобиле заменяют в сборе. Термостат с твердым термочувствительным наполнителем поддерживает нормальную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева двигателя на автомобиле. В термостате установлены основной и дополнительный (перепускной) клапаны.
При температуре охлаждающей жидкости до (85±2) °С термостат полностью закрыт и охлаждающая жидкость циркулирует по малому контуру, минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре (85±2) °С термостат Лада Гранта начинает открываться, а при 102 °С открывается полностью, обеспечивая циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор. Электровентилятор 9 (рис.
19) с пластмассовой крыльчаткой обеспечивает продувку радиатора воздухом при небольших скоростях движения в основном в городских условиях или на горных дорогах, когда встречного потока воздуха недостаточно для охлаждения радиатора. Для повышения эффективности работы вентилятор охлаждения радиатора Лада Гранта установлен в кожухе 7 и прикреплен к нему в трех точках через резиновые подушки.
Кожух вентилятора охлаждения радиатора в свою очередь прикреплен к радиатору 3 в четырех точках. Управляет электровентилятором блок управления двигателем, получающий информацию о температуре охлаждающей жидкости от датчика 5 (см. рис. 18), расположенного в гнезде термостата 4.
В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя Лада Гранта, а также патрубок шланга, соединяющего радиатор с расширительным бачком. Расширительный бачок 12 служит для компенсации изменяющегося объема охлаждающей жидкости в зависимости от ее температуры. Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы.
На стенки расширительного бачка нанесены метки «МАХ» и «MIN» для контроля уровня охлаждающей жидкости, сверху расположена наливная горловина, герметично закрытая пластмассовой пробкой 1 с двумя клапанами внутри (впускным и выпускным), собранными в едином блоке. Выпускной клапан открывается при давлении 110 кПа (1,1 кгс/см.кв.), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и предупреждая интенсивное парообразование.
При охлаждении жидкости ее объем уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной клапан в пробке открывается при разрежении около 3 кПа (0,03 кгс/см.кв.) и пропускает воздух в расширительный бачок. Исправность клапанов крышки расширительного бачка очень важна для нормальной работы системы охлаждения, но часто при возникновении проблем (закипание охлаждающей жидкости и т.д.
) автолюбители обращают внимание только на работу термостата, забывая проверить клапаны. Негерметичность выпускного клапана крышки расширительного бачка приводит к снижению температуры закипания охлаждающей жидкости, а его заклинивание в закрытом состоянии — к аварийному повышению давления в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов. На автомобиле Лада Гранта в систему охлаждения с помощью шлангов включен и радиатор отопителя салона.
Рис. 18. Расположение основных элементов системы охлаждения Лада Гранта
1 — водяной насос (расположен под крышкой привода газораспределительного механизма); 2 — радиатор системы охлаждения (расположен под верхней поперечиной рамки радиатора); 3 — электровентилятор радиатора (расположен под верхней поперечиной рамки радиатора); 4 — термостат; 5 — датчик температуры охлаждающей жидкости ДТОЖ; 6 — расширительный бачок
Рис. 19. Радиатор Лада Гранта с электровентилятором и расширительный бачок
1 — пробка расширительного бачка; 2 — пароотводящий шланг; 3 — радиатор; 4 — подушка опоры радиатора; 5 — уплотнительное кольцо пробки сливного отверстия; 6 — пробка сливного отверстия; 7 — кожух электровентилятора; 8 — гайка; 9 — электровентилятор; 10 — разъем проводов электровентилятора; 11 — болт; 12 — расширительный бачок
Замена термостата Лада Гранта
Необходимость в снятии термостата и его замене может возникнуть при нестабильном температурном режиме двигателя: перегреве или недостаточном прогреве. В этом случае полностью сливать охлаждающую жидкость не требуется.
Для снятия термостата Лада Гранта выполните следующее:
— Снимите пробку с расширительного бачка. Отверните пробку сливного отверстия внизу правого бачка радиатора и слейте из него охлаждающую жидкость. Заверните пробку сливного отверстия. — Отожмите фиксатор разъема проводов ДТОЖ (датчика температуры охлаждающей жидкости) и отсоедините разъем с проводами от датчика ДТОЖ.
— Ослабьте затяжку хомута крепления заднего шланга к крышке термостата и снимите шланг с патрубка крышки термостата. — Аналогично отсоедините передний шланг от патрубка корпуса термостата. — Отверните гайку крепления провода «массы» к верхней шпильке крепления корпуса термостата и снимите со шпильки гайку, шайбу и наконечник провода.
— Отверните две гайки крепления корпуса термостата Лада Гранта, снимите установленные под гайками шайбы и снимите корпус термостата со шпилек. — Уплотнительную прокладку корпуса термостата заменяйте новой при каждой разборке соединения. — Выверните три болта крепления крышки термостата и снимите крышку.
— Преодолевая усилие пружины, отожмите вниз фиксирующую пластину термостата, затем, повернув ее в любом направлении, выведите из зацепления с пазами и снимите фиксирующую пластину термостата. — Выньте из корпуса пружину и термостат. — Перед установкой нового термостата Лада Гранта проверьте его, опустив в воду, подогретую до температуры 78-80 °C.
Нагревайте воду, постоянно перемешивая, до температуры (87±2) °С. — При температуре (87±2) °C шток термостата должен начать выдвигаться из силового элемента. Если этого не происходит, замените термостат. — Установите термостат в корпус в порядке, обратном снятию, а крышку — на корпус.
— Установите термостат на двигатель в порядке, обратном снятию. Заполните систему охлаждения двигателя охлаждающей жидкостью. Заверните пробку расширительного бачка, заведите двигатель, проверьте отсутствие течи охлаждающей жидкости через соединения шлангов термостата и прогрейте двигатель на холостом ходу до рабочей температуры, чтобы удалить из системы воздушные пробки. Для снятия термостата на автомобиле
Замена радиатора системы охлаждения Лада Гранта
Радиатор Лада Гранта подлежит замене при обнаружении течи охлаждающей жидкости. — Слейте охлаждающую жидкость. — Снимите электровентилятор радиатора и хомут крепления шланга к расширительному бачку. — Сожмите усики хомута крепления шланга к расширительному бачку, сдвиньте хомут по шлангу, шланг к расширительному бачку и снимите шланг к расширительному бачку со штуцера радиатора.
— Сожмите усики хомута крепления верхнего патрубка к радиатору, сдвиньте хомут по патрубку и снимите верхний патрубок с радиатора. — Аналогично отсоедините от радиатора Лада Гранта нижний патрубок. — Отверните две гайки крепления радиатора к верхней поперечине рамки радиатора снимите гайки и установленные под гайками шайбы.
— Наклоните радиатор к двигателю и снимите радиатор. — Снимите с радиатора две подушки нижнего крепления, если они остались на установочных штифтах радиатора, или извлеките их из отверстий в нижней поперечине рамки радиатора, если они остались на кузове.
— Замените порванные или потерявшие упругость подушки радиатора. — Извлеките из кронштейнов радиатора резинометаллические втулки. — Промойте радиатор снаружи струей воды и просушите. — Проверьте герметичность радиатора, для чего заглушите его патрубки и опустите в емкость с водой, подведя к нему воздух под давлением 0,1 МПа (1 кгс/см.кв.).
Не менее 30 с из радиатора не должны появляться пузырьки воздуха. — Установите радиатор в порядке, обратном снятию, предварительно надев на штифты радиатора подушки нижнего крепления и вставив в кронштейны втулки верхнего крепления. — Установите лектровентилятор и все снятые детали в порядке, обратном снятию. — Залейте охлаждающую жидкость.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Лада Гранта, Калина
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ВАЗ-2110