- Вступление
- Что в итоге
- Блок цилиндров
- В каких авто использовался?
- Возможности доработки и тюнинга двигателя
- Двигатель ваз 11183
- Двигатель ваз 11186
- Двигатель ваз 21126
- Двигатель на гранте: особенности
- Конструкция двигателя
- Неисправности: причины, устранение
- Неисправность водяного насоса
- Немного о конструкции двигателя лада 11186 8 клапанов
- Общие показатели между 21116 и 11186
- Особенности конструкции
- Плюсы и минусы
- Ремень грм или как не погнуть клапана
- Ресурс двигателей лада гранта 21116, обслуживание, плюсы и минусы
- Техобслуживание
- Характеристики двигателя ваз 21116 1.6 8v гранта, калина 2
- Шатун
- Ваз 11186 1.6 mpi 87 л.с — двигатель лада гранта, лада калина и датсун он-до. ресурс, характеристики, расход, отзывы и болячки
Вступление
Лада Гранта является очень популярным автомобилем в России и странах СНГ из-за своей простоты, доступности и ремонтопригодности. Данный автомобиль выпускается порядка 10 лет и уже обрел достойную популярность сравнимую с той же Приорой. Автомобиль обладает всеми необходимыми функция и способен доставить человека в любую точку мира с приемлемым комфортом.
Гранта выпускалась в нескольких модификациях, таких как ЛЮКС и НОРМА. В каждой модификации были свои дополнения, конечно же, автомобили класса ЛЮКС были самими «навороченными» с кондиционером и прочими дополнительными функциями.
Так же в зависимости от модификации менялись и двигателя Гранты, о чем, кстати, и пойдет речь в данной статье. Ниже описан каждый из двигателей, устанавливаемых на Ладу Гранту, подробно описаны технические характеристики каждого из двигателей.
Что в итоге
Как видно, с модернизированным 8-и клапанным двигателем Лада Гранта не только сократился расход топлива, но и повысились динамические показатели, так как имеет место снижение механических потерь. Также плюсом стало уменьшение вибраций и шумов, повысился комфорт.
Блок цилиндров
Блок отливается из высокопрочного чугуна. Нумерация цилиндров осуществляется со стороны установки шкива коленчатого вала. Каждому цилиндру, по результатам замера его диаметра, присваивается размерный класс.
Параметр | Значение |
Материал | высокопрочный чугун |
Диаметр цилиндра, мм | 82 |
Межцилиндровое расстояние (расстояние между осями соседних цилиндров блока), мм | 89 |
Высота блока (расстояние между верхней плоскостью блока и осью коленчатого вала), мм | 197,10 |
Диаметр расточки опор коленчатого вала (под коренные вкладыши), мм | 54,52 |
Вес, кг | 31,000 |
Блок цилиндров хоть и с собственным индексом, но в точности как у двигателя ВАЗ-21126: с дополнительными форсунками для охлаждения поршней маслом и платохонингованием стенок цилиндров, снижающим продолжительность обкатки. Обработка стенок выполняется в соответствии с требованиями фирмы Federal Mogul. У блока 21116 три класса через 0,01 мм (А, В, С). Клеймо класса цилиндра расположено на нижней плоскости блока.
В каких авто использовался?
Производителем АвтоВАЗ мотор 11183 использовался для комплектации нескольких моделей авто:
- Лада Калина – универсал, седан, хетчбэк;
- Lada Kalina II – второе поколение в аналогичных кузовах;
- Лада Гранта – седан, хетчбэк;
- 21101 – седан четырехдверный;
- 21112 – универсал пятидверный;
- 21121 – хетчбэк укороченный пятидверный;
- 2113 (с 2022 года) – хетчбэк трехдверный;
- 2114 (2006 – 2022 г.г.) – хетчбэк пятидверный;
- 2115 Лада Самара-2 (2007 – 2022) – седан компактный.
Лада Гранта лифтбек
Улучшенные характеристики двигателя обеспечивали спрос на машины подобной комплектации.
Возможности доработки и тюнинга двигателя
В качестве варианта повышения мощности двигателя возможно проведение чип-тюнинга, с целью снятия ограничения по экологическому классу. Общий процент повышения мощности не превысит 2-5%.
Замена распределительного вала. Экономически не целесообразно, также как и установка турбонаддува. Замена распредвала и ресивера позволит снять с двигателя 100 л.с. Если дополнительно выполнить доработку каналов головки цилиндров, то можно выиграть дополнительно еще 20 л.с.
Для проведения таких доработок прежде всего необходимо изменить конструктивную схему двигателя с SOHC на DOHC. То есть необходимо заменить головку цилиндров на 16 клапанную с двумя распределительными валами. Подобная замена даст повышение возможной мощности 8 клапанного мотора до 120 л.с. без существенного влияния на общий ресурс работы двигателя.
Фактически доработка мотора сводится к переделке его в 16 клапанную версию с возможностью дальнейшей доработки и повышения мощности.
Новая Лада: Регулировка фар на Лада Гранта своими руками — видео и фото
Двигатель ваз 11183
Данный двигатель устанавливался не только на Гранты, но и на 2114 последних годов выпуска. Двигатель является довольно шумным и требующим частой регулировки клапанов из-за отсутствия гидрокомпенсаторов. 183 мотор не гнет клапана при обрыве ГРМ. Это единственный мотор устанавливаемый на Гранту, который не боится обрыва ГРМ.
Двигатель ваз 11186
Данный двигатель устанавливается на последние годы выпуска Гранты. В нем значительно уменьшили шумовые характеристики, увеличили степень сжатия, что привело к встрече клапанов с поршнями при обрыве ремня ГРМ. Увеличение степени сжатия позволило добиться большей мощности от ДВС, что благоприятно сложилось на динамических характеристиках.
Двигатель ваз 21126
Данный двигатель строился на базе 124 мотора, который до сих пор славится своей надежностью. В 126 моторе используется автоматическое натяжение ремня ГРМ, что позволило избежать притяжения ремня, которое может привести к его обрыву. В 16-ти клапанном двигателе используется гидрокомпенсаторы что, позволяет двигателю под действием давления масла регулировать зазор клапанов.
Двигатель на гранте: особенности
Итак,
бензиновый двигатель Гранта 21116 объемом 1,6 литров является модернизированным 1,6 литровым мотором ВАЗ 2114. Идея модернизировать двигатель ВАЗ 2114 возникла в связи с выпуском автомобиля Гранта и перехода всего модельного ряда на Евро-4.
Изначально ДВС 21116 устанавливался на Лада Приора и потом на автомобили Лада Гранта и Лада Калина. Перечень основных технических характеристик:
За счет облегчения деталей и элементов ДВС происходит снижение ресурса клапанно-поршневой группы, но при этом улучшается динамика и другие показатели. Например, увеличение мощности до 87 л.с., что на 6 л.с. больше чем у ДВС 21114.
Основные характеристики автомобиля Лада Гранд с установленным на нем двигателем ВАЗ 21116:
- Максимальная скорость автомобиля – 167 км/час;
- Расход топлива 8,5 л. на 100 км (при движении в городском цикле);
- Расход топлива 5,7 л. на 100 км (при езде по трассе);
Идем далее. Если рассматривать двигатель Гранта 8 клапанов и его конструкцию, двигатель Гранты 8 клапанный имеет несколько конструктивных особенностей, отличающих его от других модификаций.
Во-первых, для конечной обработки поверхностей цилиндров используется метод платохонингования. Во-вторых, наличие масляных форсунок позволяет более интенсивно смазывать и охлаждать поршни.
Также уменьшились размеры деталей ДВС: высота блока цилиндров составляет порядка 197,1 мм; радиус кривошипа составляет порядка 37,8 мм; высота поршневых колец 1,2/1,5/2 мм и т. д.
Добавим, что основной особенностью конструкции ДВС Гранта 21116 стала облегченная шатунно-поршневая группа ШПГ. В предыдущей модели потоки выхлопных газов, сталкиваясь, создавали противодавление.
По этой причине в случае с ВАЗ 21116 конструкторами было принято решение удлинить трубы катколлектора, изменив форму цилиндрического блока и схему входа. В результате такие действия помогли снизить потери и сопротивление.
Конструкция двигателя
Четырехтактный двигатель с распределенным впрыском топлива; с рядным расположением цилиндров и поршнями, вращающими один общий коленчатый вал; с верхним расположением распределительного вала. Двигатель имеет жидкостную систему охлаждения закрытого типа с принудительной циркуляцией. Система смазки комбинированная: под давлением и разбрызгиванием.
Неисправности: причины, устранение
При обрыве ГРМ привода мотор 11183 не гнет клапана, однако в нем имеются следующие типовые поломки:
Плавающие обороты | 1)неисправность модуля зажигания 2)пробой прокладки 3)прогар клапана 4)выход из строя датчика ДПДЗ | 1)замена модуля 2)установка новой прокладки 3)замена клапана 4)ремонт или замена датчика положения дроссельной заслонки |
Посторонний шум | 1)разрегулировка зазоров клапанов 2)износ поршней 3)износ подшипников 4)выработка вкладышей | 1)регулировка прокладками клапанов 2)замена поршней, колец 3)замена подшипников 4)использование новых вкладышей |
Порыв ремня генератора | избыточное натяжение, заводской дефект | регулярная проверка, замена по мере необходимости |
Поскольку особенностью ДВС 11183 является продуманная схема клапанов и поршней, капремонт в большинстве случаев проводится в установленные сроки без дополнительных вложений пользователя.
Датчик ДПДЗ на 11183
Неисправность водяного насоса
Водяной насос или помпа обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости в системе двигателя. Это сделано для охлаждения и чтобы мотор не сгорел. Выход такого узла со строя означает, что дальнейшая эксплуатация силового агрегата невозможна, поскольку возникнет перегрев и первое, чего коснётся — это головка блока цилиндров. Чтобы избежать такого, следует регулярно диагностировать деталь и проводить вовремя замену.
В замене помпы нет ничего сложного. Процедура аналогична смене ремня газораспределительного механизма. После демонтажа ремня следует открутить болты крепления водяного насоса и заменить его. При этом следует отметить, что охлаждающую жидкость необходимо слить с системы и после замены долить до нужного уровня.
Немного о конструкции двигателя лада 11186 8 клапанов
Этот силовой агрегат ведет свою историю еще от двигателя ВАЗ 21083 разработки конца 80-х, точнее его инжекторной версии. В основе все тот же чугунный блок с рядным расположением четырех цилиндров, восьмиклапанной головкой и одним распредвалом. Привод ГРМ ременной, а так как гидрокомпенсаторов тут нет, периодически требуется регулировка зазоров клапанов.
Есть и существенные отличия. Благодаря более высокому блоку слегка вырос рабочий объем, также здесь применена новая облегченная шатунно-поршневая группа, форсунки охлаждения, антифрикционные вставки на поршнях, современная электронная дроссельная заслонка Е-газ, а также совершенно другие впускной и выпускной коллекторы. Все это позволило существенно поднять мощностные характеристики агрегата и даже вписаться в экологический класс Евро 4.
Однако в результате всех модернизаций появился довольно большой для наших реалий минус. Облегченная шатунно-поршневая группа оказалась без привычных лунок в днищах поршней и теперь при обрыве ремня клапана гнет почти в 100% случаев. Поэтому сюда ставят дорогой ремень Gates с автоматическим натяжителем и внушительным сроком службы в 200 тысяч км. Только в середине 2020 года производитель наконец вернул этому мотору невтыковые поршни.
Макс Акимов проводит эндоскопию как раз такой силовой установки от Лада Гранта.
Общие показатели между 21116 и 11186
Как двигатель с индексом 21116, так и движок 11186 имеют одинаковые показатели в отношении:
- Экономичности.
- Приемистости.
- Ремонтопригодности.
- Вибрационного и шумового уровня.
- Легкой шатунно-поршневой группы с новыми технологиями.
У обоих движков есть одинаковые проблемы:
- С плавностью оборотов.
- Наличию стуков и шумов под капотом.
- В области электронного блока управления.
- Троения от прогара клапана.
- Остановки машины из-за заглохшего мотора.
- С поломкой термостата.
- Масляных протечек из-под клапанов.
Как Лада Гранта с мотором 11186, так и Приора с движком 21116 расходуют топливо:
- В черте городских дорог в порядке 1 литров.
- По трассе до 5,3 л.
- При смешанном проезде до 6.8 литров.
У моторов нет гидрокомпенсаторов, поэтому клапаны нужно регулировать через 15000 км. пробега. А для ШПГ необходимо исключить ударные нагрузки. Двигатели любят только качественное топливо, причиной служит высокая степень сжатия и склонность к детонациям.
Особенности конструкции
После модернизации взятого в качестве эталона мотора 21114 двигатель 11183 имеет следующие нюансы конструкции:
- «высокий» блок цилиндров – высота увеличена на 2,3 мм в сравнении с 2110;
- крепеж – в отверстиях нарезана резьба М12 стандартного шага;
- коленвал – оригинальный, стальной, кованый, кривошипный радиус увеличен на 2,3 мм;
- прокладка ГБЦ – толщина 1,2 мм, обычная;
- камера сгорания – увеличена до 26 см3 за счет двухступенчатого фрезерования;
- катколлектор – трубки короткие, форма блока округлая.
ГБЦ 11183
Для снижения себестоимости изготовления в двигатель установлена шатунно-поршневая группа, шкив и маховик коленчатого вала от мотора 2110. Объемы камер сгорания увеличены для двигателя с единственной целью – обеспечение степени сжатия на уровне 9,6 – 10,0.
Гидрокомпенсаторов в этом ДВС изготовителем не предусмотрено, поэтому, с одной стороны, допускается применение масла более низкого качества. С другой стороны – экономию эксплуатационного бюджета при использовании дешевой смазки «съедают» расходы на периодическую регулировку клапанов в СТО, поскольку производитель рекомендует делать ее чаще.
Основное навесное оборудование приводится в действие собственными ремнями. Конструкция натяжителей (например, генератора) оставляет желать лучшего. Зато ДВС позволяет увеличить мощность нижеприведенными способами. Причем, разумная форсировка не требует производить капитальный ремонт чаще установленного срока.
Ременный привод генератора
Даже без улучшения характеристик мотор тяговитый и приемистый, вырабатывает заявленный производителем ресурс на 200%. Имеющиеся ремонтные размеры поршневой группы позволяют повысить период эксплуатации с учетом нескольких капремонтов до миллиона км пробега.
Плюсы и минусы
Достоинством движка 11183 является головка блока цилиндров оригинальной конструкции. Однако впоследствии ее доработали дополнительно в ДВС 11186, добавив объем камерам сгорания. Минусом стал натяжитель ремня генератора – привод постоянно перетянут, прогиб 10 мм не обеспечивается без проскальзывания, поэтому ресурс ремня снижается, менять его приходится чаще. Этот дефект был доработан лишь в следующей версии мотора 11186.
Объединенный узел катколлектора в двигателе недоработан изначально:
- трубки четырех каналов короткие;
- потоки сходятся внутри блока практически в одной точке;
- выхлопы сталкиваются, создают противодействие друг другу;
- форма блока не позволила изменить схему расположения трубок.
Катколлектор 11183
При установке мотора на Ладу Гранта теплообменник салона включался в термостат последовательно. Вся ОЖ проходила через него по малому контуру, погрешность температуры срабатывания составляет 5 градусов вместо положенных 2 градусов.
Ремень грм или как не погнуть клапана
Наверное, самый интересующий вопрос большинства автомобилистов — гнёт ли клапана на моторах ВАЗ? Что касается двигателя ВАЗ 11189, то с уверенностью можно сказать, что клапана гнёт при обрыве ремня ГРМ. Конечно, гнуться клапаны могут и по другим причинам, но наиболее распространённой положено считать обрыв ремня газораспределительного механизма.
Ещё один вопрос, которые задают в автосервисах и на форумах автолюбители относительно ГРМ — как предотвратить загиб клапанов? Все очень просто — менять ремень ГРМ и ролики согласно техническим рекомендациям завода изготовителя. Так, в мануалах по обслуживанию двигателя 11189 рекомендованный период замены ремня составляет — 45-50 тыс. км пробега.
Что будет, если загибает клапана? Все очень просто — после загибания клапанного механизма выходят со строя такие важные элементы как направляющая втулка клапана, седло клапана, маслосъёмные колпачки. Впоследствии, может случиться так, что данная проблема отразиться на поршневом механизме. Одним словом, если гнёт клапана, то стоит надеяться на лучшее, а ожидать худшего — то есть капитального ремонта.
Как проводится замена ремня ГРМ и роликов:
- Сначала, необходимо демонтировать защитный кожух.
- Затем, фиксируем распределительный вал, но перед этим необходимо выставить метки ГРМ.
- Откручиваем натяжной ролик, чтобы освободить ремень.
- Далее, демонтируем непосредственно сам ремень.
- Меняем натяжной ролик.
- Устанавливаем обратно ремень ГРМ.
Процедура смены ремня ГРМ, на первый взгляд, кажется, достаточно простой, но не все так просто, и не каждый автолюбитель сможет провести ее. Поэтому, чтобы впоследствии не погнуть клапаны рекомендуется для проведения процедуры обратиться к специалистам в автосервис.
Ресурс двигателей лада гранта 21116, обслуживание, плюсы и минусы
Рассматриваемая модель мотора Лада Гранта 21116 отличается от своих предшественников достаточной надежностью и экономичностью. При учете соблюдения условий по эксплуатации и обслуживанию (временных рамок проводимого ТО), можно заметно продлить срок службы агрегата.
Особенности обслуживания двигателя ВАЗ 21116:
Расход топлива на 100км даже при езде в городском потоке (пробки, светофоры) обычно не превышает 10 литров. Кстати, применение, рекомендуемого производителем топлива АИ-95 может снизить расход топлива еще больше.
Еще можно отметить нормальный запуск двигателя в мороз даже после длительного простоя автомобиля. Также плюсом является снижение шума (минимальная вибрация) и увеличение крутящего момента ДВС.
Из недостатков выделяют только обрыв ремня ГРМ двигателя, который приводит к загибанию клапанов (как следствие, дорогостоящий ремонт). Также в некоторых случаях отмечена хрупкость поршней (при столкновении с клапанами иногда разбиваются и требуют замены намного раньше отведенного им срока);
Техобслуживание
Согласно рекомендациям АвтоВАЗ двигатель 11183 должен обслуживаться по регламенту:
Объект техобслуживания | Время (месяц) или пробег (10 000 км) что наступает раньше |
Привод ГРМ | 36/ 1 |
Аккумулятор АКБ | 12/2 |
Зазор в клапане | 24/2 |
Вентиляция картера | 24/2 |
Ремни, приводящие в действие навесное оборудование | 24/2 |
Топливопровод и крышка бака | 24/2 |
Моторное масло | 12/1 |
Маслофильтр | 12/1 |
Воздухофильтр | 12 – 24/4 |
Топливофильтр | 48/4 |
Контуры обогрева/охлаждения | 24/4 |
ОЖ | 24/4 |
Датчик кислородный | 10 |
Свеча зажигания | 12 – 24/2 |
Коллектор выпускной | 12/1 |
По умолчанию система охлаждения имеет объем 7,8 л. На конвейере обычно заливается красный антифриз Felix Carbox 40. Замена производится любой охлаждающей жидкостью с учетом температурного диапазона 85 градусов. Поскольку устройство ДВС достаточно простое, операцию ТО можно выполнить собственными силами.
Характеристики двигателя ваз 21116 1.6 8v гранта, калина 2
Параметр | Значение |
Конфигурация | L |
Число цилиндров | 4 |
Объем, л | 1,597 |
Диаметр цилиндра, мм | 82 |
Ход поршня, мм | 75,6 |
Степень сжатия | 10,5 |
Число клапанов на цилиндр | 2 (1-впуск; 1-выпуск) |
Газораспределительный механизм | SOHC |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Номинальная мощность двигателя / при частоте вращения коленчатого вала | 66 кВт-(90,0 л.с.) / 5600 об/мин |
Максимальный крутящий момент / при частоте вращения коленчатого вала | 143 Н·м / 3500 об/мин |
Система питания | распределенный впрыск с электронным управлением |
Рекомендованное минимальное октановое число бензина | 95 |
Экологические нормы | Евро 4 |
Вес, кг | 112 |
Шатун
Параметр | Значение |
Длина, мм | 133,32 |
Диаметр отверстия верхней головки, мм | 18 |
Вес, г | 410 |
Шатун не имеет разделения на классы по диаметру отверстия верхней головки, такая маркировка на нем отсутствует. Шатуны подразделяют на классы по массе. Маркировка, выбита на верхней головке шатуна (Ф, Л, Б, Х, М, В, Ц, Н, Г). Различие по массе между классами ±7 граммов. Для двигателя 21116 допускается установка шатунов с двумя либо тремя метками.
Ваз 11186 1.6 mpi 87 л.с — двигатель лада гранта, лада калина и датсун он-до. ресурс, характеристики, расход, отзывы и болячки
Честный обзор мы посвятили бензиновому двигателю Лада Гранта (Lada Granta), Лада Калина (Lada Kalina), Датсун Он-До (Datsun On-Do) и Датсун Ми-До (Datsun Mi-Do) – ВАЗ 11186 1.6 MPI 8v мощностью 87 лошадиных сил с крутящим моментом 140 Ньютон на метр. В публикации рассмотрены технические особенности, характеристики, реальный расход горючего, предельный срок службы, надежность, отличия, устройство, строение, отзывы автовладельцев, сервисные интервалы техобслуживания, распространенные проблемы, хронические болячки, достоинства и недостатки атмосферного мотора российской компании “АвтоВАЗ”.
РЕКОМЕНДУЕМ К ПРОЧТЕНИЮ: ОБЗОР ДВС ФОЛЬКСВАГЕН ПАССАТ — DCXA 1.6 TDI 120 Л.С

Российский бензиновый силовой агрегат серии ВАЗ 11186 объемом 1.6 литра на 8 клапанов, созданный инженерами ОАО “АвтоВАЗ”, был официально представлен публике осенью 2022 года на Московском международном автомобильном салоне (МАСК) под видом штатного двигателя ЛадаГранта в кузове седан (2190). По своей сути атмосферный мотор серии ВАЗ 11186 считается модернизированной версией силовой установки с индексом ВАЗ 11183, главной отличительной особенностью которого является облегченная шатунно-поршневая группа (ШПГ) от американской фирмы “Федерал Могул”. Дополнительно были обновлены крепежные элементы обслуживающих механизмов и некоторые сборочные узлы. В свою очередь, конструктивно аналогичный движок, собиравшийся в соседнем цеху “АвтоВАЗа”, имел свой заводской индекс ВАЗ 21116, которым до недавнего времени компоновалась модель Лада Приора. Для справки заметим, что рассматриваемый восьми клапанный двс ВАЗ 11186 1.6 собирали с ноября 2022 по июнь 2021 года на основном заводе “АвтоВАЗа” в городе Тольятти, пока ему на смену не пришел более продвинутый в технологическом плане мотор серии ВАЗ 11182 1.6.
В семейство бензиновых двигателей «VAZ 8 Valve» также входят следующие серии двс: ВАЗ 11182 1.6 MPI, ВАЗ 11183 1.6 MPI,ВАЗ 11189 1.6 MPI, ВАЗ 21114 1.6 MPI и ВАЗ 21116 1.6 MPI.

По мнению специалистов, обозреваемый отечественный бензомотор серии ВАЗ 11186, созданный конструкторским бюро “Волжского автозавода”, славится хорошей компоновкой импортными комплектующими, имеет упрощенную конструкцию и строение, в сравнении с большинством подобных силовых агрегатов 8-ми клапанного семейства “АвтоВАЗа”. С конца 2022 года главный герой нашего материала, двс ВАЗ 11186 1.6 MPI устанавливают на такие модели, как Лада Гранта в кузове седан (2190), Лада Гранта в кузове лифтбек (2191), Лада Калина в кузове хэтчбек (2192), Лада Калина Кросс в кузове хэтчбек (2194), Лада Калина в кузове универсал (2194), Датсун Он-До в кузове седан, Датсун Ми-До в кузове хэтчбек, а с 2022 года мотор начали ставить под капот Лада Гранта в кузове хэтчбек (2192) и Лада Гранта в кузове универсал (2194).






ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БЕНЗОМОТОРА СЕРИИ ВАЗ 11186 ОБЪЕМОМ 1.6 ЛИТРА

КОНСТРУКЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ И УСТРОЙСТВО ДВИГАТЕЛЯ ВАЗ 11186 1.6 MPI 87 Л.С
Как мы сказали ранее, обозреваемый мотор серии ВАЗ 11186 относится к модернизированной версии двигателя с индексом ВАЗ 11183, главным отличием от которого являются облегченные импортные детали шатунно-поршневой группа от фирмы Federal Mogul. Напомним, что до июля 2022 года на заводе ставились втыковые поршни, которые гнули клапана при обрыве ремня ГРМ. После модернизации бензомотора в июле 2022 года, облегченные импортные втыковые поршни (вместе со всеми деталями поршневой группой), были заменены на отечественные — безвтыкового типа, благодаря которым клапана могут чувствовать себя в безопасности.
Справочно заметим, что общий вес бензинового атмосферного силового агрегата заводской серии ВАЗ 11186 объемом 1.6 литра на 8 клапанов по каталогу завода-изготовителя составляет 140 килограмм (масса модернизированного двс, который производится с июля 2022 года). В свою очередь, номер (артикул) мотора располагается на нижнем стыке головки (ГБЦ) с блоком цилиндров.

Конструкция обозреваемого мотора ВАЗ 11186 – традиционная для бензиновых движков “АвтоВАЗа”, разработанных в 2000-х. Основой двигателя является типовой не гильзованный чугунный блок (корпус) высотой 197 миллиметров с рядным расположением четырех цилиндров (формат расположения – “R4”). В блоке цилиндров предусмотрена закрытая рубашка охлаждения (система охлаждения – жидкостная, рабочая жидкость — антифриз) и установлены маслофорсунки для охлаждения поршней. В нижней части блока цилиндров располагается кованый коленчатый вал из прочной стали. Коленвал кстати, позаимствовали у двс ВАЗ 11183 1.6, правда из-за изменений в приводе газораспределения его оснастили иной дистанционной шайбой.
Внутренняя поверхность каждого цилиндра в двигателе ВАЗ 11186 обрабатывается по методике платохонингования. Поршни у обозреваемого мотора – алюминиевые, до модернизации были облегченными — втыковыми (240 грамм) от компании Federal Mogul, после обновления стали обычными — безвтыковыми с лунками (350 грамм) от “АвтоВАЗа”. Все поршни по умолчанию комплектуются тремя кольцами (два — компрессионных и одно — маслосъёмное). Компрессионные кольца имеют высоту 1,2 и 1,5 миллиметра, а маслосъемное ровно 2,0 миллиметра. На поршнях, в местах установки колец, поверхность подвергается дополнительному анодированию, что способствует повышению их устойчивости к температурным перепадам. На дно каждого поршня наносится специальное графитовое покрытие, защищающее деталь от ускоренного износа.

Головка блока цилиндров у мотора ВАЗ 11186 отливается из алюминиевого сплава и оснащается одним верхним распределительным валом с кулачками, который с помощью толкателей активирует работу восьми клапанов по технологии SOHC (на каждый цилиндр приходится по два клапана, где один впускной и один выпускной). С целью увеличения прочности, ГБЦ подвергают специальной термической обработке с использованием инновационных технологий. По сравнению с предшествующими “вазовскими” сериями двс, у ГБЦ обозреваемого двигателя увеличилось количество каналов охлаждения. Кроме того, за счет уменьшения толщины уплотнительной прокладки и увеличения высоты ГБЦ (на 1,2 миллиметра), камеры сгорания цилиндров у движка увеличены до 30 см³ (ранее было 26 см³).
Как было отмечено выше, в головке блока цилиндров серии ВАЗ 11186 до июля 2022 года красовались облегченные компоненты шатунно-поршневой группы, разработанные американской фирмой “Федерал Могул” и в сравнении с ШПГ предшествующей серии ВАЗ 11183, на платформе которого и построена рассматриваемая в статье силовая установка, импортные детали были легче примерно на 39%. Опять же напомним, что с июля 2022 года все детали ШПГ у двс серии ВАЗ 11186 снова заменили на отечественные от “АвтоВАЗа”.
Что касается гидравлических компенсаторов, то в головке блока цилиндров двигателя ВАЗ 11186 объемом 1.6 литра, как и во многих других моторах 8-ми клапанного семейства “АвтоВАЗа”, они не предусмотрены конструкцией. Именно по этой причине, тепловые зазоры клапанов настраиваются автовладельцами вручную — подбором стальных шайб. Регулировка клапанных зазоров производится в соответствии с регламентом производителя и осуществляется на каждом третьем ТО (техническом обслуживании) или через 45 тысяч километров пробега.
В системе охлаждения силового агрегата серии ВАЗ 11186 также произошли изменения. Так, например, разработчики установили одноходовой теплообменник, а стандартный термостат заменили на усовершенствованный. Со слов инженеров “АвтоВАЗа”, модернизация системы охлаждения помогла защитить мотор от возможных перегревов. Однако по факту, на обозреваемом отечественном движке результаты теории не всегда совпадают с практикой.


Механизм газораспределения двигателя ВАЗ 11186 1.6 MPI оснащается импортным износостойким ремнем ГРМ от фирмы “Gates” с автоматической системой натяжения, благодаря которой ременной привод больше не нужно периодически подтягивать при эксплуатации автомобиля. Отметим тот факт, что по заявлению завода-изготовителя, ремень ГРМ рассчитан на 200 тысяч километров пробега, хотя в действительности, при агрессивном вождении, он зачастую “сдается” по прошествии 140-150 тысяч километров. Форма крышки приводного ремня по сравнению с предшествующими сериями двс претерпела изменения. Теперь крышка – разборная, состоящая из двух отдельных частей. Кроме того, в приводном механизме газораспределения появился новый автоматический натяжной ролик с повышенным ресурсом эксплуатации.
Основным же недостатком системы газораспределения, да и всей поршневой группы в целом, является неизбежное сгибание клапанов при обрыве ремня ГРМ, когда происходит их “дружественная” встреча с облегченными импортными поршнями от Federal Mogul. Правда это касается двигателей, произведенных до июля 2022 года, то есть до модернизации. После модернизации, автопроизводитель вернул отечественные детали ШПГ обратно в двс (появились безвтыковые поршни с лунками на донышках) и клапана тут же пересталогнуть поршнями при обрыве ремня ГРМ.
Что касается навесного оборудования отечественного силового агрегата, то в работу оно приводится отдельным приводным ремнем, который в соответствии с регламентом завода-изготовителя, необходимо обновлять через 90 тысяч километров пробега. Кроме того, у генератора появился новый кронштейн, который с точки зрения конструкции стал более сложным, так как теперь имеет специальный натяжной ролик ременного привода ГРМ. Для справки заметим, что механизм изменения газораспределительных фаз (система фазорегуляции) в отечественном двигателе серии ВАЗ 11186 конструктивно не предусматривается.

Система питания у двигателя с заводским индексом ВАЗ 11186 функционирует под управлением типового инжектора. Мотор укомплектован обновленным ресивером измененной формы, а на его входе установлен инновационный, для отечественного автопрома, электромеханический модуль дроссельной заслонки (система “Е-Газ”). Благодаря данному решению, ЭБУ силового агрегата полностью контролирует, как впрыск топлива, так и подачу воздуха, за счет чего в цилиндры направляется оптимально скорректированная топливовоздушная смесь. Что касается впрыска топлива, то в камеры цилиндров бензин впрыскивается распределёнными порциями по технологии многоточечной подачи горючего – MPI(Multi Point Injection). Распределение горючего в цилиндры осуществляется от общей топливной рампы, а впрыск производится при помощи стандартных форсунок от фирм Siemens или Bosch.
Система зажигания у рассматриваемой силовой установки включает общую высоковольтную катушку, которая имеет четыре вывода. Таким образом, на каждую свечу зажигания приходится по одному отдельному выводу, который исходит от единой высоковольтной катушки.

РЕАЛЬНЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА, НА ПРИМЕРЕ, ЛАДА ГРАНТА С ДВС ВАЗ 11186 1.6 MPI 87 Л.С
В таблице ниже приведена справочная информация, отражающая реальный расход горючего атмосферным бензомотором заводской серии ВАЗ 11186 объемом 1596 см³ мощностью 87 лошадиных сил с распределенным впрыском топлива MPI в городском/загородном/смешанном циклах передвижения. Сведения базируются на данных, размещенных в технической документации переднеприводного автомобиля Лада Гранта 2021 года выпуска первой генерации в кузове лифтбек (2191), двигатель которого работает в сочетании с 5-ти ступенчатой механическойтрансмиссией (5-МКПП).


СПИСОК МОДЕЛЕЙ LADAИ DATSUN, КОТОРЫЕ КОМПОНОВАЛИСЬ ДВС ВАЗ 11186 1.6 MPI 87 Л.С
— Лада Гранта в кузове седан (2190), первая генерация до и после рестайлинга (годы выпуска: с ноября 2022 по май 2021).

— Лада Гранта в кузове пятидверный хэтчбек (2192), первая генерация после рестайлинга (годы выпуска: с августа 2022 по май 2021).

— Лада Гранта в кузове лифтбек (2191), первая генерация до и после рестайлинга (годы выпуска: с июня 2022 по май 2021).

— Лада Гранта в кузове универсал (2194), первая генерация после рестайлинга (годы выпуска: с августа 2022 по май 2021).

— Лада ГрантаКросс в кузове универсал (2194), первая генерация после рестайлинга (годы выпуска: с июня 2022 по май 2021).

— Лада Калина в кузове пятидверный хэтчбек (2192), вторая генерация до рестайлинга (годы выпуска: с апреля 2022 по август 2022).

— Лада Калина в кузове универсал (2194), вторая генерация до рестайлинга (годы выпуска: с апреля 2022 по август 2022).

— Лада КалинаКросс в кузове универсал (2194), вторая генерация до рестайлинга (годы выпуска: с сентября 2022 по август 2022).

— Датсун Ми—До в кузове пятидверный хэтчбек, первая генерация до рестайлинга (годы выпуска: с февраля 2022 по август 2022).

— Датсун Он—До в кузове седан (2195), первая генерация до и после рестайлинга (годы выпуска: с июля 2022 по март 2021).

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ “ВАЗОВСКОГО” МОТОРА СЕРИИ ВАЗ 11186 ОБЪЕМОМ 1.6 ЛИТРА


САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ПОЛОМКИ И БОЛЯЧКИ “АТМОСФЕРНИКА” ВАЗ 11186 1.6 MPI 87 Л.С (ОТЗЫВЫ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОМОБИЛЕЙ ЛАДА И ДАТСУН)
По многочисленным отзывам владельцев, чьи автомобили оснащены рассматриваемым отечественным двигателем, в сравнении с предшествующими, достаточно капризными сериями силовых агрегатов 8-ми клапанного семейства “АвтоВАЗа”, обозреваемый двс с индексом ВАЗ 11186 отличается от них на порядок, причем в лучшую сторону. В целом, данная силовая установка имеет достойный расход горючего относительно своего объема и обладает оптимальной надежностью ключевых узлов (особенно это касается версии движка, которая была обновлена в июле 2022 года). Как отмечают специалисты, высокая надежность узлов достигается путем использования “АвтоВАЗом” иностранных комплектующих, объем которых составляет порядка 60 процентов. Из распространенных жалоб автовладельцев можно выделить чересчур шумную работу мотора на холостых. Однако к главным преимуществам двс можно отнести низкие цены на запасные части и приемлемую стоимость обслуживания.
1. Часто глохнет прямо на ходу. Нередки случаи, когда отечественный двигатель банально глохнет на ходу. В большинстве случаев, проблема возникает из-за поломки датчика массового расхода воздуха (ДМРВ), который нельзя назвать долговечным.
2. Часто перегревается и плохо прогревается. Как правило, к частым перегревам в обозреваемом двигателе приводит капризный термостат системы охлаждения, который регулярно выходит из строя. После выхода из строя термостата, мотор перестает нормально прогреваться до рабочей температуры в зимнее время и плохо охлаждается в летний зной.
3. Регулярные течи смазки. Частые течи моторного масла можно отнести к мелким хроническим болячкам всей “вазовской” моторной линейки 8–ми клапанников. Как правило, смазка в этом двигателе подтекает из-под крышки клапанов и происходит эта неприятность в связи с некачественным уплотнителем.
4. Стуки на холостых оборотах. Наиболее распространенной болячкой отечественного силового агрегата по праву считаются посторонние шумы и стуки, доносящиеся из-под капота при работе двс на холостых оборотах. В подавляющем большинстве случаев, причиной стуков и шумов выступают неотрегулированные зазоры клапанов. Однако стоит сказать, что, если зазоры недавно регулировались, тогда виновником проблемы могут выступать поршни, а также стучащие шатунные или коренные подшипники коленвала. В этом случае, автовладельцам придётся готовиться к серьезному и довольно недешевому ремонту своего двигателя.
5. Плавающие обороты на холостых. Плавающие обороты и нестабильная работа не являются редкостью для “вазовского” движка. В большинстве случаев, подобная неприятность возникает по причине сбоев в работе датчиков современной электронной системы дроссельного управления «Е-Газ». По мнению специалистов, именно глюки в работе датчиков зачастую приводят к плавающим оборотам мотора на холостых.
6. Сгибание клапанов при обрыве ремня газораспределения. К летальной поломке “вазовского” мотора зачастую относят недолговечную помпу и натяжной ролик системы газораспределения. Выход из строя данных деталей, как правило, приводит к заклиниванию, а затем срезанию зубцов приводного ремня ГРМ, из-за чего поршни наглухо гнут клапана (справочно: данная болячка характерна только для двс с втыковыми поршнями, которые выпускались до июля 2022 года).
7. Сбои в работе электрики. Почти все сбои в электрике рассматриваемого мотора происходят из-за недоработанного штатного ЭБУ марки Ителма серии CAN 11186 1411020 22. Таким образом, первым источником проблемы, на который нужно в первую очередь обратить внимание при частых сбоях в электрике отечественного двс — это штатный электронный блок управления Ителма.
8. Троит на холостых оборотах. Как правило, троение “вазовского” двигателя, особенно на больших пробегах, появляется из-за прогара клапанов, по причине давно не регулированных тепловых зазоров. В том случае, если показатели компрессии во всех цилиндрах находятся на оптимальном уровне, то вполне возможно, что виновником троения является “болеющая” катушка зажигания.

ИНТЕРВАЛЫ МЕЖСЕРВИСНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ СЕРИИ ВАЗ 11186 (РЕГЛАМЕНТ ЗАВОДА—ИЗГОТОВИТЕЛЯ, КОМПАНИИ ОАО “АВТОВАЗ”)

Справочно заметим, что на заводе в силовой агрегат ВАЗ 11186 1.6 MPI заливалось моторное масло — Rossneft Maximum с вязкостью 10W-40 по классификации SAE. Согласно техническому регламенту завода-изготовителя, масло и масляный фильтр в обозреваемом двигателе рекомендуется обновлять каждые 15 тысяч километров пробега или 1 раз в 12 месяцев, в зависимости от того, что наступит раньше. Кроме того, на каждом ТО, необходимо проверять тепловые зазоры клапанов и при надобности осуществлять их регулировку, что также повлечет и замену прокладки клапанной крышки.

Свечи зажигания, топливный и воздушный фильтры в силовой установке ВАЗ 11186 меняются каждые 30 тысяч километров пробега. Однако, самое серьезное ТО владельца автомобиля ждет на 90 тысячах километров пробега, на котором в дополнение ко всем вышеописанным процедурам добавляются еще замена ремня генератора, высоковольтных проводовиохлаждающей жидкости. Как рекомендуют многие специалисты, осуществлять обслуживание “вазовского” бензомотора, лучше всего каждые 7-10 тысяч километров пробега, что позволит существенно увеличить срок службы ключевых узлов силового агрегата.

ЦЕНА НОВОГО И КОНТРАКТНОГО БЕНЗИНОВОГО МОТОРА ВАЗ 11186 1.6 MPI 8v 87 Л.С
На сегодняшний день, купить двигатель ВАЗ 11186 1.6 MPI на вторичном рынке можно по цене от 30 тысяч российских рублей (примерно 400$ в эквиваленте), однако выбирать придется из довольно укороченного списка вариантов, потому как данная серия двс не сильно распространена на вторичке. У официальных дилеров новый “вазовский” мотор стартует с отметки в 75 тысяч российских рублей (около 1000$ в эквиваленте), а восстановленный обойдется в 60-65 тысяч российских рублей (примерно 850-900$ в эквиваленте).
Таким образом, если отталкиваться от современных требований, то бензиновый мотор серии ВАЗ 11186, получился у российских инженеров вполне надежным и экономичным, при этом он положительно выделяется на фоне своих предшественников. По заверениям производителя, компании АвтоВАЗ, предельный срок службы атмосферного двигателя ВАЗ 21116 1.6 MPI мощностью 87 лошадиных сил составляет 210-230 тысяч километров пробега до появления первых существенных неполадок, при этом конструкция данного двс позволяет производить капитальный ремонт его узлов. В реальности же, при добросовестном соблюдении автовладельцем регламента завода-изготовителя по интервальному техобслуживанию движка, его ресурс способен достигать 280-300 тысяч километров пробега и даже более.
БЛАГОДАРИМ ВАС ЗА ВНИМАНИЕ! ПРОЯВЛЯЙТЕ ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ НА ДОРОГАХ!