Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем Гранта

Замена рулевой рейки «Лады Гранты» по плечу даже начинающему грантоводу, знакомому с основами авторемонта. Для замены рейки на новую вам не потребуются сложные дорогие инструменты, хватит ровной твердой площадки, домкрата и слесарного набора. И все это можно недорого купить в ближайшем автомагазине.

Вне зависимости от того, снимаете вы узел для ремонта или производите замену, устанавливая вместо «убитой» новую рулевую рейку, порядок действий одинаков. Чтобы установить механизм на место, выполняйте все те действия, что во время демонтажа, но в обратном порядке. Заменив рулевой агрегат на «Ладе Гранте», обязательно отрегулируйте схождение колес.

Замена рулевой рейки «Лада Гранта» необходима, если затраты на восстановление поврежденного агрегата оказываются сопоставимы с ценой нового устройства. Чтобы такая операция была успешной и безопасной, необходимо использовать правильный инструментарий и соблюдать особый порядок действий.

Если вы хотите, чтобы ваша Lada Granta, вне зависимости от оснащения ЭУР, была безопасной, не игнорируйте признаки неисправности рулевой рейки «Гранты». Если обнаружить дефект и заменить проблемный элемент до того, как он начнет сильно влиять на работу рулевого управления, то ремонт обойдется гораздо дешевле, чем в более запущенной ситуации и, тем более, после аварии.

Любому грантоводу важно вовремя заметить симптомы неисправности рулевой рейки «Гранты», ведь это позволит обойтись минимальным ремонтом и не снизит уровень безопасности во время езды. Если же проигнорировать эти признаки и не проверить состояние рейки с электроусилителем (ЭУР) или без него, то машина станет менее управляемой, а стоимость ремонта возрастет в несколько раз.

Причины неисправностей рулевого управления «Лады Гранты»

Все элементы рулевого управления испытывают огромные нагрузки, причем часть из них перемещается относительно других компонентов. Наиболее нагруженными в этом плане являются подвижные детали рейки с электроусилителем или без (зубчатый шток, ведущий вал) и пальцы наконечников. Эти компоненты густо покрыты смазкой и защищены от уличной пыли/грязи прочными резиновыми чехлами (пыльниками). Благодаря стерильности и обилию смазки, сила трения внутри редуктора рейки или пальца наконечника тяги минимальны, а значит, скорость износа материала, из которого они сделаны, также минимальна.

Когда смазка высыхает или теряет свои свойства, то резко возрастает износ трущихся деталей, их размер уменьшается и появляется люфт. Неграмотные действия грантовода усугубляют ситуацию, ведь он пытается устранить люфт только подтяжкой рейки с ЭУР или без электроусилителя, даже не пытаясь проверить состояние механизма, а это помогает лишь при ослаблении пружины, а во всех остальных случаях делает лишь хуже.

Повреждение пыльников приводит к попаданию пыли и грязи внутрь механизма, из-за чего даже хорошая смазка моментально превращается в абразивную пасту, которая на порядок ускоряет износ трущихся деталей.

Поэтому регулярный осмотр ходовой части, а также аккуратная езда по хорошим дорогам являются залогом долгой беспроблемной службы не только рейки, но и всего механизма.

Мы составили таблицу, в которую включили наиболее частые причины неисправностей, а также мероприятия, которые позволят отсрочить поломку, и действия, необходимые для восстановления работоспособности рулевого управления:

ПричиныПоследствияМетоды профилактикиСпособы ремонта

Повреждение пыльника рейкиБыстрый износ шестеренки и зубчатого штокаРегулярный осмотр подвескиЗамена пыльника, восстановление или замена поврежденных деталей

Про Гранту:  Широкие брызговики на лада гранта

Износ опорной втулкиЛюфт рулевого механизма и одного или обоих передних колесПроверить люфтЗамена втулки

Износ штока или прижимного башмакаПроверить состояние рейки после подтяжкиЗамена поврежденных элементов

Ослабление прижимной пружиныПроверить люфт рейкиПодтяжка гайки рулевой рейки «Лады Гранты» с электроусилителем или без

Разрушение вкладыша пальца наконечникаПроверить состояние пыльниковЗамена наконечников тяг

Зачастую только разбор рейки с электроусилителем или без ЭУР позволяет полностью проверить ее.

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

Кузов и салон

Система вентиляции и кондиционирования

Запасные части и расходники

Детали и расходники:

Разборку рулевого механизма проводите при его ремонте.

1. Снимаем рулевой механизм, как описано в этой статье.

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

2. Снимите чехол рулевого механизма, как описано здесь.

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

3. Специальным ключом с восьмигранной головкой на 17 мм отверните гайку упора рейки и снимите ее.

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

4. Извлеките из отверстия упора рейки пружину и стопорное кольцо.

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

5. Ударом картера о деревянную подставку выбейте упор рейки из гнезда. В кольцевой проточке упора установлено резиновое уплотнительное кольцо.

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

6. Снимите уплотнитель переднего щитка моторного отсека.

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

7. Поддев отверткой, снимите пыльник шестерни.

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

9. Для отворачивания гайки крепления подшипника шестерни примените специальный ключ с восьмигранной головкой на 24 мм (диаметр отверстия под вал шестерни – не менее 18,5 мм).

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

10. Снимите гайку крепления подшипника шестерни с вала.

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

11. Захватив лыску шестерни ключом на 14 мм и опираясь им о монтажную лопатку, выньте из картера шестерню в сборе с подшипником.

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

12. Затем достаньте рейку из картера рулевого механизма.

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

13. Поддев отверткой опорную втулку, выведите ее выступы из отверстий картера и достаньте втулку.

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

14. Перед установкой в картер новой опорной втулки, наденьте на нее новые демпфирующие кольца так, чтобы тонкая их часть находилась против разреза втулки.

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

15. Установите втулку, следя за тем, чтобы ее выступы вошли в отверстие картера.

16. Разрежьте резиновые кольца по контуру втулки и удалите отрезанные части.

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

17. Снимите стопорное кольцо с вала шестерни и двухлапым съемником выпрессуйте шариковый подшипник.

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

18. Для выпрессовки игольчатого подшипника примените специальный съемник. Если такового нет, сверлом диаметром 2 мм в торце картера сделайте два отверстия так, чтобы они выходили на кольцо игольчатого подшипника.

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

19. Через отверстия выбейте подшипник из картера.

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

20. Промойте полость картера рулевого механизма.

21. Запрессуйте отрезком трубы игольчатый подшипник. Для заделки отверстий можно применить «быструю сталь» или «холодную сварку».

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

22. Обильно смазав зубья рейки, приводной шестерни и подшипников смазкой «Фиол-1», соберите узел в обратной последовательности.

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

23. Установите на место защитный чехол и закрепите его хомутами.

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

24. Отрегулируйте зазор в зацеплении шестерни с рейкой. Для этого установите рейку в среднее положение и заблокируйте ее от перемещения. Вставьте в отверстие регулировочной гайки упора ножку индикатора часового типа (первое фото) до касания наконечника ножки с упором рейки. Диаметр  наконечника ножки индикатора должен быть не менее 3,5 мм, чтобы ножка уперлась в торцевую поверхность 1 (второе фото) упора, а не провалилась в его отверстие 2 (для наглядности показано на демонтированном упоре). Прикладите к валу-шестерне крутящий момент 15 Н·м (1,5 кгс·м), при этом шестерня отталкивает рейку и упор. По показаниям индикатора определите величину перемещения упора, которая соответствует фактической величине зазора в зачеплении. Если она превышает 0,05 мм – заверните регулировочную гайку, добиваясь указанной величины перемещения упора. После этого, разблокировав рейку, проверьте легкость вращения ведущей шестерни во всем диапазоне хода рейки.

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

Схема контроля зазора в зацеплении рейки и вала-шестерни:

1 – индикатор часового типа;

2 – кронштейн крепления индикатора;

3 – гайка;

4 – уплотнительное кольцо;

5 – картер рулевого механизма;

6 – игольчатый подшипник;

7 – вал-шестерня;

8 – втулка;

9 – крышка картера;

10 – рейка;

11 – вкладыш;

12 – упор рейки;

13 – ножка индикатора;

14 – пружина.

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

25. Отрегулировав зазор рейки, закерните гайку упора, обмяв резьбу картера.

Замена подшипников рейки Lada Granta с электроусилителем

В статье не хватает:

Про Гранту:  Не работает спидометр Лада Гранта: причины, ремонт

Как устроено рулевое управление «Лады Гранты»

Так выглядит рулевая рейка «Лады Гранты» в сборе

Диагностика, ремонт и сборка агрегата

Поскольку все детали этого механизма находятся внутри корпуса, то для полноценной диагностики необходимо снять и полностью разобрать рейку. Когда все детали выложены на столе, мастер проводит дефектовку, определяя состояние каждого элемента и решая его дальнейшую судьбу. К примеру, сильно изношенный рашпиль можно как восстановить (для этого потребуется специальное оборудование), так и заменить. А вот изношенные подшипники ведущего вала приходится только менять.

Ремонт рулевой рейки «Лады Гранты» сводится к замене поврежденных элементов на новые, после чего агрегат смазывают и собирают, чтобы готовый узел установить на машину. Именно по этой причине невозможно нормально ремонтировать рейку прямо на автомобиле – если внутрь механизма попадет пыль или грязь, он долго не прослужит, поэтому для восстановления устройство необходимо демонтировать.

Ремонт рейки с ЭУР

Механическая часть рулевой рейки «Лады Гранты» с ЭУР ничем не отличается от такого же агрегата без усилителя, ведь этот модуль смонтирован на валу привода руля. Поэтому ремонт и регулировка ЭУР не подразумевают снятия механизма, все работы выполняют из салона. Сам же процесс ремонта заключается в замене одного из четырех компонентов усилителя:

Если неисправный компонент удалось установить, то провести ремонт несложно – достаточно снять его и поставить такой же, но исправный, однако, затем нужно будет калибровать ЭУР.

Как отрегулировать рейку

Если рулевой механизм автомобиля Lada Granta, да и любого другого переднеприводного VAZ, правильно отремонтирован, то единственная регулировка заключается в подтяжке, обеспечивающей оптимальный прижим рашпиля к червяку. Мы уже рассказывали, как подтянуть рейку на автомобилях ВАЗ 2108–2115, если вы решили подтянуть рулевую рейку на «Ладе Гранте», то действуйте так же.

Регулировка (подтягивание) рулевой рейки

Признаки неисправности рулевой рейки «Гранты» с электроусилителем и без

Если вы никогда раньше не владели российским переднеприводным авто или аналогичной иномаркой, а теперь купили «Ладу Гранту» с электроусилителем или без ЭУР, то обратите внимание на следующие симптомы неисправности рулевой рейки «Гранты»:

Помните: нельзя игнорировать эти признаки, ведь они говорят о неисправностях, угрожающих безопасности.

Разборка рулевого механизма

Разборку рулевого механизма проводим при его ремонте.
Снимаем рулевой механизм (см. «Снятие рулевого механизма»).
Снимаем чехол рулевого механизма (см. «Замена чехла рулевого механизма»).

Снимаем опору рулевых тяг.

Вставляем бородок в паз гайки крепления трубы картера.

Снимаем с втулки два резиновых кольца (стрелками показаны фиксаторы втулки).

Вынимаем из регулировочной гайки упора рейки резиновую заглушку.

Шабером удаляем замятый металл в местах контровки регулировочной гайки упора.

Специальным ключом «на 24» с внешней восьмигранной головкой отворачиваем гайку упора.

Снимаем с картера резиновое кольцо, уплотняющее отверстие для рулевого механизма на щитке передка.

Снимаем сепаратор с роликами упорного подшипника.

Снимаем уплотнительное кольцо крышки.

Вынимаем рейку из картера.

Выпрессовываем вал-шестерню, зажав вал в тисках с накладками губок из мягкого металла и отжимая картер монтажной лопаткой вверх.

Вынимаем втулку вала-шестерни в сборе с опорной пластиной.

При необходимости замены игольчатого подшипника сверлом диаметром 4 мм сверлим в картере два диаметрально расположенных отверстия так, чтобы они выходили к торцу наружного кольца игольчатого подшипника.

Через просверленные отверстия стержнем соответствующего диаметра выбиваем наружное кольцо подшипника из картера.

Съемником спрессовываем шариковый подшипник вала-шестерни с внутренним кольцом роликового упорного подшипника.

Съемником спрессовываем с вала внутреннее кольцо игольчатого подшипника.

Запрессовываем сальник вала-шестерни в крышку через оправку или головку заподлицо с торцом крышки.

Про Гранту:  Замена кнопки управления стеклоподъемниками на автомобиле Лада Гранта ВАЗ 2190

Вставляем рейку в картер рулевого механизма. Устанавливаем трубу.

После затяжки гайки крепления трубы закерниваем гайку.

Схема контроля зазора в зацеплении рейки и вала-шестерни:1 – индикатор часового типа; 2 – кронштейн крепления индикатора; 3 – гайка; 4 – уплотнительное кольцо; 5 – картер рулевого механизма; 6 – игольчатый подшипник; 7 – вал-шестерня; 8 – втулка; 9 – крышка картера; 10 – рейка; 11 – вкладыш; 12 – упор рейки; 13 – ножка индикатора; 14 – пружина

Неисправности рулевого механизма и ремонт рейки на «Ладе Гранте»

Наиболее частыми неисправностями рулевого механизма «Лады Гранты», которые на начальной стадии можно устранить с помощью ремонта (в большинстве случаев надо будет снять узел), являются:

Для полноценного устранения любого из этих дефектов, механизм желательно снять и выполнить все работы на столе. Иногда неопытные грантоводы спрашивают – как устранить стук или люфт рейки, не понимая, что они являются лишь следствием износа каких-то деталей. После проведения качественного ремонта оба симптома исчезают.

Нередко без переборки узла устранить стук или люфт невозможно, ведь их вызывают различные причины. К примеру, если они вызваны ослаблением прижимной пружины, то достаточно подтянуть регулировочную гайку, если же причиной является износ опорной втулки, то подтяжка лишь навредит, потому что требуется замена этой детали.

Расположение агрегата в подкапотном пространстве

Замена рулевой рейки «Лады Гранты»

Чтобы снять или произвести замену этого агрегата на «Ладе Granta», вам потребуются:

Существует 2 методики замены рулевой рейки «Лады Гранты» — с тягами в сборе или без них. Первый заметно сложней, зато позволяет в нормальных условиях произвести замену рулевых наконечников, но, поскольку требуется такая нечасто, то второй вариант пользуется большей популярностью.

Снятие с тягами

Вот порядок необходимых действий, чтобы снять рулевую рейку в сборе с тягами для переборки или замены:

Этот порядок работы одинаков для реек с ЭУР и без него.

Болты рулевых тяг с фиксаторами

Снятие без тяг

Чтобы снять рейку с «Лады Гранты» для ремонта или замены, сделайте следующее:

Этот порядок действий одинаков для реек с ЭУР и без него.

Доступ к хомуту и фиксирующим его гайкам через отверстие колесной арки

Установка рейки на место

Любые неисправности рулевой системы, вне зависимости от места их локализации, представляют собой серьезную угрозу безопасности движения, ведь даже при небольшом дефекте снижается управляемость автомобиля. Поэтому те владельцы «Лады Гранты», которые ценят безопасность, предпочитают проверить не только рулевую рейку и ее электроусилитель, но также всю переднюю подвеску. Причем делают это не только после появления симптомов каких-то неисправностей, но и в профилактических целях.

Часть неисправностей рулевой рейки «Гранты» с электроусилителем и без можно определить только после разборки этого агрегата. Так, люфт, который неопытные грантоводы пытаются устранять подтягиванием, может быть вызван:

Если же просто подтягивать рейку, то высока вероятность, что уже при небольшом повороте рулевого колеса будет требоваться большое усилие, ведь бесконтрольная подтяжка приводит к сильному износу штока, причем в самом стертом месте.

Еще одним признаком, говорящем о неисправности рулевой рейки на «Гранте» с электроусилителем или без ЭУР, является поврежденный защитный чехол (пыльник). Если его пробило недавно, то, скорее всего, тяжелых повреждений механизм еще не получил, а значит, можно относительно недорого все проверить и восстановить.

Подвеска и рулевое управление составляют единый механизм

Даже когда проблема напрямую не связана с рейкой, вне зависимости, оснащена она электроусилителем или без ЭУР, например, болтается наконечник тяги, нелишним будет снять агрегат, разобрать его и все тщательно проверить.

Оцените статью
Лада Гранта Фан-клуб