Запрос «ВАЗ» перенаправляется сюда; см. также другие значения.
Здание генеральной дирекции
Листинг на бирже
MCX: MCX:
Прежние названия
Волжский автомобильный завод (1966—1971)Волжское объединение по производству легковых автомобилей «АВТОВАЗ» (с 1972 имени 50-летия СССР) (1971–1991)
Основатели
ЦК КПСС и Совет министров СССР
Ключевые фигуры
Максим Соколов(президент)
Отрасль
автомобильная промышленность (МСОК: )
Продукция
Легковые автомобили и Лёгкие коммерческие автомобили
Материнская компания
ООО «Лада Авто Холдинг»(ФГУП «НАМИ» 100%)
Медиафайлы на Викискладе
Завод основан в 1966 году в городе Тольятти, где находятся штаб-квартира и основное производство. Входит в перечень системообразующих организаций России.
Производит автомобили под собственной торговой маркой Lada, до марта 2022 года также выпускал автомобили марки Nissan, Renault и Datsun. Кроме того, АвтоВАЗ поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марки Lada и их модификаций. Ранее выпускал автомобили марки ВАЗ с наименованиями «Жигули», «Спутник», «Samara», «Ока». Помимо перечисленных марок автомобилей на экспорт в некоторые страны мира поставлялись автомобили под маркой «Riva».
Конвейер ВАЗа, 1969 год
Советское государство ещё в конце 1950-х пыталось исправить ситуацию, поручив создать и запустить в производство по-настоящему «народный автомобиль». Таковым предполагалось сделать «Запорожец». Для этого был переоборудован бывший Запорожский комбайновый завод, ставший Запорожским автомобильным заводом «Коммунар». Однако многие слои населения автомобиль «Запорожец», относившийся к микролитражному классу, не устраивал. Проанализировав сложившуюся ситуацию, правительство под председательством Алексея Косыгина предложило построить новый автомобильный завод, который мог бы выпускать свыше полумиллиона легковых автомобилей в год и таким образом удовлетворять спрос населения на личное автотранспортное средство. Для ускорения создания такого предприятия было решено привлечь иностранных специалистов, благо такой опыт в СССР имелся ещё в конце 1920-х — начале 1930-х годов.
Уже в 1964 году начались поиски возможных зарубежных партнёров. Изучались автомобильные производства Федеративной Республики Германия (Фольксваген), Франции (Рено) и Италии (Фиат). Велись переговоры. Окончательный выбор пал на итальянский концерн Fiat, который был известным в Европе производителем легковых автомобилей различного класса и к тому же был в состоянии выпускать свыше 600 тысяч автомобилей в год и смог бы спроектировать такой завод-гигант, что было одним из главных условий. В частности в 1966 году концерн представил свою новую модель малого класса Fiat 124. Именно эта модель и была выбрана в качестве основной, базовой, а также ещё две модификация FIAT 124 Familiare (с кузовом типа «универсал») и Fiat 124 Speciale (автомобиль класса «люкс»), производство которых предстояло освоить в СССР.
С 1969 года начали формироваться трудовые коллективы завода, в большинстве это были люди, строившие завод. Продолжился монтаж производственного оборудования, произведённого на 844 отечественных заводах, 900 заводах социалистического содружества.
Проектная мощность завода в 1970-х годах составляла 660 тысяч автомобилей в год, к началу 1990-х мощность достигла 740 тысяч. На 1 февраля 2012 года проектная мощность завода составляла 900 тысяч автомобилей в год.
Почтовая марка СССР, посвящённая 250-летию города Тольятти (1987 г.)
8 апреля 1986 года завод посетил Генеральный Секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачёв.
С 25 августа 2002 по 25 июля 2004 года существовала лотерея «АвтоВАЗ», где разыгрывались призы только по номерам купленных билетов, главный приз которой — автомобиль ВАЗ — Жигули.
Здание заводоуправления ночью
В результате экономического кризиса 2008—2009 годов и вызванных им проблем со сбытом продукции в начале 2009 года ОАО «АвтоВАЗ» попал в сложную финансовую ситуацию. На конец марта 2009 года долг поставщикам составил около 14 млрд руб. За 9 месяцев 2009 года производство упало на 43,5 % к соответствующему периоду предыдущего года.
Данные в этой статье приведены по состоянию на май 2016 года.Вы можете помочь, обновив информацию в статье.
12 декабря 2012 года в Москве президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон объявил о создании совместного предприятия с государственной корпорацией «Ростехнологии», под названием Alliance Rostec Auto BV. На конец 2013 года Alliance Rostec Auto BV владел 76,25 % акций ОАО «АвтоВАЗ».
7 февраля 2023 года «АвтоВАЗ» сообщил о приобретении 99 % долей бывшего завода Nissan в Санкт-Петербурге у ФГУП «НАМИ» за 1 евро в рублевом эквиваленте. 1 % — остался у ФГУП. По условиям сделки сохранятся колл-опцион для японского концерна по обратному выкупу своего предприятия в России в течение шести лет. По заявлению замглавы Минпромторга Альберта Каримова, перед «АвтоВАЗом» поставлены задачи не только по запуску производства автомобилей на бывшей площадке Nissan в Санкт-Петербурге, но и по уверенному повышению уровня локализации продукции.
В 2007 году в ближнем зарубежье начались продажи автомобиля Lada 2170 (под этим заводским индексом на экспорт до настоящего времени поставляется Lada Priora). Тогда же «АвтоВАЗ» отметил юбилей своей внешнеторговой деятельности — отгружен 7-миллионный экспортный автомобиль, которым стал Lada 1118 (седан Lada Kalina).
Конвейер на «АвтоВАЗе»
С 1966 по 1991 в состав «Волжского объединения по производству легковых автомобилей» входили 5 (пять) производств:
После развала СССР в результате приватизации значительное число предприятий стали акционерными обществами и перешли к разным собственникам. В настоящее время указанные заводы продолжают поставлять свою продукцию как на «АвтоВАЗ», так и на другие автозаводы России.
Старый значок ветерана
Здание Научно-технического центра «АвтоВАЗ»
Вид на испытательный трек с 24-го этажа заводоуправления
8 апреля 1986 года состоялся визит М. С. Горбачёва в Тольятти, где Генеральный секретарь ЦК КПСС посетил автозавод. Результатом визита было решение о создании на базе флагмана отечественного машиностроения инжинирингового центра.
4 сентября 1986 года Правительством страны принято решение о создании на автозаводе отраслевого научно-технического центра (НТЦ). В 1987—1994 годах введены в строй его основные мощности: инженерный корпус, дизайн-центр, комплекс подготовки автомобилей к испытаниям, комплекс исследований электромагнитной совместимости, шумов и вибраций, аэроклиматический комплекс, корпуса опытно-промышленного и экспериментального производств. В 1996 году в НТЦ была принята в эксплуатацию полномасштабная аэродинамическая труба.
Первые модели, выпускавшиеся заводом — ВАЗ-2103 и ВАЗ-2101 в мотор-музее (Рига)
Данные в этой статье приведены по состоянию на 2012-2013 годы.Вы можете помочь, обновив информацию в статье.
Автомобили Lada Vesta Выпущенные на заводе ИжАвто
Предприятие ориентировано на внутренний рынок, где является абсолютным лидером по продажам, и на страны СНГ. В 2004 году завод выпустил чуть более 712 тысяч, в 2005 году — 721,5 тысяч автомобилей. В 2006 году выпущено 966 380 автомобилей и автокомплектов, продано 724 тыс. готовых автомобилей, в том числе 185 673 автомобилей и сборочных комплектов на экспорт. В 2007 году продано (по данным компании) 770 тысяч авто.
ООО «Лада Ижевский автомобильный завод»
Бывшее предприятие «ИжАвто»
100 %
ООО «Лада Запад Тольятти»
Бывшее предприятие «GM-АвтоВАЗ»
100 %
ООО «Лада инструмент»
Инструментальное производство
100 %
АО «Лада-Имидж»
Официальный дистрибьютор по продаже автозапчастей
100 %
АО «Лада Сервис»
Дилерская сеть LADA, объединяет 140 дочерних региональных компаний
100 %
АО «ПСА ВИС-АВТО»
Производство спецавтомобилей
100 %
ПАО «АвтоВАЗтранс»
Автотранспортное предприятие
100 %
ООО «Соцкультбыт-АвтоВАЗ»
Базы отдыха
100 %
ООО «LADA Sport»
Производство спортивных автомобилей LADA
100 %
«Авто финанс банк»
Ранее — «РН банк», ранее — российский банк альянса Renault-Nissan
100 %
Кроме того, «АвтоВАЗ» продолжает выпуск комплектующих и запасных частей для моделей, снятых с производства или производящихся в других городах России и за рубежом.
Коллекция некоторых моделей 1:43 автомобилей ВАЗ
Про «тазики» обычно заводят речь, чтобы задеть нас или унизить. Напрасный труд! Мы реально оцениваем качество производимой продукции, понимаем, что выпускаем бюджетные автомобили, которые некорректно сравнивать с машинами классов С, D, Е или SUV.
Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности неэнциклопедичного характера.Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.
Герои Социалистического Труда
Кавалеры ордена Ленина
Кавалеры ордена Трудовой Славы
Кавалеры ордена Славы
Лауреаты Государственной премии СССР
Лауреаты премии Президента РФ
В годы перестройки «АвтоВАЗ» передал со своего баланса многочисленные объекты социальной инфраструктуры, ранее финансировавшиеся за его счёт. В частности, в 1991 году на баланс города передан построенный в 1966—1991 годах жилой фонд сотрудников.
19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей. В последующие годы темпы производства были следующие:
11 февраля 1997 — 17-миллионный3 июля 1998 — 18-миллионный1 февраля 2000 — 19-миллионный9 июня 2001 — 20-миллионный2 октября 2002 — 21-миллионный2 апреля 2004 — 22-миллионный31 августа 2005 — 23-миллионный6 февраля 2007 — 24-миллионный11 июня 2008 — 25-миллионный9 августа 2010 — 26-миллионный16 мая 2012 — 27-миллионный19 февраля 2014 — 28-миллионныйосень 2016 — 29-миллионный24 сентября 2020 — 30-миллионный, в этом же году завод отметил 50-летие12 марта 2024 — 31-миллионный
После начала выпуска в 1970 году первых автомобилей ВАЗ-2101 сразу возник вопрос о создании спортивной модификации модели, ведь руководство завода считало, что автоспорт — один из методов испытания серийной модели в экстремальных условиях. Осенью 1970 года генеральный директор Волжского автозавода Виктор Поляков поставил задачу: подготовить три спортивных автомобиля на базе ВАЗ-2101. Двигатели к ним собирались на заводе ФИАТ, однако необходимую доработку конструкции проводили вазовские инженеры и техники.
В феврале 1971 года три экипажа на спортивных ВАЗ-2101 впервые выступили на зимнем командном чемпионате СССР по ралли, получив почётный приз «За волю к победе». В том же 1971 году молодой командой «ВАЗ-Автоэкспорт», выступавшей на автомобилях ВАЗ-2101, был завоёван главный командный трофей авторалли «Тур Европы-71» — «Серебряный кубок».
В 1970−1980-е годы команда «Автоэкспорт» на специально подготовленных автомобилях ВАЗ разных моделей участвовала во всевозможных кольцевых гонках и ралли в Европе. «Лады» активно участвовали в самых разнообразных автосоревнованиях, проводимых в СССР, и продолжают участвовать сейчас в турнирах, на территории не только России, но и других стран постсоветского пространства.
- Спортпрототип Lada Niva, участвовавший в Мастер-ралли 1995.
- Кубок LADA Granta, этап в Тольятти, 2013.
- Команда LADA Sport на автомобилях LADA Vesta WTCC, 2016.
Акционерное общество «АВТОВАЗ»
Прежние названия
Волжский автомобильный завод (ВАЗ, 1966—1971).Волжское объединение по производству легковых автомобилей «АвтоВАЗ» (с 1971).
Производит автомобили под собственной торговой маркой Lada, до марта 2022 года также выпускал автомобили марки Nissan, Renault и Datsun. Кроме того, АвтоВАЗ поставляет другим производителям машинокомплекты для выпуска автомобилей марки Lada и их модификаций. Ранее выпускал автомобили марки ВАЗ с наименованиями «Жигули», «Спутник», «Samara», «Ока». Помимо перечисленных марок автомобилей на экспорт в некоторые страны мира поставлялись автомобили под маркой «Riva».
Советское государство ещё в конце 1950-х годов пыталось исправить ситуацию, поручив создать и запустить в производство по-настоящему «народный автомобиль». Таковым предполагалось сделать «Запорожец». Для этого был переоборудован бывший Запорожский комбайновый завод, ставший Запорожским автомобильным заводом «Коммунар». Однако многие слои населения автомобиль «Запорожец», относившийся к микролитражному классу, не устраивал. Проанализировав сложившуюся ситуацию правительство под председательством Косыгина А. Н. предложило построить новый автомобильный завод, который мог бы выпускать свыше полумиллиона легковых автомобилей в год и таким образом удовлетворять спрос населения на личное автотранспортное средство. Для ускорения создания такого предприятия было решено привлечь иностранных специалистов, благо такой опыт в СССР имелся ещё в конце 1920-х — начале 1930-х годов.
- Начало пути и первые годы существования
- После распада СССР
- Рекапитализация и переход под контроль Renault Group
- Собственники и руководство
- Разработанные другими компаниями или совместной разработки
- Автолегенды. Новая эпоха — LADA GRANTA Лифтбек
- Лада Granta Лифтбек
- Первый представитель семейства
- «Новинка» на другом заводе
- Выпуск «Гранты» с кузовом «лифтбек»
Начало пути и первые годы существования
8 апреля 1986 года завод посетил Михаил Сергеевич Горбачёв.
После распада СССР
В результате экономического кризиса 2008—2009 годов и вызванных им проблем со сбытом продукции в начале 2009 года ОАО «АвтоВАЗ» попал в сложную финансовую ситуацию. На конец марта 2009 года долг поставщикам составил около За 9 месяцев 2009 года производство упало на 43,5 % к соответствующему периоду предыдущего года.
Рекапитализация и переход под контроль Renault Group
Экспортное название автомобиля выбрано Lada (от слова «ладья» — основного элемента логотипа), в то время как на внутреннем рынке автомобиль продавался как Жигули (по названию гор).
Весьма большой популярностью пользовалась полноприводная «Нива», не имевшая на тот момент аналогов в своём сегменте. Одно время спрос на модель превышал возможности поставок и поддерживался появлением ряда тюнинговых версий, предлагаемых местными дилерами в экономически развитых странах мира. Помимо повседневной эксплуатации в городских условиях, «Нива» широко использовалась за рубежом как транспортное средство для егерей, врачей, фермеров, коммивояжёров и полицейских.
Собственники и руководство
ООО «Лада Санкт-Петербургский автомобильный завод»
Бывшее предприятие «Nissan Россия»
100 %
«РН банк»
Ранее — российский банк альянса Renault-Nissan
100 %
Разработанные другими компаниями или совместной разработки
21 декабря 1973 — миллионный автомобиль9 июля 1975 — двухмиллионный29 декабря 1976 — трёхмиллионный3 июня 1978 — четырёхмиллионный30 октября 1979 — пятимиллионный20 марта 1981 — шестимиллионный13 августа 1982 — семимиллионный3 января 1984 — восьмимиллионный24 мая 1985 — девятимиллионный11 октября 1986 — 10-миллионный23 февраля 1988 — 11-миллионный6 июля 1989 — 12-миллионный12 ноября 1990 — 13-миллионный20 апреля 1992 — 14-миллионный21 октября 1993 — 15-миллионный1 августа 1995 — 16-миллионный11 февраля 1997 — 17-миллионный3 июля 1998 — 18-миллионный1 февраля 2000 — 19-миллионный9 июня 2001 — 20-миллионный2 октября 2002 — 21-миллионный2 апреля 2004 — 22-миллионный31 августа 2005 — 23-миллионный6 февраля 2007 — 24-миллионный11 июня 2008 — 25-миллионный9 августа 2010 — 26-миллионный16 мая 2012 — 27-миллионный19 февраля 2014 — 28-миллионныйосень 2016 — 29-миллионный24 сентября 2020 — 30-миллионный
В 2020 году предприятие также отметило своё 50-летие.
- Спортпрототип Lada Niva, участвовавший в Мастер-ралли 1995.
- Команда LADA Sport на автомобилях LADA Vesta WTCC, 2016.
Данная статья имеет статус «готовой». Это не говорит о качестве статьи, однако в ней уже в достаточной степени раскрыта основная тема. Если вы хотите улучшить статью — правьте смело!
The store will not work correctly in the case when cookies are disabled.
Автолегенды. Новая эпоха — LADA GRANTA Лифтбек
Лада Granta Лифтбек
В конце 2000-х годов на «АвтоВАЗе» было тревожное время. Большую долю машин, выпускаемых заводом и продаваемых на российском рынке, составляли устаревшие модели семейства «Жигули» и «Самара-2». Спрос на них, как на недорогие транспортные средства, был, но количество покупателей с каждым годом сокращалось.
Требования к новым моделям «ВАЗа» — «Калине» и «Приоре» стали ужесточаться. Необходимо было модернизировать эти машины, сделав их более комфортными, оснащенными, безопасными, экологичными и удобными в использовании. К тому же, продажа этих автомобилей не приносила большой прибыли, так как они имели высокую цену. Накалила ситуацию и высокая конкуренция с подержанными и бюджетными иномарками.
Руководство тольяттинского автомобильного завода решило заняться производством недорогого, но современного автомобиля, который смог бы заменить доступные «Самару» и «Жигули». За основу взяли «Калину», которая выпускалась с 2005 года.
Однако производство автомобилей было недостаточно масштабным, так как их продажи оказались меньше, чем ожидалось. Было решено выпускать новую модель автомобиля на одной производственной линии с «Калиной».
Первый представитель семейства
Родоначальником семейства «Лады Гранты» стал седан «ВАЗ-2190», который выглядел как рестайлинг «Калины ВАЗ-1118». Первый вариант нового седана изготовили в марте 2009 года, а ходовые образцы «вышли в свет» в начале 2010 года.
Чтобы показать потенциальным покупателям, что новый седан — это не «Калина», а другой автомобиль, ему решили подарить новое имя. В июне 2010 года на сайте завода открыли конкурс, по результатам которого выбрали название для «новинки» — «Лада Гранта». Его предложил житель Красноярска Павел Захаров. Победителя наградили на Московском автосалоне, вручив ему автомобиль седан «Калина». Появление «Гранты» ожидалось в течение чуть больше, чем через полгода.
Пробный выпуск первых седанов начался 16 мая 2011 года на конвейере, предусмотренном для «Калины». Серийное производство «новинки» было запланировано с декабря, а 29 ноября 2011 года «увидел свет» первый товарный автомобиль белого цвета.
«Новинка» на другом заводе
Первые седаны «Гранта» стали выпускать на реконструированном заводе в Ижевске. Пробная партия сошла с конвейера 28 июня 2012 года и состояла из пятидесяти машины. 25 июля того же года в торжественной обстановке открыли новое производство.
Первое полугодие 2012 года показало высокий спрос на машины «Гранта». А после старта производства в Ижевске было объявлено, что в скором времени (2013 году) появится модификация с пятидверным кузовом, названным «большой хетчбэк»
Конструкторы из Тольятти решили, что пятидверная «Гранта» не станет утилитарным автомобилем, а будет иметь динамичный и легкий силуэт. Поэтому у ведущего дизайнера пятидверной машины Михаила Зубкова был только один вариант — сделать лифтбек с покатым задним стеклом. Кроме того, для «Гранты» разработали необычные задние фонари.
В целом, для новой модели придумали 400 оригинальных деталей. В дальнейшем название «лифтбэк» закрепилось за пятидверной «Грантой», что позволило легко отличить ее от других моделей «Лады».
Выпуск «Гранты» с кузовом «лифтбек»
Официально серийное производство «Гранты» с кузовом «лифтбек» стартавало в Ижевске 14 мая 2014 года. В отличие от седана, пятидверную «Гранту» с самого начала выпускали на заводе «LADA Ижевск», а не в Тольятти, хотя частично производство деталей передали заводским мощностям тольяттинского завода. Это привело к проблемам с логистикой и повысило стоимость автомобиля.
Несмотря на то, что цена «Гранты» с любым из двух вариантов кузова оказалась немного больше расчетной, с 2012 года машины семейства «Гранта» стали лидерами российского рынка по количеству проданных экземпляров. Сотрудники завода «АвтоВАЗ» могли гордиться «новинкой», ведь она стала самой покупаемой в стране машиной.
В первоначальном виде «ВАЗ-2191» лифтбек выпускали до августа 2018 года, после чего «Калину» и «Гранту» подвергли рестайлингу. Команда главного дизайнера «АвтоВАЗа» Стива Маттина разработала для всех типов кузова одинаковую переднюю часть в том же стиле, что у автомобилей «Лада» нового поколения — «Весты» и XRAY. С этого момента машины со всеми четырьмя видами кузовов получили имя «Гранта».
Посмотреть результаты многолетней работы дизайнеров может любой коллекционер. Красивая модель Лада Granta Лифтбек в масштабе 1:43 есть в коллекции ДеАгостини » Автолегенды. Новая эпоха» и дополнена тематическим журналом. В нем вы найдете полную историю автомобиля и его редкие фотографии.