- Устройство и возможные неисправности
- Устройство сцепления Приоры
- Возможные неисправности и их устранение
- Устройство сцепления автомобиля
- Привод
- Корзина сцепления
- Диск
- Основные признаки неисправности сцепления
- Сцепление проскальзывает
- При начале движения машина едет рывками
- Педаль сцепления не возвращается в нормальное положение
- В момент переключения передачи слышен хруст
- Сцепление проскальзывает, в салоне чувствуется запах горелого масла
- Товары из категории
- Способы проверки неисправности сцепления
- Ведет или не ведет
- Буксует ли сцепление
- Проверка износа сцепления
- Часто задаваемые вопросы о неисправностях сцепления
- Как проявляется неисправность тросика сцепления?
- Какие причины неисправности сцепления встречаются чаще всего?
Устройство и возможные неисправности
27 октября 2022
Неотъемлемый узел любого автомобиля, позволяющий плавно начинать движение, переключать скорости без рывков и остановок, снижать нагрузки от работы двигателя на трансмиссию – сцепление. Данный узел постоянно под нагрузкой и предполагает в составе подвергающиеся износу компоненты, оттого его некорректная работы и выход из строя при длительной или неправильной эксплуатации – вполне ожидаемый исход. Найти сцепление в сборе или отдельные его компоненты, заказать качественные автозапчасти на Лада Приора сегодня не проблема. Но важно понимать, где именно неисправность, какие детали подлежат замене. Новичкам-автомобилистам, владельцам Приоры, будет полезна информация об устройстве и неисправностях сцепления.
Устройство сцепления Приоры
Важнейший узел автомобиля – сцепление. Обеспечивает передачу крутящего момента от двигателя к коробке передач, кратковременное отсоединение двигателя от КПП и плавное, безопасное соединение. В автомобилях Лада Приора Волжского автомобильного завода сцепление однодисковое, сухое. Предполагает в составе:
Ведущий диск – маховик, постоянно, равномерно вращается при работе двигателя. Корзина, или нажимной диск, воздействует на ведомый, благодаря пружинному устройству прижимает последний к маховику. На ведомом диске с двух сторон фрикционные накладки. При давлении нажимного диска начинает действовать сила трения, ведомый элемент набирает обороты, а уже от него крутящий момент передается на первичный вал КПП. Изначально ведомый диск прижат к ведущему. Когда водитель нажимает на педаль сцепления, срабатывает вилка, давление диафрагменной пружины падает, нажимной диск освобождает ведомый от зацепления с маховиком, можно переключать передачу без удара и рывка. Отпуская педаль, корзина возвращается в начальное положение и прижимает ведомый диск к ведущему. Так двигатель плавно и безопасно соединяется с трансмиссией. Стандартное сухое сцепление.
Возможные неисправности и их устранение
Резкий старт с пробуксовкой, неправильное переключение передач, большая продолжительность выключения (педаль в нажатом положении) – все это снижает ресурс сцепления и приводит его к скорому выходу из строя. Возможные неисправности сцепления в Приоре:
Сцепление «ведет», то есть не полностью выключается при нажатии на педаль – возможно, необходимо отрегулировать привод или заменить его тросик. Также есть вероятность неисправности дисков.
Рывки и вибрации при включении – скорее всего, стерлись фрикционные накладки ведомого диска. Если его недавно меняли, возможно, проблема в износе диафрагменной пружины и в целом нажимного элемента.
Шум при нажатии на педаль сцепления – не стоит исключать, что отработал свой ресурс или получил повреждения подшипник выключения.
При несрабатывании сцепления нужно в первую очередь смотреть привод, все ли в порядке с тросиком, возвратной пружиной, вилкой выключения. Не исключено, что нужно просто отрегулировать или заменить тросик. Если с приводом ничего страшного не произошло, вероятен критический износ корзины, дисков, диафрагменной пружины и других составляющих узла.
Устранение неисправностей – замена изношенных, поврежденных деталей. При повреждении сразу нескольких компонентов разумнее купить сцепление в сборе – ведомый, нажимной диски, выжимной подшипник с направляющей. С приобретением данных автозапчастей Лада Приора сложностей не возникнут, реально заказать по цене от 5 до 9 тысяч рублей. Рекомендуем оригинальные запчасти: это гарантия совместимости, беспроблемной установки, надёжность и долговечность.
Кто в зоне риска? Признаки неисправности сцепления чаще всего появляются на автомобилях с большим пробегом. В то же время поломка может возникнуть из-за неправильной эксплуатации узла, дефекта деталей, ошибок во время ремонта.
Что должно насторожить? Для выявления первых симптомов неправильной работы сцепления важно своевременно проводить диагностику. На неисправность указывают нехарактерный звук, рывки при трогании и движении, провал педали.
В этой статье:
Устройство сцепления автомобиля
Сцепление нужно, чтобы передавать крутящий момент от двигателя на колеса через коробку переключения передач. Кроме того, этот же узел отвечает за отключение трансмиссии от мотора.
Также сцепление нужно для защиты двигателя от перегрузок, которые возникают при выполнении торможения. Обычно этот узел устанавливается на авто с механической КПП, однако его часто можно встретить и на моделях, оснащенных роботизированной КПП.
Устройство сцепления автомобиля
В роботизированных коробках принцип работы сцепления аналогичен моделям с механической КПП. Разница лишь в том, что управление осуществляется электронным блоком, а не водителем. Если же установлена автоматическая коробка переключения передач, то сцепление в ней отсутствует, поскольку крутящий момент передается на трансмиссию другим способом.
Главными элементами сцепления являются следующие механизмы:
Привод
Который соединяет педаль с самим механизмом сцепления. Он может быть гидравлическим или механическим. Во втором случае усилие передается при помощи тросика. В роботизированных коробках устанавливается электрический привод, который управляется электронной системой. Для его приведения в действие не требуется нажимать на педаль.
Корзина сцепления
Состоит из выжимного подшипника и нажимного диска. Это устройство требуется для выключения сцепления при нажатии на педаль. Так происходит управление передачей крутящего момента от двигателя на коробку и переключение передач.
Диск
Является ведомым устройством и обеспечивает размыкание или смыкание цепи трансмиссии, в результате чего крутящий момент передается на колеса через коробку переключения передач, как механическую, так и роботизированную.
В отсутствие признаков неисправности сцепления автомобиля работа данного узла происходит следующим образом. Выжимные пружины давят на прижимной диск корзины, в результате происходит прижатие диска к диску сцепления. Тот, в свою очередь, плотно придавливается к маховику. При соприкосновении рабочей поверхности маховика и накладок диска прижимной поверхности корзины первичный вал входит в шлицевую муфту. Это обеспечивает поступление крутящего момента от диска на вал.
Если педаль сцепления выжимается, то выжимные подшипники приводят в движение приводной трос и давят на выжимные пружины. Это приводит к разъединению корзины с диском. Диск при этом обеспечивает свободный ход вала в КПП, который перестает вращаться. Мотор в это время может не заглушаться.
Основные признаки неисправности сцепления
При повреждении выжимного подшипника сцепления нажатие на педаль сопровождается нехарактерным шумом. Признаком неисправности в ряде случаев может быть лязг, вызывающий ощущение, что металлические детали под капотом могут разрушиться. Это указывает на износ тарельчатой пружины. В этих случаях отслужившие свой срок детали – подшипник и пружину – следует заменить на новые.
Стоимость выжимного подшипника невелика, поэтому ремонт не вызывает серьезных финансовых расходов. Однако проблема в том, что для замены этой детали приходится полностью демонтировать коробку переключения передач. Во избежание повторного обслуживания через пару десятков тысяч километров пробега сцепление часто меняют полностью. При отсутствии признаков неисправности диска сцепления можно ограничиться только заменой выжимного подшипника.
Сцепление проскальзывает
Распространенным признаком неисправности сцепления является его проскальзывание. Это говорит о стирании фрикционного покрытия нажимного диска, поэтому его необходимо заменить. Данная неполадка часто остается незамеченной на протяжении длительного времени, однако она постепенно усугубляется, и в результате авто может оказаться неспособно тронуться с места при включенном моторе.
Для диагностики состояния поверхности прижимного диска можно воспользоваться следующим способом. Двигаясь на четвертой или пятой передаче, разгоните двигатель до 1500-2000 оборотов в минуту, а затем резко нажмите на педаль. Если диск изношен, то стрелка тахометра резко пойдет вверх, а скорость при этом практически не изменится. Это явно свидетельствует о проскальзывании диска.
Своевременное обнаружение такой неполадки очень важно, поскольку проскальзывающее сцепление сильно нагревается, вызывая риск повреждения пластикового корпуса выжимного подшипника, сальников коленчатого вала, первичного вала коробки переключения передач. Ремонт в этом случае обойдется в значительно более крупную сумму.
При начале движения машина едет рывками
Эти признаки могут указывать на неисправность троса сцепления, что приводит к неравномерному опусканию диска относительно педали, а также к неполадкам в самом механизме сцепления.
Повреждение тарельчатой пружины или маховика сцепления проявляется теми же признаками неисправности.
Педаль сцепления не возвращается в нормальное положение
Признаком неисправности главного или рабочего цилиндра сцепления является не возвращающаяся в исходное положение педаль после нажатия на нее, а также невозможность включения придачи. Причины этой неполадки могут быть следующие:
Если передачи переключаются, однако педаль остается в полу, то это однозначно указывает на поломку самого механизма. В этом случае основные признаки и причины неисправности сцепления сводятся к следующему:
В момент переключения передачи слышен хруст
Этот признак указывает на неисправность тросика сцепления, в результате оно не включается и не выключается полностью. Также стоит проверить наличие следующих неполадок:
В момент переключения передачи слышен хруст
В некоторых случаях при монтаже диска сцепления он ставится неправильно. На нем во избежание ошибок специально делается маркировка Gearbox Side. Соответствующая сторона должна быть обращена к коробке переключения придач. При этом неправильная установка часто приводит к тому, что корзину не удается поставить на свое место.
При выявлении таких признаков неисправностей сцепления их устранение сводится к демонтажу и повторной установке диска в корректное положение.
Сцепление проскальзывает, в салоне чувствуется запах горелого масла
При разгерметизации сальника коленчатого вала или первичного вала коробки переключения передач масло вытекает наружу и попадает на фрикционное покрытие диска. При этом сцепление перестает работать, а трение смазки вызывает появление в салоне характерного запаха.
Очистить диск сцепления вряд ли получится, так что его придется заменить.
Товары из категории
Перейти в каталог
Способы проверки неисправности сцепления
Это основные признаки неисправности сцепления, и если обнаруживается хотя бы один из них, то рекомендуется провести полную диагностику данного узла. На авто с механической коробкой переключения передач доступно выявление трех типов неполадок:
Ведет или не ведет
Заведите мотор на холостых оборотах, выжмите сцепление, затем включите первую либо заднюю передачу. Если необходимо прикладывать значительные усилия, слышен треск, хруст или любой другой посторонний звук, это говорит, что ведомый диск не полностью разъединяется с маховиком. Более тщательную проверку можно провести только при снятом сцеплении.
Есть и другой способ проверить, ведет или не ведет сцепление. Когда авто едет нагруженным в гору, начинает ощущаться запах жженой резины. Это говорит о подгорании фрикционного слоя на диске. Полная диагностика в этом случае возможна только в условиях автосервиса.
Буксует ли сцепление
Протестировать сцепление на пробуксовку поможет использование стояночного тормоза. Попробуйте помесить авто на ровную поверхность и поставьте его на «ручник». Теперь выжмите сцепление и включите третью либо четвертую передачу. Далее нужно попытаться плавно сдвинуться с места на первой скорости.
Буксует ли сцепление
О нормальной работе сцепления можно сделать вывод, если автомобиль остался на месте, а мотор заглох. Если же двигатель продолжает работать, это указывает на пробуксовку сцепления. При этом внимательно слушайте звуки, которые издает этот узел, по ним можно определить характер неисправности.
Проверка износа сцепления
Состояние ведомого диска можно проверить очень легко. Для этого требуется завести мотор, а затем включить первую передачу. Не добавляя газ, попробуйте сдвинуться с места.
Часто задаваемые вопросы о неисправностях сцепления
К данному типу неисправностей следует отнести:
Прежде чем преступать к ремонту, следует выполнить тщательный осмотр авто. Практика показывает, что чаще всего проблема заключается в датчике положения и ослаблении креплений педали. Такие неполадки связаны с работой внутренних контактов в соответствующих деталях.
Как проявляется неисправность тросика сцепления?
Педаль сцепления с приводным тросом встречается на старых автомобилях. При помощи регулировки на них можно установить оптимальный ход приводной педали. Указания по выполнению такой настройки следует искать в руководстве по эксплуатации транспортного средства.
Если тросик натянут слишком сильно, то ведомый диск не сможет полностью прижаться ведущему диску. В результате возникают пробуксовки.
Также трос может обрываться или иногда закусываться. Проблема решается либо заменой детали, либо регулировкой натяжения, которое должно подходить к расстоянию свободного хода педали и конструкции соответствующей модели транспортного средства. На рубашке можно увидеть специальную гайку, при помощи которой и выполняется такая настройка.
Какие причины неисправности сцепления встречаются чаще всего?
От большинства проблем в работе сцепления защитит аккуратное, бережное использование автомобиля. Однако нередко детали выходят из строя по причине износа. В большинстве же случаев неисправности возникают из-за неправильной эксплуатации коробки передач.
Приехал сегодня, считал ошибки, стёр и она завелась как ни в чем не бывало.
Но аккумулятор они свой поставили. Только прошла 1 из 3-х адаптаций, но ошибка пропала, передачи включаются, едет и вперёд и на зад.