Перелив Масла (Двигателя и АКПП) | Что Будет и Что Делать

Перелив Масла (Двигателя и АКПП) | Что Будет и Что Делать Гранта

«автомат» и масло: стоит ли наливать выше уровня

Наплевательского отношения автоматическая трансмиссия не терпит. Так частоту обслуживания АКПП рекомендуется увеличивать, как и периодичность замены масла в двигателе и все с той же целью – продлить ресурс агрегата.

Если уж удосужились менять смазочный состав самостоятельно, то выбирайте только качественное сырье, и разберитесь с метками на щупе. Здесь, в отличие от «механики», замер должен быть точным, как и технология его проведения, во многом напоминающая съем показаний уровня смазки в картере двигателя.

Конструкция классического масляного щупа для АКПП отлична от аналога для МКПП. Если на «ручке» мы наблюдаем две привычные глазу насечки MIN и MAX, то на «автомате» их целых четыре, да еще и пару англоязычных надписей в придачу. COLD (COOL) и HOT, что в переводе означает холодный и горячий соответственно, означают, что холодная коробка имеет одни максимум и минимум, прогретая до рабочей температуры – другие.

Контроль уровня производится по аналогии с мотором – на горячую. Оптимальный объем должен быть на 2-3 мм выше нижней отметки рядом с надписью HOT. Назначение «холодных» меток – контролировать уровень при заливке нового масла, когда агрегат уже остыл.

уровень масла в коробке
Превышать MAX и опускаться ниже MIN на АКПП, «роботе» и «вариаторе» недопустимо. Все дело в кавитации масла, нарушающей нормальную работу насосов гидравлических систем и теплоотвод из зон трения. Пузырьки – это результат захваченного гидроаппаратурой воздуха при минимальном уровне или интенсивного взбалтывания смазки при объеме выше MAX. Поскольку насыщенная воздухом жидкость перестает быть несжимаемой, в гидросистеме не нагнетается требуемое давление, отчего плотно сжать пакет фрикционов не получается.

Про Гранту:  Биение тормозного диска допуски лада гранта

На вспенивание смазки указывают не только буксующие фрикционы, выливающиеся в пинки и рывки при переключении передач. Первые признаки насыщения жидкости воздухом подает щуп, покрываясь воздушно-масляной эмульсией. Далее, если уровень выше нормы, то в районе коробки и под автомобилем наблюдаются следы масла, как результат сброса лишнего через сапун.

Имейте в виду, что, вспениваясь, жидкость увеличивается в объеме. Поэтому, когда обнаружен недолив, необходимо дать смазке час-два на стабилизацию состояния, а затем доливать.
сколько масла лить в коробку

Вреден ли повышенный или пониженный уровень масла в акпп

Последствия перелива масла в АКПП могут быть самыми разными. Своевременно устранённая проблема не повлияет на работу устройства, но если процесс сразу же не остановить, результатом будет поломка деталей коробки. По причине огромного влияния уровня жидкости на стабильность функционирования, важно осознавать, чем грозит перелив масла. Значительное превышение нормы так же вредно, как и недостаток смазочного материала.

Чем опасен перелив масла для АКПП:

  • нарушения работы коробки, появление шумов и плохое переключение передач;
  • сначала из строя выходят фрикционные диски, и если проблему игнорировать дальше, за ними последуют и остальные элементы устройства;
  • увеличение расхода топлива, вызванное попаданием излишков масла, вытесненного под давлением из КПП, на датчик расхода воздуха;
  • если жидкость попадёт на свечи зажигания, то это может спровоцировать нарушения работы цилиндров.

Проблема может проявиться не сразу, а в процессе дальнейшей эксплуатации, чаще всего признаков перелива масла водитель не замечает, поэтому следить за уровнем жидкости важно регулярно.

Как проверить уровень масла самостоятельно?

Уровень масла на щупе

Каждый автовладелец может выявить критический перелив масла в коробке автомат, действуя по простой инструкции. Для изначального заливания в АКПП нужного количества масла, не превысив отметки, нужно использовать щуп. На нем есть риски, позволяющие определять уровень жидкости в системы.

При заливании масло, не допустив его перелив в автоматической коробке передач, руководствуйтесь простейшими правилами:

  • изучите руководство по эксплуатации и узнайте, сколько масла должно быть в системе;
  • при сливе старой смазки до 20-25% ее останется внутри;
  • заведите двигатель и позвольте ему некоторое время поработать, чтобы масло стало более жидким и лучше вытекало из системы;
  • поставьте рычаг переключения передач в положение нейтрали или паркинга;
  • если на щупе всего одна отметка, ориентируйтесь на нее при заливании новой жидкости;
  • лучше заливать столько трансмиссионного масла, сколько было слито перед этим.

В автоматические коробки передач важно заливать специальное масло, надлежащим образом передающее крутящий момент от мотора трансмиссии. Хорошая жидкость тщательно удаляет мелкие частицы, которые возникают при контакте трущихся деталей, а впоследствии они задерживаются фильтром.

Во избежание поломок АКПП нужно заливать только проверенные и желательно оригинальные масла, рекомендуемые автопроизводителем. Покупайте эти трансмиссионные жидкости в проверенных компаниях или магазинах.

Механическая коробка передач: так ли опасен перелив масла

Каким был ваш первый автомобиль? С высокой долей вероятности можно утверждать, что это был экземпляр из жигулевской продукции: ВАЗовская классика, что-то из семейства Самара, продвинутая «десятка» или построенная на ее базе Приора. Всех их объединяет одно – МКПП.

сколько масла в коробке
Принимая во внимание то, что декларируемый ресурс при таком обслуживании спокойно доходит до 300 000 км, складывается впечатление не о вреде завышенного уровня, а наоборот – о его пользе или, как минимум, нейтральном эффекте. И действительно, в клубах вазоводов превышение максимума преподносится как улучшение смазки игольчатых подшипников пятой передачи, когда та включена. В то же время, когда уровень находится прямо на отметке MAX, наблюдается масляное голодание, чем и объясняют быстрый выход «пятой» из строя.

Догадок, почему максимальная отметка щупа не гарантирует бережную эксплуатацию трансмиссии на всех режимах, масса. Одна из версий – масло, при вращении шестерен, разбрызгивается по стенкам, отчего фактический уровень постоянно находится ниже расчетного.

Надуманной считается опасность перелива масла и с точки зрения конструкции. Сальники полуосей, если речь идет о переднеприводной компоновке, не выдавит, поскольку в корпусе агрегата предусмотрен сбрасывающий клапан (сапун). В пользу «переливщиков» есть еще один факт: сапун может сбрасывать не только давление, а и смазку.

Поэтому, у лишнего масла всегда есть путь наружу или, говоря народным языком, лишнее выдавит, а нужное останется. Максимум, с чем придется мириться, так это с замасленным наружным корпусом и масляными подтеками на защите двигателя и под автомобилем.

На заметку: как проверять уровень масла на автоматической коробке передач

Итак, для «автомата» опасен как пониженный, так и завышенный объем смазки. Чтобы правильно вычислить действительный уровень, АКПП необходимо прогреть, а двигатель – оставить работающим. Эти нюансы и не только я изложил в технологии замера количества масла в классическом «автомате»:

  • Нагреть трансмиссионную жидкость до рабочей температуры. Проехать 10-20 км в режиме «трасса», после чего дать поработать мотору на ХХ в течение 5 минут. Не останавливая двигатель, поработать селектором АКПП на месте, перемещая его по всем позициям с задержкой в 2-3 секунды.
  • Перевести селектор в положение Р. Мотор по-прежнему работает.
  • Извлечь щуп, протереть, вставить до упора и снова вытащить. По положению следа жидкости относительно насечек судят об уровне масла внутри агрегата. Нормой считается 2-3 мм над минимальной отметкой рядом с надписью HOT.

И не забывайте – измерение уровня любой технической жидкости проводится на строго горизонтальной площадке. 

Признаки перелива

Если текущий уровень трансмиссионного масла в АКПП окажется выше нормы, это повлечёт за собой определённые последствия. Причём изменения произойдут с вероятностью, близкой к 100%. Крайне редко случается так, что перелив не заканчивается ничем, коробка продолжает стабильно работать.

Автовладельцу следует опираться на симптомы перелива и своевременно предпринимать меры. Стоит узнать, какие признаки избытка масла в автоматической КПП могут проявляться:

  • Через сальники, сапун или отверстие масляного щупа в подкапотном пространстве начинает выдавливаться определённое количество смазки. Причём такой признак справедливо называют самым безобидным. Как итог, коробка, и прилегающие к ней узлы, оказываются в потёках трансмиссионной жидкости. Проблему довольно легко устранить. Достаточно лишь избавиться от избытка масла, и протереть поверхности.
  • Меняется поведение коробки передач. Если норма по уровню масла превышена, нарушится стабильный режим работы трансмиссии. Проявляться изменения могут по-разному. У кого-то на автомобиле передачи не хотят переключаться, скорости теряются. Параллельно могут выскакивать сообщения и ошибки на приборной панели, загораться сигнальные лампы. Пока ничего страшного не произошло. Но при первом же проявлении таких признаков необходимо в срочном порядке устранить неполадку.
  • Начинается постепенный перегрев компонентов коробки автомат. Такое происходит в том случае, если водитель упорно продолжает не замечать или игнорировать предыдущие симптомы. Первым из строя выходят фрикционы, то есть фрикционные диски. Затем, по цепной реакции, возникают более серьёзные и дорогостоящие поломки.

Также важно добавить, что трансмиссионная жидкость при выдавливании может оказаться на датчике расхода воздуха. Из-за этого на машине существенно повысится расход топлива.

Как и в двигателе, в коробке автомат следует периодически обязательно проверять уровень рабочей жидкости.

Если никак не реагировать на признаки перелива смазки в АКПП, это может закончиться крайне печально.

Принципиальные отличия конструкций кпп

Элементарный факт, которым в эру процветания электромобилей никого не удивить: современная машина может быть как на «механике», так и на «автомате». А вот банальное понимание того, что автоматическая коробка передач – механизм архисложный, а значит требует более трепетного отношения, нежели «ручка», на самом деле уже вносит ясность в предмет дискуссии.

Физику работы системы смазки двух принципиально разных трансмиссий, классической МКПП и гидромеханической АКПП, представить не сложно. «Механика» — это примитивный редуктор, основное условие длительной и бесперебойной работы которого – вращение шестерен, валов и подшипников в масляной ванне.

Гидромеханический «автомат» — это гидротрансформатор, набор планетарных редукторов, пакет фрикционов, исполнительная гидроаппаратура и управляющий компьютер. Заметьте, насколько нагружен механизм уже по набору перечисленных слов. Центральное внимание – гидроаппаратура, которая болезненно переживает отклонения уровня масла от нормы, ровно, как и заправку некачественным смазочным материалом.

Вариатор и роботизированная коробка передач не менее требовательны к силе давления в системе гидроуправления. Ведь в их конструкции также предусмотрены фрикционы, хоть и в меньшем количестве. А в случае вариаторной трансмиссии окончательную точку в вопросе ставит ее конструктивная склонность к перегреву.

Способы удаления лишнего масла

При незначительном переливе проблема остро не стоит, поэтому и паниковать не следует. Когда переизбыток жидкости обнаружен своевременно, можно не привлекать к процессу сотрудников сервиса. Если автомобилист перелил масло в АКПП при замене, он способен вполне справиться с задачей самостоятельно.

Часто решением становится снятие масляного фильтра. Когда жидкость полностью стекает с фильтрующего элемента, его устанавливают на место. Если подобные манипуляции не помогли устранить проблему, проводится удаление лишнего объёма смазки методом её отсасывания.

Чтобы самостоятельно удалить излишки масла таким способом понадобятся 10-кубовый шприц и капельница. Далее выполняем ряд несложных действий:

  • отрезаем 60 – 70 см. от трубки;
  • опускаем её одним концом пониже в отверстие для щупа (при отсутствии такового используем заливное);
  • на шприц без иглы надеваем второй конец трубки и при помощи поршня забираем излишек масла;
  • в процессе проверяем уровень жидкости, чтобы потом не пришлось доливать смазку.

Если объём перелитого масла более значительный, то сливать излишек уже потребуется через специальное отверстие.

Процедура удаления переизбытка смазки достаточно проста, поэтому справиться с ней сможет даже начинающий автомобилист. Главное, соблюдать условие контроля уровня жидкости, чтобы не навлечь неприятностей, связанных с недостатком смазочного материала. Проверять объём и состояние ATF необходимо с периодичностью, установленной регламентом автопроизводителя или чаще при наличии неблагоприятных условий эксплуатации машины.

Чем опасен перелив масла в двигателе

Лишний объем масла опасен тем, что создает дополнительное сопротивление движению поршней в цилиндрах двигателя из-за чего коленчатый вал тоже вращается с дополнительным усилием. Чтобы его преодолеть, мотору необходимо развивать большую мощность, а для этого нужно расходовать больше горючего. Однако это не единственная неприятность, с которой можно столкнуться, если перелил масла в двигатель даже на 1 см.

Для примера перечислим несколько возможных неприятностей, с которыми может столкнуться автовладелец, в чьей машине перелито масло. Однако стоит добавить, что некоторые из них возникают не только из-за превышения уровня масла, но и из-за превышения нормального давления в системе. Итак:

  • Повышенное возникновение нагара. Этому подвержены многие части двигателя, однако больше всего пострадают поршни и внутренние компоненты камеры сгорания.
  • Повышенное загрязнение глушителя, что приводит к его чрезмерному износу и преждевременному выходу из строя.
  • Резкий рост количества и токсичности выхлопных газов. Поэтому, если вы заметили такие признаки, которые появились после замены масла, то велика вероятность того, что его уровень превышен.
  • Замасливание свечей зажигания. Если они будут работать в таких условиях, это значительно сократит срок их службы (в два и более раза). Могут возникнуть проблемы с системой зажигания.
  • Потеря мощности автомобиля. Как упоминалось выше, двигатель вынужден развивать дополнительные усилия для вращения коленвала. А это приводит к потере мощности и перерасходу горючего.
  • Завоздушивание гидрокомпенсаторов и их неправильная работа. Это обусловлено тем, что при высоком уровне масла коленвал, в процессе работы, взбивает пену, которая снижает однородность. Соответственно, возникают ударные нагрузки на узлы газораспределительной системы, что повышает их износ и риск преждевременного выхода из строя.

Бытует мнение, что небольшой перелив масла способен устранить стук гидрокомпенсаторов. Однако оно ошибочно. На самом деле при переливе происходит взбивание масла за счет вращения. При этом в масле появляется воздух, который далее проникает в систему гидрокомпенсаторов двигателя.

Перечисленные неприятности более критичны для автомобилей со значительным износом двигателя. Однако, если на новых автомобилях вовремя не принять действий по устранению проблемы, то существенно увеличивается риск износа двигателя.

Выводы

Перелив масла в двигателе и АКПП грозит большими проблемами владельцу авто. Поэтому, при обнаружении описанных выше признаков перелива, выполните процедуру по снижению уровня масла. Ее можно проводить самостоятельно, поскольку для этого не нужно сложное оборудование, а работа под силу даже начинающему автолюбителю. Однако, если вы не хотите или не сможете справиться с этим — обращайтесь за помощью на СТО.

Оцените статью
Лада Гранта Фан-клуб