Почему дымит синим? Причины и последствия когда идет синий дым из выхлопной трубы

Почему дымит синим? Причины и последствия когда идет синий дым из выхлопной трубы Гранта

Почему масло попадает в цилиндры

Итак, масло в раскаленную выхлопную систему или цилиндр двигателя может попасть при следующих неисправностях:

  1. Износился сальник клапана (подробней о замене этой детали рассказывается здесь);
  2. Нарушилась герметичность клапана (одного или нескольких);
  3. Образовались царапины на внутренней части цилиндров;
  4. Залегание поршневых колец или поломка некоторых из них;
  5. Нарушилась геометрия цилиндра(ов).

Когда прогорает клапан, это сразу же становится заметным – автомобиль оказывается менее динамичным. Один из признаков прогоревших клапанов – резкое снижение компрессии. Далее рассмотрим подробней эти проблемы.

Почему дымит синим дымом из выхлопной трубы

Единственная причина, по которой дымление имеет синеватый оттенок, это сгорание моторного масла в цилиндре. Часто эта проблема сопровождается попутными неполадками мотора, например, он начинает троить, постоянно нужно доливать масло, холостой ход агрегата невозможен без подгазовки, запуск двигателя в холодную погоду (чаще всего от такой проблемы страдает дизель) сильно затрудняется и т.д.

Определить попадание масла в глушитель можно при помощи простого теста. Заводим двигатель, берем лист бумаги и подставляем к выхлопной. Если труба будет выкидывать капли масла, на листе появятся жирные пятна. Результат такой проверки указывает на серьезные неполадки, которые нельзя игнорировать.

В противном случае придется выполнять дорогостоящий ремонт. Помимо капиталки двигателя очень скоро придется менять и каталитический нейтрализатор. Почему нельзя допускать попадание смазки и несгоревшего топлива в этот элемент, рассказывается в отдельном обзоре.

Обычно дымить сизым выхлопом будет старый мотор, который приближается к капитальному ремонту. Это обусловлено большой выработкой на деталях цилиндропоршневой группы (например, износ уплотнительных колец). При этом падает компрессия в ДВС, а также снижается мощность агрегата, из-за чего разгон транспорта становится менее динамичным.

Но нередко сизый дым может появляться из выхлопной трубы и некоторых новых автомобилей. Часто это наблюдается при прогреве в зимний период. Когда двигатель нагрелся, эффект исчезает. Такое может происходить, когда автомобилист использует синтетическое масло, а в инструкции по эксплуатации авто указывается полусинтетика или вообще минералка (о разнице этих материалов читайте здесь).

Такое происходит, когда жидкая смазка в холодном моторе проникает через компрессионные кольца в полость цилиндра. Когда загорается бензин (или дизель), вещество частично сгорает, а остальная часть будет вылетать в выпускной коллектор. По мере прогрева ДВС его детали немного расширяются от температуры, благодаря чему устраняется этот зазор, и дым исчезает.

Про Гранту:  Правильная шумоизоляция колесных арок - Все о Лада Гранта

На задымленность мотора влияют такие факторы:

Чаще всего первые признаки проблем с мотором и попаданием масла в цилиндр можно заметить при обильном выделении дыма (осень и зима), пока машина прогревается. Регулярная проверка уровня масла в поддоне поможет определить, что мотор начал брать смазку, и ее нужно доливать.

Помимо синевы в выхлопе о наличии масла в цилиндрах могут свидетельствовать такие факторы:

  1. Силовой агрегат начинает троить;
  2. Двигатель начинает расходовать большое количество смазочного материала (в запущенных случаях этот показатель может увеличиться до 1000мл/100км);
  3. На свечах зажигания появился характерный нагар (подробней об этом эффекте рассказывается в другом обзоре);
  4. Засорение форсунок, из-за чего солярка не распыляется в камере, а льется в нее;
  5. Падает компрессия (о том, что это такое, и как ее измерить, читайте здесь) либо во всех цилиндрах, ибо в одном из них;
  6. На морозе мотор стал хуже заводиться, а в процессе работы даже глохнуть (часто наблюдается у дизелей, так как в их случае от компрессии зависит качество сгорания топлива);
  7. В некоторых случаях может запахнуть гарью, которая проникает в салон (чтобы греть салон, печка берет воздух из подкапотного пространства, куда может поступать дым, если машина стоит, и ветер на улице дует сзади).

Дефекты в состоянии цилиндров

Такое может происходить, когда в цилиндр попадает мусор, например, песчинки с воздухом, если воздушный фильтр порвался. Бывает, что при замене или проверке свечей зажигания автомобилист неаккуратен, и грязь из околосвечного пространства попадает в свечной колодец.

Во время работы посторонние абразивные частицы попадают между поршневым кольцом и стенкой цилиндра. Из-за сильного механического воздействия зеркало поверхности царапается, на нем образуются бороздки или задиры.

Это приводит к нарушению герметичности поршней и цилиндров, из-за чего масляного клина не достаточно, и смазка начинает проступать в рабочую полость.

Еще одна причина появления абразивных частиц в цилиндрах – некачественное масло. Некоторые автомобилисты игнорируют регламент замены смазки, а вместе с ней и масляного фильтра. По этой причине в среде скапливается большое количество металлических частиц (появляются в результате выработки на других деталях агрегата), и постепенно засоряют фильтр, что может привести к его разрыву.

Когда машина продолжительное время стоит, а ее мотор периодически не заводится, на кольцах может появляться ржавчина. Как только двигатель запускается, этот налет царапает стенки цилиндра.

Еще одна причина нарушения зеркала цилиндров – использование некачественных запчастей во время капитального ремонта мотора. Это могут быть дешевые кольца или поршни с браком.

Про Гранту:  Лада гранта ремонт кулисы кпп

Залегание колец

Компрессионные и маслосъемные кольца делаются с немного большим диаметром, чем поршни. С одной стороны на них имеется разрез, который позволяет сжать кольцо во время установки. Со временем при использовании плохого масла или топлива и образования нагара кольцо прилипает к канавке поршня, из-за чего нарушается герметичность цилиндропоршневой группы.

Также образование нагара на кольцах нарушает теплоотвод от стенки цилиндра. Часто в этом случае образуется сизый дым, когда транспорт разгоняется. Такая проблема сопровождается снижением компрессии, а вместе с ней и динамики машины.

Еще одна причина появления сизого дыма из выхлопной – неисправность в работе вентиляции картера. Картерный газ, имеющий высокое давление, ищет, куда ему выйти и создает больший напор масла, которое начинает выдавливать между поршневыми кольцами. Чтобы убрать эту проблему, следует проверить маслоотделитель, находящийся в верхней части мотора (в старых классических автомобилях) под маслозаливной горловиной.

Изменение геометрии цилиндра

В процессе эксплуатации силового агрегата геометрия цилиндров постепенно меняется. Конечно, это длительный процесс, поэтому он характерен для моторов с большим пробегом, и тем, которые уже приближаются к капитальному ремонту.

Чтобы определить эту неисправность, требуется отвезти машину на станцию техобслуживания. Процедура проводится на специальном оборудовании, поэтому ее нельзя выполнить в домашних условиях.

Износ маслосъемных колпачков

Сальники клапанов должны быть эластичными. Они устанавливаются на штоке клапана, чтобы снимать с него смазку, предотвращающую его износ. Если эта деталь становится жесткой, она хуже обжимает шток, из-за чего некоторое количество смазки проступает в полость впускного или выпускного отверстия.

Когда водитель использует торможение мотором или пускает авто накатом, через задубевшие или растрескавшиеся колпачки масло в большем количестве попадает в цилиндр или остается на стенках выпускного коллектора. Как только температура в  полости подскакивает, смазка начинает коптить, образуя дым с характерным оттенком.

Как масло попадает в цилиндры

В цилиндр масло может попасть через:

  • Закоксованные компрессионные и маслосъемные кольца, установленные на поршнях;
  • Через появившийся зазор в направляющей втулке клапанов, а также из-за износа маслосъемных колпачков (сальников клапанов);
  • Если агрегат оснащается турбонагнетателем, то неисправности этого механизма также могут приводить к попаданию масла в раскаленную часть выхлопной системы.

Нестандартные причины возникновения синего дыма

Помимо перечисленных неисправностей, образование синего дыма может быть и в более редких, нестандартных, ситуациях. Вот некоторые из них:

  1. Новая машина начала дымить. В основном подобный эффект появляется, когда двс прогревается. Основная причина – непритершиеся друг у другу детали. Когда мотор выходит на рабочий диапазон температуры, между элементами пропадает зазор, и агрегат перестает дымить.
  2. Если машина оснащается турбонагнетателем, то масло может дымить даже при исправной цилиндропоршневой группе и клапанах. Сама турбина работает за счет воздействия выхлопных газов на ее крыльчатку. При этом ее элементы постепенно нагреваются до температуры выхлопа, выходящего из цилиндра, что в некоторых случаях превышает 1000 градусов. Изношенные подшипники и уплотнительные втулки постепенно перестают задерживать поступающее для смазки масло, от чего некоторая его часть попадает в выпускной коллектор, в котором начинает коптить и сгорает. Такая проблема диагностируется частичным демонтажем турбины, после чего проверяется состояние ее крыльчатки и полости возле уплотнителей. Если на них видны следы масла, значит, сменные элементы нужно заменить на новые.
Про Гранту:  Упрощенная версия Lada Granta появится у дилеров во второй половине июня - Ведомости

Вот еще некоторые более редкие причины попадания масла в цилиндры или выхлопную трубу:

  • В результате частой детонации мотора кольца или перемычки на поршнях ломаются;
  • При перегреве агрегата может измениться геометрия юбки поршня, что приводит к увеличению зазора, который не устраняется масляной пленкой;
  • В результате гидроудара (о том, что это такое, и как уберечь машину от подобной проблемы, читайте в другом обзоре) может деформироваться шатун. Подобная проблема может появиться, когда рвется ремень ГРМ (в некоторых моторах порванный ремень не приводит к контакту поршней и открытых клапанов);
  • Некоторые автовладельцы осознанно используют некачественную смазку, думая, что вся продукция одинакова. В результате – нагар на кольцах и их залегание;
  • Перегрев мотора или его некоторых элементов может привести к самовоспламенению топливно-воздушной смеси (часто это приводит к детонации) или калильному зажиганию. Как результат – завальцовывание поршневых колец, а иногда даже клин мотора.

Большинство из перечисленных признаков касаются более запущенных случаев. В основном проблема возникает в одном цилиндре, но нередки случаи, когда проблема появляется в нескольких «котелках». При первых изменениях в цвете выхлопа стоит проверить компрессию ДВС и состояние свечей.

Выводы

Причин, почему из выхлопной трубы идет синий дым, существует не так много. Как правило, проблемы возникают с маслосъемными колпачками, кольцами, цилиндрами. Помните, что использовать машину при этом можно, однако нежелательно, поскольку такая работа двигателя приводит к повышенному расходу горючего и масла, а также к потере мощности вследствие увеличения слоя нагара на клапанах.

Если же автомобиль использовать нужно, то делать это нужно бережно, избегая значительных нагрузок на двигатель. Ведь эксплуатация в таких условиях изнашивает и без того “уставший” двигатель и приближает время его капитального ремонта. Поэтому когда дымит синим дымом не затягивайте с диагностикой и ремонтными работами.

Оцените статью
Лада Гранта Фан-клуб