Раздел 9. Тормозная система автомобиля Лада Гранта ВАЗ 2190 — особенности конструкции, схема, устройство, ремонт

Раздел 9. Тормозная система автомобиля Лада Гранта ВАЗ 2190 - особенности конструкции, схема, устройство, ремонт Гранта

Какие передние тормоза ставит автоваз на лада

Тормозной диск существенно меньше пыльника

Тормозной диски полностью перекрывает пыльник

Диск тормозной 2110-3501070 (13 дюймов)

Скоба суппорта подвижная 2110-3501017

Скоба суппорта неподвижная 2110-3501155

Кожух тормозного диска правый 2112-3501146 (14 дюймов)

Кожух тормозного диска левый 2112-3501147 (14 дюймов)

Диск тормозной (14 дюймов) 2112-3501070

Скоба суппорта неподвижная 2112-3501155

Остальное все, как у вентилируемых тормозов R13

Диск тормозной (15 дюймов) 11186-3501070-00

Кронштейн крепления переднего тормоза 11196-350102500

Суппорт 21128-3501013-00 и 21128-3501012-00

Размер тормозного дискаR13 вентилируемыеR14 вентилируемыеR15 вентилируемые
Где устанавливаютсяЛада Калина и Гранта с 8кл. двигателемЛада Приора (8 и 16кл.), Калина, Гранта (16кл.)Лада Калина и Гранта спорт
Визуальные различияСтавятся только на спортивных версиях автомобилей Лада
Каталожные номера передних тормозов
Подходящие диски колесR13 и большеR14 и большеR15 и больше

Особенности конструкции, схема, устройство тормозной системы автомобиля лада гранта ваз 2190

На автомобиле Лада Гранта ВАЗ 2190 применяют рабочую тормозную систему с диагональным разделением контуров, что значительно повышает безопасность вождения автомобиля. Один контур гидропривода тормозов (рис. 9.1) обеспечивает работу правого переднего и левого заднего тормозных механизмов, другой — левого переднего и правого заднего тормозных механизмов.

В гидравлический привод тормозов включены вакуумный усилитель и двухконтурный регулятор давления задних тормозов.

Стояночная тормозная система — с приводом на тормозные механизмы задних колес.

Вакуумный усилитель тормозов (рис. 9.2) диафрагменного типа работает по принципу перепада давления в вакуумной и атмосферной камерах, вследствие чего создается дополнительное усилие на поршень главного тормозного цилиндра при нажатии на педаль тормоза. Вакуумная камера соединена с впускной трубой двигателя через шланг и обратный клапан, а атмосферная камера — с атмосферой через фильтр в момент нажатия на педаль тормоза. При отпущенной педали тормоза вакуумная и атмосферная камеры сообщаются между собой через специальный клапан.

 Лада Гранта ВАЗ 2190
Регулятор тормозных сил регулирует давление в гидравлическом приводе тормозных механизмов задних колес в зависимости от нагрузки на заднюю ось автомобиля Лада Гранта ВАЗ 2190. Регулятор тормозов включен в оба контура тормозной системы, через него тормозная жидкость поступает к обоим задним тормозным механизмам.

Регулятор тормозных сил 1 (рис. 9.3) прикреплен к кронштейну 9 двумя болтами 2 и 16. Передним болтом 2 одновременно прикреплен вильчатый кронштейн 3 рычага 5 привода регулятора тормозов. На пальце этого кронштейна штифтом 4 шарнирно закреплен двуплечий рычаг 5. Его верхнее плечо связано с упругим рычагом 10, другой конец которого через серьгу 11 шарнирно соединен с кронштейном рычага задней подвески. Кронштейн 3 вместе с рычагом 5 за счет овальных отверстий под болт крепления можно перемещать относительно регулятора тормозов. Таким образом, регулируется усилие, с которым рычаг 5 действует на поршень регулятора тормозов.

В регуляторе тормозных сил четыре камеры: А и D (рис. 9.4) соединены с главным тормозным цилиндром, В — с левым, С — с правым колесным цилиндром задних тормозов.

 Лада Гранта ВАЗ 2190
Рис. 9.5. Главный тормозной цилиндр: 1 — корпус главного тормозного цилиндра; 2, 3 — поршни привода контуров тормозов; 4 — распорная шайба; 5 — толкатель

В исходном положении педали тормоза поршень 2 поджат рычагом 5 (см. рис. 9.3) через пластинчатую пружину 7 к толкателю 20 (см. рис. 9.4), который под этим усилием поджимается к седлу 14 клапана 18. При этом клапан 18 отжимается от седла, образуя зазор Н и зазор К между головкой поршня и уплотнителем 21. Через эти зазоры камеры А и D сообщаются с камерами В и С.

При нажатии на педаль тормоза тормозная жидкость через зазоры К и Н, а также камеры В и С поступает в рабочие цилиндры тормозных механизмов. При повышении давления тормозной жидкости возрастает усилие на поршне, стремящееся выдвинуть его из корпуса. Когда усилие от давления тормозной жидкости превысит усилие от упругого рычага, поршень начинает выдвигаться из корпуса, а вслед за ним под действием пружин 12 и 17 перемещается толкатель 20 вместе с втулкой 19 и манжетами 10. Зазор М увеличивается, а зазоры Н и К уменьшаются. Когда зазор Н будет выбран полностью и клапан 18 изолирует камеру D от камеры С, толкатель 20 вместе с расположенными на нем деталями перестанет перемещаться вслед за поршнем. Теперь давление в камере С будет изменяться в зависимости от давления в камере В.
При дальнейшем увеличении усилия на педали тормоза давление в камерах D, В и А возрастает, поршень 2 продолжает выдвигаться из корпуса, а втулка 19 вместе с уплотнительными манжетами 10 и тарелкой 11 под усиливающимся давлением в камере В сдвигается в сторону пробки 16. Зазор М начинает уменьшаться. За счет уменьшения объема камеры С давление в ней, а значит, и в приводе тормоза нарастает и практически будет равно давлению в камере В. Когда зазор К станет равен нулю, давление в камере В, а следовательно, и в камере С будет расти в меньшей степени, чем давление в камере А, за счет дросселирования тормозной жидкости между головкой поршня и уплотнителем 21. Зависимость между значениями давления в камерах В и А определяется отношением разности площадей головки и штока поршня к площади головки.

При увеличении нагрузки автомобиля Лада Гранта упругий рычаг 10 (см. рис. 9.3) нагружается больше и усилие от рычага 5 на поршень увеличивается, т.е. момент соприкосновения головки поршня и уплотнителя 21 (см. рис. 9.4) достигается при большем давлении в главном тормозном цилиндре. Таким образом, эффективность задних тормозов с увеличением нагрузки повышается.

При отказе контура тормозов левый передний — правый задний уплотнительные манжеты 10 и втулка 19 под давлением жидкости в камере В сместятся в сторону пробки 16 до упора тарелки 11 в седло 14. Давление в заднем тормозе будет регулироваться частью регулятора, которая включает в себя поршень 2 с уплотнителем 21 и втулкой 7. Работа этой части регулятора тормозов при отказе названного контура аналогична работе при исправной тормозной системе. Характер изменения давления на выходе регулятора тормозов такой же, как и при исправной тормозной системе.

При отказе контура тормозов правый передний — левый задний под давлением тормозной жидкости толкатель 20 с втулкой 19 и уплотнительными манжетами 10 смещается в сторону поршня, выдвигая его из корпуса. Зазор М увеличивается, а зазор Н уменьшается. Когда клапан 18 коснется седла 14, повышение давления в камере С прекращается, т.е. регулятор давления тормозов в этом случае работает как ограничитель давления. Однако достигнутого значения давления достаточно для надежной работы заднего тормоза.

В корпусе 1 выполнено отверстие, закрытое заглушкой 24. Утечка тормозной жидкости из-под заглушки при ее выдавливании свидетельствует о негерметичности манжет 10.

Главный тормозной цилиндр (рис. 9.5) двухсекционный, с последовательным расположением поршней. На корпусе главного тормозного цилиндра закреплен тормозной бачок, в крышке которого установлен датчик аварийного уровня тормозной жидкости.

Тормозной механизм переднего колеса дисковый, с автоматической регулировкой зазора между тормозными колодками и тормозным диском, с плавающей скобой и датчиком износа накладок тормозных колодок. Скоба образуется тормозным суппортом 8 (рис. 9.6) и рабочим тормозным цилиндром 3, которые стянуты болтами. Подвижная скоба прикреплена болтами к пальцам 4, установленным в отверстиях направляющей 9 тормозных колодок. В эти отверстия заложена смазка, между пальцами и направляющей тормозных колодок установлены резиновые чехлы 5. К пазам направляющей поджаты пружинами тормозные колодки 7.

В полости тормозного цилиндра установлен поршень с уплотнительной манжетой. За счет упругости этой манжеты поддерживается оптимальный зазор между тормозными колодками и тормозным диском.

При торможении поршень под воздействием давления тормозной жидкости прижимает внутреннюю тормозную колодку к тормозному диску, в результате силы реакции тормозной суппорт перемещается на пальцах и наружная тормозная колодка тоже прижимается к тормозному диску, при этом силы прижатия тормозных колодок оказываются одинаковыми. При растормаживании поршень за счет упругости уплотнительной манжеты отводится от тормозной колодки, между тормозными колодками и тормозным диском образуется небольшой зазор.
Тормозной механизм заднего колеса (рис. 9.7) барабанный, с автоматическим регулированием зазора между тормозными колодками и тормозным барабаном. Устройство автоматического регулирования зазора расположено в рабочем тормозном цилиндре.

Стояночная тормозная система с механическим приводом действует на тормозные механизмы задних колес.

 Лада Гранта ВАЗ 2190
Рычаг управления стояночной тормозной системой установлен между передними сиденьями на тоннеле пола. Привод стояночного тормоза состоит из рычага 2 (рис. 9.8), регулировочной тяги 4, уравнителя 5, троса 8, рычага 2 ручного привода тормозных колодок, разжимного рычага 7 (см. рис. 9.7) и распорной планки 2.

 Лада Гранта ВАЗ 2190
Рис. 9.9. Датчик аварийного уровня тормозной жидкости: 1 — защитный колпачок; 2 — корпус датчика; 3 — основание датчика; 4 – уплотнительная манжета; 5 — зажимная манжета; 6 — отражатель; 7 — толкатель; 8 — втулка; 9 — поплавок; 10 — неподвижные контакты; 11 — подвижный контакт

Датчик аварийного уровня тормозной жидкости механического типа. Корпус 2 (рис. 9.9) датчика с уплотнительной манжетой 4 и основание 3 с отражателем 6 поджаты зажимной манжетой 5 к торцу горловины бачка.

При снижении уровня тормозной жидкости в тормозном бачке до предельно допустимого значения контакты 10 и 11 датчика замыкают цепь сигнализатора в комбинации приборов.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
Некоторые водители, стремясь поменьше изнашивать тросы ручного тормоза, стараются реже им пользоваться.

Такая «экономия» приводит к обратному результату: трос, редко перемещаясь в оболочке, постепенно теряет подвижность, его заклинивает, в результате трос ручного тормоза обрывается. Поэтому пользуйтесь стояночным тормозом во всех случаях, когда это необходимо.

Рабочий ход педали тормоза при работающем двигателе должен быть примерно 60-65 мм. Слишком малый рабочий ход свидетельствует о неправильной начальной установке педали тормоза, нарушении регулировки вакуумного усилителя тормозов или заедании рабочего цилиндра, обусловливает повышенный расход топлива и ускоренный износ тормозных колодок. Слишком большой рабочий ход — признак сверхнормативных зазоров в механизме педали или нарушения герметичности гидропривода тормозной системы. Если рабочий ход уменьшается при неоднократном нажатии на педаль, т.е. она становится «жестче», в системе воздух. Если полный ход педали начинает увеличиваться, система негерметична. Если при торможении педаль тормоза всегда начинает вибрировать, вероятнее всего, покороблены тормозные диски. К сожалению, в такой ситуации их надо только менять, причем сразу оба.

Если при торможении машину начинает тянуть в сторону, проверьте рабочие цилиндры: возможно, потребуется их замена. Если в передней подвеске появился стук, пропадающий при торможении, проверьте затяжку болтов крепления суппорта.

После замены тормозных колодок до начала движения обязательно несколько раз нажмите на педаль тормоза — поршни в рабочих цилиндрах должны встать на место.
Про Гранту:  Советы экспертов: как снять Lada Granta Torpedo

Схема гидропривода тормозов автомобиля Лада Гранта ВАЗ 2190 без ABS
Рис. 9.1. Схема гидропривода тормозов автомобиля Лада Гранта ВАЗ 2190 без ABS:
1 — тормозной механизм правого переднего колеса; 2 — гибкий шланг тормозного механизма правого переднего колеса; 3, 4, 15, 18, 21 — трубопроводы контура правый передний — левый задний тормоза; 5, 10, 13, 22, 27 — трубопроводы контура левый передний — правый задний тормоза; 6 — бачок главного цилиндра гидропривода тормозов; 7 — главный тормозной цилиндр; 8 — вакуумный усилитель тормозов; 9, 30 — держатели трубопроводов; 11 — гибкий шланг тормозного механизма правого заднего колеса; 12 — тормозной механизм правого заднего колеса; 14, 31 — скобы крепления гибких шлангов; 16 — гибкий шланг тормозного механизма левого заднего колеса; 17 — тормозной механизм левого заднего колеса; 19 — упругий рычаг привода регулятора тормозных сил в гидроприводе задних тормозов; 20 — регулятор тормозных сил в гидроприводе задних тормозов; 23 — педаль тормоза; 24 — гибкий шланг тормозного механизма левого переднего колеса; 25 — тормозной механизм левого переднего колеса; 26 — тройник контура правый передний — левый задний тормоза; 28 — тройник контура левый передний — правый задний тормоза; 29 — болт крепления тройника
Вакуумный усилитель тормозов автомобиля Лада Гранта ВАЗ 2190
Рис. 9.2. Вакуумный усилитель тормозов автомобиля Лада Гранта ВАЗ 2190:
А — вакуумная камера; В — атмосферная камера; C, D- каналы; 1 — фланец крепления наконечника обратного клапана; 2 — шток; 3 — возвратная пружина диафрагмы; 4 — уплотнительное кольцо фланца главного тормозного цилиндра; 5 — главный цилиндр; 6 — шпилька усилителя; 7 — корпус усилителя; 8 — диафрагма; 9 — крышка корпуса усилителя; 10 — поршень; 11 — защитный чехол корпуса клапана; 12 — толкатель; 13 — возвратная пружина толкателя; 14 — пружина клапана; 15 — клапан; 16 — буфер штока; 17 — корпус клапана
Привод регулятора тормозов автомобиля Лада Гранта ВАЗ 2190
Рис. 9.3. Привод регулятора тормозов автомобиля Лада Гранта ВАЗ 2190:
1 — регулятор тормозных сил; 2, 16 — болты крепления регулятора; 3 — кронштейн рычага привода регулятора; 4 — штифт; 5 — рычаг привода регулятора; 6 — ось рычага привода регулятора; 7 — пружина рычага; 8 — кронштейн кузова; 9 — кронштейн крепления регулятора; 10 — упругий рычаг привода регулятора; 11 — серьга; 12 — скоба серьги; 13 — шайба; 14 — стопорное кольцо; 15 — палец кронштейна; А, В, С — отверстия
Регулятор тормозов автомобиля Лада Гранта ВАЗ 2190
Рис. 9.4. Регулятор тормозов автомобиля Лада Гранта ВАЗ 2190:
1 — корпус регулятора; 2 — поршень; 3 — защитный колпачок; 4, 8 — стопорные кольца; 5 — втулка поршня; 6 — пружина поршня; 7 — втулка корпуса; 9, 22 — опорные шайбы; 10 — уплотнительные кольца толкателя; 11 — опорная тарелка; 12 — пружина втулки толкателя; 13 — уплотнительное кольцо седла клапана; 14 — седло 24 клапана; 15 — уплотнительная прокладка; 16 — пробка; 17 — пружина клапана; 18 — клапан; 19 — втулка толкателя; 20 — толкатель; 21 — уплотнитель головки поршня; 23 — уплотнитель штока поршня; 24 — заглушка; A, D — камеры, соединенные с главным цилиндром; В, С — камеры, соединенные с колесными цилиндрами задних тормозов; К, М, Н — зазоры
Тормозной механизм переднего колеса автомобиля Лада Гранта ВАЗ 2190
Рис. 9.6. Тормозной механизм переднего колеса автомобиля Лада Гранта ВАЗ 2190:
1 — тормозной шланг; 2 — клапан выпуска воздуха; 3 — рабочий цилиндр; 4 — направляющий палец; 5 — защитный чехол направляющего пальца; 6 — щит тормоза; 7 — тормозные колодки; 8 — суппорт; 9 — направляющая колодок; 10 — тормозной диск
Тормозной механизм заднего колеса автомобиля Лада Гранта ВАЗ 2190
Рис. 9.7. Тормозной механизм заднего колеса автомобиля Лада Гранта ВАЗ 2190:
1 — распорная планка; 2 — прижимная пружина; 3 — передняя тормозная колодка; 4 — пружина троса привода стояночного тормоза; 5 — нижняя стяжная пружина колодок; 6 — щит тормозного механизма; 7 — рабочий цилиндр; 8 — палец рычага привода стояночного тормоза; 9 — разжимной рычаг привода стояночного тормоза; 10 — задняя тормозная колодка; 11 — наконечник троса привода стояночного тормоза
Привод стояночной тормозной системы автомобиля Лада Гранта ВАЗ 2190
Рис. 9.8. Привод стояночной тормозной системы автомобиля Лада Гранта ВАЗ 2190:
1 — кнопка фиксации рычага; 2 — рычаг привода стояночного тормоза; 3 — защитный чехол; 4 — тяга; 5 — уравнитель троса; 6 — регулировочная гайка; 7 — контргайка; 8 — трос; 9 — оболочка троса

Про Гранту:  Регулятор давления топлива Лада Веста, Х Рей, Нива, ВАЗ 1118-2170, V1.6 (РДТ-380 нового образца)

Установка тормозных колодок и дисков от иномарки

Вместо оригинальных колодок и тормозных дисков ВАЗ установите расходники от иномарки, например:

  • тормозные диски Brembo (артикул: 09.8903.75) или ATE Power Disc 14 (артикул: 24.0320-0142.1);
  • колодки от Fiat (артикул: 13.0460-2813.2) или BMW (артикул: 180281).

Никаких переделок или изменений конструкции тормозной системы не требуется. Максимум, что может потребоваться (например, для колодок от BMW) — это немного подпилить скобы суппорта.

Чем лучше эти комплектующие? У дисков — увеличенная площадь прилегания колодок, а тормозные колодки с увеличенной площадью касания (порядка на 25%). По отзывам автолюбителей, установка импортных тормозных колодок и дисков положительно сказалось на работе тормозной системе.

А какие отзывы о таком простом тюнинге тормозов можете оставить вы? Стоит ли переходить с тормозов R13 на R14 и отказаться от оригинальных запчастей в пользу импортных? Напомним, другие полезные советы по улучшению автомобилей Лада можно найти в категории «Тюнинг». Например, значительно снизить шум в салоне можно при помощи установки дополнительных уплотнителей дверей.

Семейство ВАЗовских автомобилей, а именно модели Lada Kalina и Lada Granta обзавелись новой тормозной системой. Данное усовершенствование позволило автомобилям сократить тормозной путь на 4-5 метров, при начале торможения на скорости 100 км/ч.

На «Калину» и «Гранту» был установлен новейший вакуумный усилитель. Также была заменена педаль тормоза. Благодаря всем доработкам, усилие при нажатии на педаль снизилось. Сами тормоза стали более «информативными».

Новые тормозные колодки помимо вышеописанных моделей получит и Lada Priora. Данные колодки пятислойный, снабжены противошумной пластиной.

Установка тормозов r14 вместо r13

По данным из таблицы можно заметить, что для перехода с тормозных дисков R13 на R14 никаких переделок не требуется и цена доработки невысокая (купить тормозные диски R14 и неподвижные скобы суппорта).

Про Гранту:  Двигатель глохнет на холостых оборотах лада гранта

Не забудьте проверить, чтобы колесные диски были диаметром не менее R14. Улучшаем тормоза, пользуясь знакомой инструкцией по замене тормозных дисков.

Большинство автовладельцев после установки тормозных дисков R14 чувствуют заметную разницу при торможении и остаются довольными. Однако, это не предел, тормоза можно сделать еще лучше!

Оцените статью
Лада Гранта Фан-клуб