Робот на «Ладе Гранте» (автоматизированная механическая трансмиссия АМТ-2182) создан на базе МКПП-2180. Отличие в том, что управляет всем система АМТ, а не сам водитель.
Будущих покупателей «Гранты» нередко интересует, как работает робот на «Ладе Гранте». Далеко не все ясно себе представляют плюсы и минусы этой КПП.
Конструкция роботизированной коробки проще, чем автоматической с гидротрансформатором: себестоимость меньше. Поэтому АМТ стали активно устанавливать на недорогих моделях автомобилей.
Роботизированная коробка передач – некий компромиссный вариант между механикой и автоматом. На «Ладу Гранту» устанавливается РКПП ВАЗ-2182. АМТ (Automated Manual/Mechanical Transmission) оборудуются автомобили только с 16-клапанным двигателем. Сколько ходит робот на «Гранте», во многом зависит от манеры вождения.
«Лада Гранта» стала первым серийным автомобилем «АвтоВАЗа», получившим автоматическую трансмиссию. Устанавливаемая на седан коробка передач проста в эксплуатации и надежна. Однако водителю нужно знать, как правильно буксировать «Гранту» на автомате и использовать режимы КПП в разных условиях. Это поможет избежать поломок и существенно продлит срок службы агрегата.
«Лада Гранта» стала первым серийным автомобилем «АвтоВАЗа», получившим автоматическую трансмиссию. Устанавливаемая на седан коробка передач проста в эксплуатации и надежна. Однако водителю нужно знать, как правильно буксировать «Гранту» на автомате и использовать режимы КПП в разных условиях. Это поможет избежать поломок и существенно продлит срок службы агрегата.
- Общая информация о роботизированной КПП на «Ладе Гранте»
- Отличия роботизированной коробки передач
- Особенности конструкции
- Нюансы эксплуатации
- Рабочий ресурс робота в «Ладе Гранта»
- Насколько надежна АМТ
- Результаты тест-драйва
- Характеристика
- О конструкции
- Типы сцеплений
- Лада Веста и новая прошивка 2.0 коробки AMT
- Ползем на Весте с роботом
- Зимний режим или трогаемся со второй передачи
- Переключаемся быстрее
- Преимущества
- Режимы работы автоматизированной коробки
- Советы по эксплуатации «Лады Гранты» на роботе
- Инструкция по эксплуатации коробки автомат на «Ладе Гранте»
- Особенности для робота и гидроавтомата
- Признаки неисправности АКПП на «Гранте»
- Характеристики коробки передач
- Автомат, вариатор, робот или преселектив? Наш приговор
- Отличия роботизированной коробки передач
- Особенности конструкции
- Нюансы эксплуатации
- Рабочий ресурс робота в «Ладе Гранта»
- Насколько надежна АМТ
- Результаты тест-драйва
- Возможные неисправности коробки-робота
- На какие модели Lada ставят робот
- Плюсы и минусы робота на «Гранте»
Общая информация о роботизированной КПП на «Ладе Гранте»
Чтобы завести «Ладу Гранту» с коробкой робот, придерживайтесь следующего порядка действий:
- Нажмите на тормоз.
- Установите коробку на нейтраль («N»).
- Поверните ключ зажигания.
Если какое-то из условий не соблюдено, на приборной панели высвечивается сигнал одного из индикаторов («N» или «нога с тормозом»). Заглушить мотор можно поворотом ключа. При этом автомобиль можно оставить на передаче.
Робот-салон в Ладе Весте
Роботизированная коробка на «Ладе Гранте» функционирует в четырех режимах:
- Нейтральный (N): авто способно катиться с ненажатым тормозом.
- Автоматический (A): AMT плавно переключает скорости.
- Ручной (M): быстрое переключение (вверх: «+», вниз: «-», без фиксирования селектора). На светофоре система АМТ самостоятельно включает пониженную передачу.
- Задний ход (R).
Робот на «Ладе Гранте» (автоматизированная механическая трансмиссия АМТ-2182) создан на базе МКПП-2180. Отличие в том, что управляет всем система АМТ, а не сам водитель. В моделях с роботизированной трансмиссией используется электромеханический привод (актуатор) немецкой компании ZF, который заменил стандартный для МКП блок педалей и сцепления.
![]() 22.01.2015, 10:06 | #1 |
Лада Гранта Спорт Регистрация: 09.03.2013 Адрес: Элиста, Калмыкия Возраст: 61 Пол: Мужской Сообщений: 25,162 |
1. Когда АМТ включает нейтраль, а когда выжимает сцепление? Цитата: Сообщение от borisovds Спешу всех успокоить, сейчас разговаривал с Олегом с АвтоВАЗа. Последний раз редактировалось Oleg08; 11.02.2016 в 17:56.
|
![]()
| |
![]() 14.05.2015, 17:07 | #21 |
Форумчанин Регистрация: 17.04.2012 Адрес: казань Пол: Мужской Сообщений: 197 | Re: Ваш вопрос ВАЗу про АМТ (робот) Цитата: Сообщение от dmshubin меня не устраивает отсутствие возможности купить Гранту с АКПП, чтобы нормально передвигаться в московских пробках. Экспериментировать на себе, купив Гранту с роботом я не хочу, прочитал отзывы — проблемы те же, что и Тойоты, Опеля, ВАГа с их роботами недоделанными. я тоже присматриваз лифт с автоматом ,теперь их нет!робот мне не нужен,автомат есть автомат! |
![]()
| |
![]() 14.05.2015, 19:51 | #22 |
Форумчанин Регистрация: 22.02.2012 Адрес: Москва Пол: Мужской Сообщений: 16 | Re: Ваш вопрос ВАЗу про АМТ (робот) Цитата: Сообщение от rus7122 я тоже присматриваз лифт с автоматом ,теперь их нет!робот мне не нужен,автомат есть автомат! именно лифтбек хотел, наверно из б/у придется выбирать |
![]()
| |
![]() 14.05.2015, 19:52 | #23 |
Лада Гранта Спорт Регистрация: 09.03.2013 Адрес: Элиста, Калмыкия Возраст: 61 Пол: Мужской Сообщений: 25,162 | Re: Ваш вопрос ВАЗу про АМТ (робот) АКПП Jatco более не закупаются ВАЗом. Если нужна АКПП, придется покупать Датсун. |
![]()
| |
![]() 14.05.2015, 19:57 | #24 |
Форумчанин Регистрация: 22.02.2012 Адрес: Москва Пол: Мужской Сообщений: 16 | Re: Ваш вопрос ВАЗу про АМТ (робот) да знаем, Датсун не подходит, еще калина универсал, как вариант |
![]()
| |
![]() 14.05.2015, 22:07 | #25 |
Форумчанин Регистрация: 27.02.2012 Адрес: Владимир Пол: Мужской Сообщений: 5,515 | Re: Ваш вопрос ВАЗу про АМТ (робот) Цитата: калина универсал, как вариант Рекомендовал бы поторопиться — там уже тоже с АКПП распродают остатки.. |
![]()
| |
![]() 13.06.2015, 09:59 | #26 |
Форумчанин Регистрация: 26.12.2012 Адрес: Москва Возраст: 43 Пол: Мужской Сообщений: 499 | Re: Ваш вопрос ВАЗу про АМТ (робот) Вопрос — прочитал аннонс о новом роботе доя рено-дачис, на основе актюатора zf. |
![]()
| |
![]() 13.06.2015, 10:06 | #27 |
Форумчанин Регистрация: 21.01.2013 Адрес: Москва Возраст: 54 Пол: Мужской Сообщений: 508 | Re: Ваш вопрос ВАЗу про АМТ (робот) Цитата: Сообщение от dmshubin меня не устраивает отсутствие возможности купить Гранту с АКПП, чтобы нормально передвигаться в московских пробках. Экспериментировать на себе, купив Гранту с роботом я не хочу, прочитал отзывы — проблемы те же, что и Тойоты, Опеля, ВАГа с их роботами недоделанными. Что значит недоделанными? На роботе можно нормально и без проблем передвигаться в московских пробках. Кто вам сказал, что это не так? Какие конкретно проблемы есть в вазовской АМТ по вашему? Это в АКПП проблемы, а не в роботе. |
![]()
| |
![]() 13.06.2015, 11:03 | #28 |
Форумчанин Регистрация: 26.12.2012 Адрес: Москва Возраст: 43 Пол: Мужской Сообщений: 499 | Re: Ваш вопрос ВАЗу про АМТ (робот) Инвертируем вопрос. А с роботом все известно: Впрочем, для данного топика это отклонение от темы. |
![]()
| |
![]() 13.06.2015, 15:04 | #29 |
Форумчанин Регистрация: 21.01.2013 Адрес: Москва Возраст: 54 Пол: Мужской Сообщений: 508 | Re: Ваш вопрос ВАЗу про АМТ (робот) А для меня проблема, что когда едешь на АКПП, создается впечатление, что буксует сцепление. Что я не могу раскачкой зимой выехать с малейшей ямки. Что коробка перегревается при быстром движении и не переходит на высшую передачу. А еще проблема, что я не могу ни сам никого взять на буксир, ни меня самого не могут буксировать. В АМТ я недостатков не вижу. Режим ползучести нужен, но только для неопытных, тех кто не способен чувствовать машину. |
![]()
| |
![]() 13.06.2015, 15:45 | #30 |
Форумчанин Регистрация: 07.10.2012 Адрес: Санкт-Петербург Возраст: 43 Пол: Мужской Сообщений: 2,756 | Re: Ваш вопрос ВАЗу про АМТ (робот) У меня например не робот, но не заводится если тормоз не удержать. |
![]()
| |
Текущее время: 20:55. Часовой пояс GMT +3.
Отличия роботизированной коробки передач
В марте 2015 завод АвтоВАЗ начал производство автомобилей «Лада Гранта» с роботизированной коробкой передач. Этот же тип КПП устанавливается на моделях «Калина», «Веста», «Приора», XRAY.
Робот АМТ Лады Гранты
В основе конструкции вазовской АМТ – механическая КПП ВАЗ-2180 (ее оборудовали электромеханическими актуаторами концерна ZF). Принципиальных отличий немного:
- у АМТ за выжим сцепления отвечает электрический привод, ножная педаль отсутствует;
- сцеплением и переключением передач управляет электронный блок.
Корпус «робота» несколько отличается от МКПП из-за крепления приводов. Внутренний же механизм (подшипники, шестерни, синхронизаторы) у обоих типов коробок практически одинаков. Благодаря адаптивной системе роботизированная коробка «запоминает» стиль вождения владельца и подстраивается под него.
Особенности конструкции
Робот на «Ладе Гранта» имеет штоковый привод сцепления, электромеханические приводы выбора передач и актуатор. Детали выпускаются компанией ZF, поставляющей приводы нескольким европейским автомобильным концернам («Пежо», «Ситроен» и пр.).
Работа системы контролируется электронным блоком управления (ЭБУ). Он связан с рычагом выбора режима и системой индикации.
Конструкция роботизированной коробки проще, чем автоматической с гидротрансформатором: себестоимость меньше. Поэтому АМТ стали активно устанавливать на недорогих моделях автомобилей. По мнению инженеров АвтоВАЗа, плюсами АМТ являются:
- простота в эксплуатации и техническом обслуживании;
- надежность;
- экономичность;
- невысокая стоимость ремонта.
Расход топлива автомобиля с роботизированной коробкой соотносим с показателями МКПП.
Среди недостатков владельцы «Лады Гранты» отмечают потерю тягового момента при переключении скоростей, а также посторонние звуки при работе коробки (гул и вой).
Нюансы эксплуатации
Управление автомобилем с АМТ имеет некоторые особенности. От умелого обращения с коробкой во многом зависит, сколько ходит робот на «Гранте». Система имеет несколько режимов:
- Нейтральный (N) – машина катится, если не удерживать педаль тормоза.
- Автоматический (А) – скорости переключаются системой. На приборной панели отображается как AUTO.
- Ручной (М – MANUAL на приборной панели) – переключение выполняет водитель. Если будет достигнута очередная скорость, переключение произойдет автоматически.
- Задний ход (R).
Чтобы автомобиль завелся, нажимают педаль тормоза, переводят рычаг в нейтральное положение и поворачивают ключ зажигания. Затем выбирают нужный режим движения и при нажатии на педаль газа машина поедет. Любые движения селекторного рычага выполняются только при нажатой тормозной педали.
Для полной остановки глушат мотор при включенном режиме (A, M или R). Останавливаясь на светофоре, переходить на нейтральный режим не нужно.
АМТ подстраивается под характер вождения и выбирает нужную карту переключения. Однако переход на следующую передачу будет сделан только при минимально возможной для этого скорости. При переключении водители отмечают небольшой «провал» в динамике разгона – это особенность АМТ, где система выжимает сцепление и переключает скорости вместо водителя.
Рабочий ресурс робота в «Ладе Гранта»
В 2021 году выпущена обновленная версия Lada Granta с доработанной трансмиссией.
Робот получил несколько улучшений:
- Увеличено передаточное число главной пары – с 3,710 показатель поднялся до 3,940. Это позволило снизить шум и вибрацию, а также сделать набор скорости более динамичным.
- Добавлено несколько новых режимов работы – зимний, спортивный, «ползущий».
- Скорость переключения передач увеличилась примерно на 30%.
- В блоке сцепления заменен ведомый диск повышенной термостойкости.
- Увеличена толщина фрикционных накладок.
Благодаря этим изменениям езда стала более уверенной, а надежность робота «Лады Гранты» возросла.
Насколько надежна АМТ
Отвечая на вопрос, сколько ходит робот на «Гранте», важно учитывать, что коробка состоит из нескольких функциональных блоков. Каждый из них имеет свой срок эксплуатации, что и влияет на ресурс робота «Лады Гранты»:
- Примерный срок эксплуатации механических деталей коробки составляет 150 тыс. км. Некоторые автовладельцы отмечают, что механика остается в рабочем состоянии и после 300 тыс. км.
- Актуаторы от немецкой компании ZF служат около 10 лет, после чего их полностью заменяют. Ремонту этот блок не подлежит.
- Сцепление выдерживает до 100 тыс. км при умеренном режиме езды. При агрессивном характере вождения этот показатель может снизиться до 30 тыс. км.
Замена масла в коробке по инструкции проводится через 120 тыс. км. Однако специалисты сервисных служб рекомендуют менять его после 70 тыс. пробега.
Результаты тест-драйва
Тест-драйв «Лады Гранты» с АМТ показал, что робот больше всего подходит для спокойной размеренной езды. При переключении с 1-й скорости на 2-ю и со 2-й на 3-ю заметны «провалы».
Чтобы уверенно маневрировать в потоке машин или обгонять на шоссе большие грузовики, необходимо слегка опустить газ, а затем выжать педаль до упора.
При остановке автомобиля коробка крайне медленно сбрасывает скорость. Это особенно неудобно, когда возникает необходимость влиться в поток с прилегающей территории. Из-за медленного сброса машина трогается на несколько секунд позже, чем необходимо. Важно учитывать эту особенность, чтобы не спровоцировать ДТП.
На извилистых дорогах с плохим покрытием машина ведет себя вполне уверенно. Переключение скоростей, хотя и чувствуется водителем, происходит плавно, без рывков. По сравнению с механикой, машины с АМТ менее динамичны (даже модели с более мощным двигателем).
Характеристика
Данный узел представляет собой механическую коробку передач. Но переключение скоростей здесь происходит в автоматическом режиме. Выбор нужной передачи производится электронным блоком управления. ЭБУ реагирует на сигналы датчиков и формирует обратный импульс.
О конструкции
Из чего состоит коробка передач АМТ? Данная трансмиссия включает в себя несколько узлов:
- Привод и диски сцепления.
- Рычаг переключения передач.
- Электронную систему управления.
На любом роботе используется двойное фрикционное сцепление. На обычной механике применяют один диск. Такая конструкция позволяет быстрее переключать передачи на АМТ. «Лада Веста», на которую стали устанавливать роботизированные коробки, намного быстрее, нежели ее аналог на механике. И это притом что педали сцепления у АМТ как таковой нет. Но не только концерн «Фольксваген-Ауди» и «АвтоВАЗ» используют такую коробку.
Типы сцеплений
Существует несколько типов сцеплений у АМТ-коробки:
В первом случае используются электродвигатели. Такой привод имеет меньшую скорость отклика. Переключение передач происходит в три-четыре раза медленнее, чем у аналогичной с гидроприводом. Время на переключение составляет от 0,3 до 0,5 секунды. Но все равно быстрее, чем у автоматической КПП.
Лада Веста и новая прошивка 2.0 коробки AMT
В этом году на автомобили семейства ВАЗ начали устанавливать новую роботизированную трансмиссию. Агрегат старый, обновили прошивку. Предлагаю ознакомиться с нововведениями на примере Весты с роботом:
- Появление «ползучего» режима
- Зимний режим. Можно трогаться на второй передаче
- Увеличилась скорость переключения
А теперь подробнее.
Ползем на Весте с роботом
С обновлением прошивки коробка AMT получила «ползучий» режим. Это дает возможность ее владельцам маневрировать в ограниченном пространстве, на парковке, в пробке, преодолевать лежачих полицейских без педалей.
Задействовать его можно, достаточно отпустить педаль тормоза, и не трогать акселератор. В прошлых версиях прошивки это было недоступно. Лада стартует не шустро, с передергиванием двигателя. На первый взгляд, кажется, что трогается новичок, не умеющий обращаться с педалью сцепления на механике.
Сказать, что такое поведение пройдет бесследно для всех узлов автомобиля, нельзя. Поэтому, лучше не злоупотреблять таким режимом. Начало движения начинается спустя 1-2 секунд, это время блок управления думает, что от него хотят, а потом ползем.
Двигаться в таком темпе можно как вперед, так и назад. Скорость такого движения зависит от включенной передачи: 1 – 7-8 км/ч, 2 – 14-15 км/ч, задняя – 5-6 км/ч. Система предусматривает защиту, она отключит сцепление, если поставить авто на ручной тормоз или открыть дверь водителя.
В прошивке 2.0 запрограммирована помощь водителю при старте в горку. Коробка AMT держит Весту несколько секунд, чтобы успеть перенести ногу на газ, а потом отпускает машину в свободное плавание, и не важно, что находится сзади: забор или пропасть. Вы будите катиться, система не остановит вас, она повторно не включится.
Кроме этого, не все подъемы она распознает, возможно, зависит от крутизны. Поэтому слепо доверять ей не стоит. Особенно это актуально в городских условиях, машина может откатиться назад и «поздороваться» с задним соседом.
Рекомендуется по старинке подстегивать ее педалью газа.
Зимний режим или трогаемся со второй передачи
Да, этот режим реализовали в новой прошивке. Но отдельной кнопки его включения нет, вручную переводим рычаг АКПП в ручной режим и втыкаем вторую скорость. Жмем на газульку и трогаемся.
После ползучего режима, о котором говорили выше, ждали дёрганий двигателя и полного дискомфорта в салоне. Но ожидания не оправдались. Лада Веста плавно поехала на второй «скорости». Значит можно зимой свободно трогаться на льду и укатанном снеге, колеса не будут срываться в пробуксовку.
Такой возможности не было в прошлых версиях AMT на ВАЗе. Зимой трудно было начинать движение на скользкой поверхности, это требовало определенного мастерства от водителя. В эти времена многие жалели, что у них не простая механика.
Переключаемся быстрее
Одним из главных недочетов прошлых версий прошивок – медленное переключение. Нажав педаль в пол, она несколько секунд думала, что ей делать и куда перескакивать. Это приводило к нервозности водителей. Вы хотите обогнать и резко пытаетесь ускориться, а вместо ожидаемого результата получаете задержки и автомобиль на встречке.
В коробке AMT 2.0 ВАЗовцы добились увеличения скорости на 30%. Для примера: с первой на вторую – 2,6 секунды в старом варианте, 1,8 – в новом. «Тапка в пол» — 1,3 секунды против 2. Это касается не только «щелканья» вверх, но и вниз.
Этот процесс сопровождается веселыми перегазовками двигателя. Но не стоит обольщаться. Робот проигрывает классическим автоматам и вариаторами, но положительные изменения на лицо. Лада Веста на роботе может приносить удовольствие от вождения.
Модернизированные AMT планируется устанавливать на Весты с двигателем 1,8 и X-Ray с 1,6 и выше. В дальнейшем очередь дойдет и для других моделей Лады. Изменения коснулись только программного обеспечения, встает резонный вопрос «А можно ли перепрошить старые агрегаты под новый софт»? Инженеры сказали – Нет!
Причина кроется в том, что поставляет агрегаты с новым ПО, а при смене старого, нужно менять контроллер ДВС, работающий в связки с блоком управления. Финансовые затраты могут превысить ожидания от полученного эффекта, поэтому эта процедура не эффективная.
На видео будет визуально продемонстрированы возможности коробки AMT 2.0 на Весте, со всеми ее положительными и негативными факторами. Проведем ее тест драйв на подъеме, испытаем «ползущий» режим, чтобы у вас сложилось собственное мнение об обновленную трансмиссию ВАЗ.
Преимущества
Основные плюсы автоматизированной коробки передач:
- Низкий расход топлива. Машина на «роботе» тратит практически столько же, сколько на механике.
- Малое количество масла. В такую коробку необходимо заливать до 4 литров жидкости. Это в два раза меньше, чем на аналогичной АКПП или вариаторе.
- Высокий ресурс сцепления. Так как процессом переключения управляет электроника, а не водитель, риск сжечь сцепление близится к нулю (разве что намеренно нажимать на педаль газа и тормоза одновременно).
- Наличие полуавтоматического режима. В любой момент водитель может переключиться в ручной режим и самостоятельно выбрать момент, когда перейти на повышенную или пониженную передачу.
Также водители отмечают высокую скорость переключения даже в автоматическом режиме. А все благодаря применению многодискового сцепления. Когда машина движется на первой передаче, второй диск уже находится в зацеплении со следующей.
Режимы работы автоматизированной коробки
Во время движения водитель может выставить рычаг переключения передач в автоматический либо полуавтоматический режим. В первом случае трансмиссия работает, полагаясь на показания датчиков и импульсы электронного блока управления. Что касается полуавтоматического режима, здесь в ход подключается «Типтроник», который можно встретить на автомобилях «Мерседес» с их АКПП. На рычаге переключения передач имеется переключатель «плюс-минус».
Советы по эксплуатации «Лады Гранты» на роботе
- Менять расположение селектора перед стартом движения нужно лишь при надавленном тормозе.
- Оставляя авто на стоянке, мотор можно глушить с работающей передачей. А вот на ручник не требуется ставить. Он нужен лишь, когда селектор стоит на «N».
- Останавливаясь на светофоре, переводить систему в нейтральный режим не нужно.
- АМТ позволяет без ограничений пользоваться машиной в температурном диапазоне от -50 до +50 градусов по Цельсию.
- Авто начинает двигаться при нажатии педали газа. В этот момент происходит замыкание сцепления. Робот «Гранты Кросс» лишен ползучего режима «автомат», поскольку не имеет гидротрансформатора.
- «Гранта» с АМТ позволяет пользоваться комбинированным способом управления. К примеру, во время обгона трансмиссию можно переключить в режим «М» и сбросить 1-2 передачи. А, выполнив обгон, вернуться в режим «А».
Робот оборудован надежной защитой от нечаянных действий. К примеру, если в ходе езды вперед в режиме «А» переключиться на «R», ничего страшного не случится. Также защита блокирует переключение передач, когда водитель начинает хаотично двигать селектор КП.
Инструкция по эксплуатации коробки автомат на «Ладе Гранте»
Бюджетный седан комплектуется 4-диапазонной АКПП от японского производителя Jatco. Агрегат с заводским индексом JF414E имеет классическую конструкцию с гидроблоком, планетарной передачей, стальными фрикционами и дисками, а также гидротрансформатором.
Буксировка «Гранты» на автомате
Водителю седана доступны следующие режимы:
- «P» — паркинг. Применяется при размещении машины на длительную стоянку. Можно использовать для запуска двигателя.
- «N» — нейтральная передача. Предназначена для буксировки или непродолжительного перемещения авто с работающим двигателем, например, для заезда в гараж.
- «R» — задняя передача. Обеспечивает движение задним ходом. Переключать автомат на «Гранте» в данный режим можно только после полной остановки.
- «D» — движение вперед. Основной режим езды. Обеспечивает движение вперед с последовательным автоматическим переключением скоростей.
- 1 – первая передача. Позволяет двигаться со скоростью до 15 км/ч. Применяется для торможения двигателем, а также безопасного преодоления сложных подъемов и спусков.
- 2 – вторая передача. Ограничение по скорости – 80 км/ч. Позволяет пользоваться «Лада Гранта» с автоматом для движения по извилистым дорогам, для буксировки других авто и прицепов.
Пользоваться коробкой-автомат на «Ладе Гранта» чрезвычайно комфортно – передачи переключаются быстро и плавно.
Многие водители считают, что пользоваться автоматом «Гранты» невероятно просто – достаточно выбрать нужный режим и попеременно нажимать педали тормоза и газа. Так оно и есть. Однако существуют важные нюансы. Если следовать инструкции по эксплуатации коробки-автомата «Лада Гранта», то порядок действий водителя должен выглядеть так:
- Перед началом движения нужно выжать тормоз и завести мотор.
- Рычаг КПП следует переключить в позицию «D» или «R».
- Дождавшись характерного толчка, отпустите тормоз и нажмите на педаль акселератора.
- Для разгона и увеличения скорости нужно усилить нажатие на педаль газа.
- Замедление или полная остановка осуществляется нажатием на тормоз.
- При установке машины на длительную стоянку нужно включить режим «P».
- Для перехода с режима «R» на «D» следует полностью остановить автомобиль.
Игнорирование требований инструкции может привести к поломке агрегата.
Использование седана в качестве тягача негативно сказывается на коробке передач. Буксировать «Гранту» на автомате также нежелательно, но можно с некоторыми ограничениями. Чтобы исключить повреждение коробки передач, рекомендуем придерживаться следующих требований:
- Работающий двигатель.
- Рычаг селектора в позиции «N».
- Жесткая или гибкая сцепка.
- Расстояние не более 64 км.
- Движение со скоростью до 48 км/ч.
Если возникла необходимость буксировать «Гранту» на автомате на расстояние более 60 км, лучше загрузить авто на эвакуатор – полностью или частично (только передние колеса). Также этот способ нужно использовать при неработающем двигателе или трансмиссии.
Особенности для робота и гидроавтомата
С 2015 года, помимо 4-диапазонной АКПП, для Lada Granta стала доступна роботизированная трансмиссия. Коробка АМТ-2182 была создана на базе тросовой МКПП 2181. Она представляет собой классическую механику, дополненную электромеханическими актуаторами и электронным блоком управления. Гидроавтомат и робот различаются конструкцией и принципом работы.
Соответственно, инструкция по эксплуатации АКПП «Лады Гранта» и руководство по использованию АМТ содержат ряд различий.
Тем, кому придется ездить на авто с роботом, важно помнить такие нюансы:
- При начале движения машина может откатывать немного назад.
- Переключение передач выполняется с потерей тягового момента. Поэтому включение режимов происходит с небольшими рывками и задержками.
- Чтобы завести автомобиль, нужно выполнить такие действия: сначала выжать педаль тормоза, затем установить рычаг селектора в позицию «N» и после повернуть ключ зажигания.
- Робот «Лады Гранты» имеет режим «M». С его помощью осуществляется ручное переключение на повышенную (« + ») или пониженную (« — ») передачу без жесткой фиксации рычага.
- Ручной и автоматический режим можно комбинировать. Например, при обгоне можно перейти в позицию «М» и включить более низкую передачу, а затем снова вернуться в положение «А».
- АМТ имеет защиту от ошибочных действий водителя. Она предотвращает включение неподходящих режимов, например, включение заднего хода во время движения вперед.
Чтобы правильно пользоваться коробкой автомат на «Гранте», нужно учесть такие моменты:
- Необходимо избегать резких торможений, динамичных разгонов, крутых маневров и прочих агрессивных движений. Это позволит избежать быстрого износа и поломки узла.
- Зимой, особенно в сильный мороз, перед началом движения КПП обязательно нужно прогреть – подождать 1 минуту после запуска мотора и сделать несколько переключений селектора.
- Нажимать педаль акселератора и трогаться с места следует после небольшого толчка. Он свидетельствует о полном включении передачи.
- Управлять рычагом КПП в процессе движения запрещено. Смена основных режимов осуществляется только тогда, когда машина полностью остановлена и нажат тормоз.
- Не рекомендуется использовать нейтральную передачу при кратковременной остановке (пробки, светофор) или движении с уклонов накатом.
- При парковке на ровной дороге достаточно включить режим паркинга. Если автомобиль находится на склоне, обязательно нужно задействовать стояночный тормоз.
Признаки неисправности АКПП на «Гранте»
Агрессивное вождение, интенсивные нагрузки и неблагоприятная внешняя среда приводят к повреждению и быстрому износу деталей коробки передач. И даже если водитель умеет правильно пользоваться автоматом «Лада Гранта» и своевременно обслуживает агрегат, поломки неизбежны. Большинство неисправностей КПП имеют выраженное проявление:
- отсутствие движения в одном или всех режимах;
- не включается определенная передача;
- затрудненный ход рычага КПП;
- запуск двигателя в неподходящем режиме (например, «R»);
- наличие масляных подтеков на картере или под днищем;
- большая задержка при переходе на повышенные передачи;
- самопроизвольное переключение скоростей;
- шум и вибрации в районе коробки передач;
- наличие крупной металлической стружки в поддоне;
- индикация ошибок на панели проборов;
- низкая динамика при разгоне и ускорении.
Точно оценить технического состояние узла можно на специализированном сервисе. Мастера СТО проведут комплексную диагностику и профессионально устранят поломку. При этом от них всегда можно получить ценные рекомендации, как пользоваться коробкой-автомат на «Ладе Гранта», чтобы избежать повторных поломок и существенно продлить срок службы агрегата.
Характеристики коробки передач
Робот на «Ладе Гранте» комбинируется со 106-сильным двигателем ВАЗ-21127. Роботизированная коробка исправно работает в автоматизированном и ручном режиме, имея пять передач. Машина с АМТ 2182 экономичнее, чем авто с АКП. РКПП существенно повышает динамику и сокращает потребление топлива.
Роботизированная модификация устраняет ошибки, связанные с человеческим фактором. Неподходящую передачу (к примеру, заднюю во время движения вперед) тут включить не выйдет. Также «робот» дает возможность отслеживать температурный режим в коробке (для этого предусмотрена контрольная лампочка). Повышенное внимание тольяттинцы уделили контроллеру, который отлично защищен и надежно работает при любой погоде.
Прошивка ММС в Гранте
Это разновидность коробки, работающей по принципу «две в одной»: режим «автомата» плюс опция переключения передач вручную. И если в «А»-режиме трансмиссия несколько задумчива, то в «М»-режиме передачи переключаются движением селектора назад-вперед практически так же быстро, как и у опытного водителя на стандартной «механике».
Роботизированная «Гранта» может предложить и драйверский разгон, и ускорение для обгона неторопливого транспорта, и старт с пробуксовкой. Есть даже «кик-даун»-режим, когда для лучшего ускорения трансмиссия переключается на пониженную. В то же время РКП дает возможность ездить плавно, не нарушая покой пассажиров. На случай пробуксовки срабатывает специальный алгоритм: на скоростях до 5 км/ч не требуется нажимать педаль тормоза, чтобы менять передачи с передней на заднюю: работать по принципу «раскачки» с такой КП крайне удобно. Самый же главный плюс — расход топлива: при обычной эксплуатации порядка 5,1 л/100 км на трассе и не больше 6,5 л/100 км в городе.
Автомат, вариатор, робот или преселектив? Наш приговор
Фото:
Дмитрий Питерский
Экспертная группа:
Александр Диваков | Андрей Мохов | Роман Черный | Ярослав Цыпленков
Сколько можно спорить о том, какая коробка передач лучше? Мы взяли универсал Лада Гранта Кросс 1.6 (106 л.с.) с «роботом» АМТ-2, лифтбек Skoda Rapid 1.4 TSI (125 л.с.) с преселективом DSG, седаны Hyundai Solaris 1.6 (123 л.с.) с «автоматом», Renault Logan 1.6 (113 л.с.) c вариатором — и провели полный цикл замеров. Тест превратился в приговор.
В России любят автоматы. И не только Калашникова. Согласно последним выкладкам агентства Автостат, доля двухпедальных машин в структуре спроса сейчас достигла 59%. Любопытно, что у марки Hyundai, предлагающей россиянам только гидромеханику, в целом по всему модельному ряду версии с «автоматом» делают 78% продаж. У Шкоды, где альтернативой преселективному «роботу» DSG на версиях с атмосферником 1.6 выступает гидротрансформаторная коробка, доля автоматизированных автомобилей ниже — 67%. А вот у Renault, несмотря на трансмиссионный плюрализм, всего лишь 30% продаж. Не говоря уже про 10% у Лады, у которой до недавнего времени альтернативой «роботу» AMT был только древний четырехступенчатый «автомат».
Правда, сейчас вазовцы постепенно внедряют и вариатор — им уже оснащаются Веста и XRAY Cross. Но от «роботов» АМТ пока не отказываются. Дешево! Ведь АМТ отличается от обычной вазовской пятиступенчатой «механики» только актуаторами фирмы ZF, что выжимают за водителя сцепление и передергивают вилки включения передач. Заводу такая автоматизация обходится не дороже пяти тысяч рублей, а доплата для конечного покупателя Гранты Кросс — 25 тысяч. Сущий подарок даже на фоне 40 тысяч за «автомат» на Солярисе. Уж не говоря про вариатор альянса Renault-Nissan, ведь Logan с ним дороже аж на 61 тысячу рублей, а Веста — и вовсе на баснословные 90 тысяч.
В основе «робота» ВАЗ-21827 стандартная тольяттинская пятиступка, нагружающая уши подвываниями на второй передаче и шумом шестерен при движении задним ходом
Другое преимущество «робота» с одним сцеплением — КПД (коэффициент полезного действия) как у механической коробки передач: две цилиндрические зубчатые пары съедают всего-навсего около 2% мощности. Неудивительно, что заявленная АВТОВАЗом максимальная скорость, равно как и экономичность, у Гранты Кросс с «механикой» и «роботом» идентична.
По паспорту страдают разве что характеристики разгона: плюс полторы секунды в спурте до «сотни». И то лишь потому, что автоматика, в отличие от водителя-испытателя, бережет ресурс синхронизаторов и переключается не столь быстро и жестко.
Спортнастройка АМТ-2 — это одна передача вниз при нажатии кнопки и докручивание мотора почти до предельных оборотов. Но подобного эффекта можно добиться, просто утопив газ в пол, — вазовский «робот» гиперадаптивен
На динамометрической дороге Гранта Кросс с «роботом» АМТ и впрямь оказалась самой медленной, на секунду с лишним отстав даже от неторопливого Логана, — 13,1 с до 100 км/ч. Хотя, по идее, недобор семи лошадиных сил мог быть компенсирован за счет меньшей массы (Лада на целых 77 кг легче Renault).
Полная версия доступна только подписчикамПодпишитесь прямо сейчас
я уже подписан
Отличия роботизированной коробки передач
В марте 2015 завод АвтоВАЗ начал производство автомобилей «Лада Гранта» с роботизированной коробкой передач. Этот же тип КПП устанавливается на моделях «Калина», «Веста», «Приора», XRAY.
Робот АМТ Лады Гранты
В основе конструкции вазовской АМТ – механическая КПП ВАЗ-2180 (ее оборудовали электромеханическими актуаторами концерна ZF). Принципиальных отличий немного:
- у АМТ за выжим сцепления отвечает электрический привод, ножная педаль отсутствует;
- сцеплением и переключением передач управляет электронный блок.
Корпус «робота» несколько отличается от МКПП из-за крепления приводов. Внутренний же механизм (подшипники, шестерни, синхронизаторы) у обоих типов коробок практически одинаков.
Благодаря адаптивной системе роботизированная коробка «запоминает» стиль вождения владельца и подстраивается под него.
Особенности конструкции
Робот на «Ладе Гранта» имеет штоковый привод сцепления, электромеханические приводы выбора передач и актуатор. Детали выпускаются компанией ZF, поставляющей приводы нескольким европейским автомобильным концернам («Пежо», «Ситроен» и пр.).
Работа системы контролируется электронным блоком управления (ЭБУ). Он связан с рычагом выбора режима и системой индикации.
Электронный блок управления
Конструкция роботизированной коробки проще, чем автоматической с гидротрансформатором: себестоимость меньше. Поэтому АМТ стали активно устанавливать на недорогих моделях автомобилей.
По мнению инженеров АвтоВАЗа, плюсами АМТ являются:
- простота в эксплуатации и техническом обслуживании;
- надежность;
- экономичность;
- невысокая стоимость ремонта.
Расход топлива автомобиля с роботизированной коробкой соотносим с показателями МКПП.
Среди недостатков владельцы «Лады Гранты» отмечают потерю тягового момента при переключении скоростей, а также посторонние звуки при работе коробки (гул и вой).
Нюансы эксплуатации
Управление автомобилем с АМТ имеет некоторые особенности. От умелого обращения с коробкой во многом зависит, сколько ходит робот на «Гранте». Система имеет несколько режимов:
- Нейтральный (N) – машина катится, если не удерживать педаль тормоза.
- Автоматический (А) – скорости переключаются системой. На приборной панели отображается как AUTO.
- Ручной (М – MANUAL на приборной панели) – переключение выполняет водитель. Если будет достигнута очередная скорость, переключение произойдет автоматически.
- Задний ход (R).
Чтобы автомобиль завелся, нажимают педаль тормоза, переводят рычаг в нейтральное положение и поворачивают ключ зажигания. Затем выбирают нужный режим движения и при нажатии на педаль газа машина поедет. Любые движения селекторного рычага выполняются только при нажатой тормозной педали.
Автомобиль «Лада Гранта»
Для полной остановки глушат мотор при включенном режиме (A, M или R). Останавливаясь на светофоре, переходить на нейтральный режим не нужно.
АМТ подстраивается под характер вождения и выбирает нужную карту переключения. Однако переход на следующую передачу будет сделан только при минимально возможной для этого скорости. При переключении водители отмечают небольшой «провал» в динамике разгона – это особенность АМТ, где система выжимает сцепление и переключает скорости вместо водителя.
Рабочий ресурс робота в «Ладе Гранта»
В 2018 году выпущена обновленная версия Lada Granta с доработанной трансмиссией.
Lada Granta 2018 года
Робот получил несколько улучшений:
- Увеличено передаточное число главной пары – с 3,710 показатель поднялся до 3,940. Это позволило снизить шум и вибрацию, а также сделать набор скорости более динамичным.
- Добавлено несколько новых режимов работы – зимний, спортивный, «ползущий».
- Скорость переключения передач увеличилась примерно на 30%.
- В блоке сцепления заменен ведомый диск повышенной термостойкости.
- Увеличена толщина фрикционных накладок.
Благодаря этим изменениям езда стала более уверенной, а надежность робота «Лады Гранты» возросла.
Насколько надежна АМТ
Отвечая на вопрос, сколько ходит робот на «Гранте», важно учитывать, что коробка состоит из нескольких функциональных блоков. Каждый из них имеет свой срок эксплуатации, что и влияет на ресурс робота «Лады Гранты»:
- Примерный срок эксплуатации механических деталей коробки составляет 150 тыс. км. Некоторые автовладельцы отмечают, что механика остается в рабочем состоянии и после 300 тыс. км.
- Актуаторы от немецкой компании ZF служат около 10 лет, после чего их полностью заменяют. Ремонту этот блок не подлежит.
- Сцепление выдерживает до 100 тыс. км при умеренном режиме езды. При агрессивном характере вождения этот показатель может снизиться до 30 тыс. км.
Замена масла в коробке по инструкции проводится через 120 тыс. км. Однако специалисты сервисных служб рекомендуют менять его после 70 тыс. пробега.
Результаты тест-драйва
Тест-драйв «Лады Гранты» с АМТ показал, что робот больше всего подходит для спокойной размеренной езды. При переключении с 1-й скорости на 2-ю и со 2-й на 3-ю заметны «провалы».
Чтобы уверенно маневрировать в потоке машин или обгонять на шоссе большие грузовики, необходимо слегка опустить газ, а затем выжать педаль до упора.
Тест-драйв «Лады Гранты» с АМТ
При остановке автомобиля коробка крайне медленно сбрасывает скорость. Это особенно неудобно, когда возникает необходимость влиться в поток с прилегающей территории. Из-за медленного сброса машина трогается на несколько секунд позже, чем необходимо. Важно учитывать эту особенность, чтобы не спровоцировать ДТП.
На извилистых дорогах с плохим покрытием машина ведет себя вполне уверенно. Переключение скоростей, хотя и чувствуется водителем, происходит плавно, без рывков.
По сравнению с механикой, машины с АМТ менее динамичны (даже модели с более мощным двигателем).
Возможные неисправности коробки-робота
Самые частые неисправности бывают 2 видов – механические и вызванные сбоем электроники. О возникшей поломке в роботизированной коробке Lada Granta говорят:
- световые индикаторы на панели приборов;
- вой или жужжание при движении;
- отсутствие реакции на увеличение оборотов – скорость не возрастает;
- протечка жидкости из коробки;
- прекращение работы агрегата и остановка машины.
Механические поломки вызваны износом или повреждением деталей. В этом случае требуется замена. Наиболее частые неисправности – износ вилки выбора передачи и подшипников качения.
Замена АМТ на Гранте
Среди поломок электронных узлов наиболее частые:
- выгорание контактов электроприводов – требует замены в сервисном центре;
- поломка приводов переключения;
- выгорание или загрязнение щеток электродвигателя, отвечающего за работу рычагов переключения.
Выход из строя блока управления проявляется пробуксовкой, рывками или ударами при переключении передач.
На какие модели Lada ставят робот
АМТ ставят на Lada Granta (кросс, лифтбек, седан, универсал), Kalina, Vesta, Priora и XRAY.
Плюсы и минусы робота на «Гранте»
Прежде чем покупать модель с АМТ, стоит внимательно оценить плюсы и минусы устройства. Роботизированная коробка на «Ладе Гранте» имеет много преимуществ:
- Сниженный расход масла.
- Нет колебаний и вибрации со стороны рычага коробки передач.
- Влаго- и пылезащита контроллеров, увеличивающая ресурс и гарантирующая повышенную надежность устройства.
- Простое и недорогое обслуживание.
- Надежная работа при температуре от -40° С до +50° С.
- Сниженное потребление топлива.
- Простое переключение во время передвижения в заторе.
Недостатки:
- Важный недостаток РКПП — рывки и толчки во время переключения скорости при быстрой езде. При более спокойном движении этого нет. В такой ситуации можно переключиться в ручной режим.
- Заминки во время переключения скоростей.
- При заезде на горку в AUTO-режиме бывают трудности с размыканием сцепления. Они решаются переходом в ручной режим.
- Этот тип КПП производят на основе МКПП-2180, а потому во время езды на первой и второй передачах могут слышаться слабые подвывания, которые после обкатки исчезают.