С начала 2016 года все LADA оснащаются ABS

С начала 2016 года все LADA оснащаются ABS Гранта

Основные элементы абс

Начиная диагностику АБС своими руками, необходимо понимать из каких элементов состоит вся система. К числу ее основных элементов относится:

  • блок управления;
  • гидравлический блок;
  • механизмы торможения колес;
  • датчики, измеряющие скорость вращения колес.

Кроме этого, имеется и большое количество соединительных проводов, которые также нуждаются в периодической проверке , особенно, если часто зажигается лампа АБС на панели.

С начала 2022 года все lada оснащаются abs

 27 января 2022 Лада.Онлайн  
 5 746  
  

 
 


С начала 2022 года все LADA оснащаются ABS

С 1 января 2022 года все базовые комплектации автомобилей Лада стали оснащаться антиблокировочной системой тормозов. Доработка машин связана с требованиями, которые содержатся в техническом регламенте Таможенного Союза в отношении производимых и импортируемых в Россию, Белоруссию и Казахстан машин.

После добавления опции АБС цена «Гранты» и «Ларгуса» не изменилась, а вот Лада Калина и Нива 4х4 подорожали на 10 000 рублей и 11 200 рублей соответственно. Таким образом, самый доступный хэтчбек «Калины» обойдется в 421 100 рублей, а универсал — 433 100 рублей. Стоимость 3-х дверной «Нивы» начинается с 446 200 рублей, 5-ти дверной — 490 200 рублей.

Напомним, кроме АБС автомобили Лада в вариантном исполнении могут оснащаться другими системами активной безопасности, например, EBD, BA, ESC, TC и другие.

Про Гранту:  Оказывается, отсутствие ABS и ESP пошло Lada Granta на пользу: СМИ публикует впечатления человека, который уже поездил на «ободранной» Granta

С чего начинается самостоятельная диагностика

Прежде чем затевать серьезную проверку АБС своими силами, тем более если опыта в этом деле явно недостаточно, следует обратить внимание на блок предохранителей. Если все они визуально в порядке, можно дополнительно проверить их тестером, после чего не торопясь и очень внимательно осмотреть все доступные разъемы и соединения проводов.

Abs | лады гранты

Некоторые топовые версии Гранты, оборудованные антиблокировочной системой тормозов (АБС) 

АBS предотвращает блокировку колес Гранты при резком нажатии на педаль тормоза в пол, а также при торможении на скользкой поверхности, гарантируя стабильное тормозное усилие с сохранением управляемости.

АБС Лады Гранты

  В АБС системе применяется четырехканальная система. Соединение системы выполнено по диагональной схема. Важный элемент АБС системы — гидромодулятор. Это элемент, в который встроен гидронасос и электромагнитный клапан. Он установлен под капотом авто. Электронный блок управляет работой гидромодулятора, установленный на гидромодуляторе. Блок также контролирует исправность АБС. В передние и задние тормоза установлены датчики скорости движения колес. Работа датчиков установленных в передних тормозных механизмах, на корпусах наружных шарниров приводов передних колес выполнены зубчатые венцы. 

АБС (Зубчатая передача)

На задних тормозных механизмах под тормозными барабанами установлены задающие диски АБС Лады Гранты.

В блок управления с датчиков поступают импульсные сигналы. При блокировке одного из колес автомобиля блок АБС ограничивает давление в соответствующем канале. 

Бонусные видео про АБС:

   При блокировании колес, АBS разблокирует колеса путем многократного и быстрого изменения тормозного усилия, обеспечивая управляемость и помогая предотвратить возможное столкновение.

Анализ результатов диагностики

Проблема неполадок функции ABS далеко не всегда кроется в датчиках. Виновниками отказа системы могут быть также и провода, соединяющие элементы с блоком управления. Вот почему необходимо провести 3 замера и по результатам сделать такие выводы:

  1. Если сопротивление датчика АБС стремится к нулю или, наоборот, прибор показывает значок бесконечности, то налицо неисправность самого элемента. Другой вариант – нарушение изоляции либо обрыв участка проводников от разъема до датчика.
  2. Тестер показывает, что сопротивление в пределах нормы, но при вращении тормозного диска его значение остается постоянным. Здесь версии две: сильное загрязнение зубчатого кольца (как вариант – разрушение) и опять-таки выход из строя датчика.
  3. Отсутствие напряжения в питающей линии указывает на обрыв электрической цепи, идущей от контроллера.

В первом случае необходимо снять приборчик со ступицы и обследовать провода на предмет перелома, разрыва либо короткого замыкания. Для верности померьте сопротивление еще раз, одновременно шевеля проводники. Если результат отрицательный, покупайте и ставьте новую деталь.

При неизменном сопротивлении доберитесь до зубчатого кольца, хорошенько вычистите и осмотрите. Если обнаружите механические повреждения, то запчасть лучше заменить.

Совет. Иногда недобросовестные или несведущие автомеханики при ремонте подвески повреждают кольцо, а то и вовсе выбрасывают. Забирая машину у мастера, всегда проверяйте наличие этой важной детали.

В том случае, когда нет напряжения в цепи контроллера, следует прозвонить данный участок проводки. Как это сделать:

  1. Разберитесь, где находится электронный блок управления гидравлическими клапанами. Например, в Shevrolet Aveo он стоит за бачком с тормозной жидкостью, а на Renault Megane – со стороны ремня привода генератора.
  2. Снимите с ЭБУ колодку и прочистите контакты. Отыщите распиновку проводов либо отследите их по цветам.
  3. Поставьте замыкающую перемычку на колодке, расположенной возле колеса. Прозвоните цепь омметром либо обычной лампочкой с батарейкой.

С начала 2016 года все LADA оснащаются ABS

При обнаружении обрыва цепи придется искать дефект по всей линии с целью устранения. Работа довольно сложная, поэтому ее стоит поручить опытному автоэлектрику.

Блок управления

Основная часть системы, которая принимает сигналы со всех датчиков, анализирует их, и отдает команды управления блоку гидравлики. Этот блок используют и другие системы помощи водителю, к примеру, система курсовой устойчивости. Проблемы с центральным блоком возникают достаточно редко, поскольку он неплохо защищен от негативного воздействия окружающей среды.

Гидравлический блок

Включает в себя главный тормозной цилиндр, магнитные клапаны и гидроаккумулятор. По сигналу центрального блока, который распознал блокировку колес, открывается магнитный клапан, и излишек тормозной жидкости немедленно переходит в специальный резервуар – гидроаккумулятор, что приводит к падению давления в системе , и не позволяет колесам заблокироваться полностью, даже если педаль тормоза выжата до упора.

Другие способы тестирования антиблокировочной системы

Если проверка колесных датчиков тестером не выявила их неисправностей, но у автовладельца остаются сомнения в адекватности работы АБС, или в процессе эксплуатации авто периодически загорается контрольная лампа, можно проверить АБС по-другому. К примеру, при помощи осциллографа.

Он позволяет точно измерить уровень сопротивления, а также амплитуду, мгновенно и точно выявив возможные неисправности датчика. К сожалению, это крайне сложное и дорогостоящее оборудование, поэтому используется оно в специализированных сервисных центрах.

Помочь в определении проблемы, если они имеются, может и бортовая система самодиагностики, активирующаяся каждый раз в момент запуска двигателя. При обнаружении ошибок система выводит на монитор бортового компьютера набор букв и цифр, расшифровку которых можно найти либо в инструкции к автомобилю, либо в интернете.

Если обнаружена неисправность

Если проведенная самодиагностика АБС точно определила неисправную часть системы, со стороны водителя потребуется принять решение – менять поврежденный элемент на новый или же отремонтировать старый. Стоит сразу оговориться, что даже проведенная проверка ABS, если она выполнялась человеком впервые без должного опыта и соответствующего оборудования, вовсе не означает, что вердикт «неисправность» окончательный.

Так, если система говорит о том, что неисправен один из датчиков на колесе, не следует торопиться его менять, предварительно следует проверить все контакты и ведущие к нему провода – проблема часто заключается в этих элементах. Если же диагностика антиблокировочной системы говорит о том, что неисправен ее центральный блок, он подлежит либо ремонту специалистами, либо замене, если восстановление невозможно.

Индукционные датчики

Именно они выполняют самую грязную, но ответственную работу, позволяя постоянно осуществлять мониторинг скорости вращения всех колес. Такие датчики устанавливаются на каждой ступице. По сути они представляют собой обычные индукционные катушки, работающие в паре с зубчатым колесом.

Использование автосканера

Для тех, кто привык устранять неисправности автомобиля своими руками, незаменимым помощником при ремонте АБС будет автосканер ELM327. Мы уже знакомили наших читателей с этим полезным гаджетом. На сегодняшний день его можно приобрести по цене от 350 до 1100 рублей.

Напомним, что этот миниатюрный прибор вставляют в специальный диагностический разъем OBDII, которым сегодня оборудованы многие современные автомобили. В зависимости от конструктивных особенностей конкретной модели он передает на смартфон или планшет (по Bluetooth, Wi-Fi или USB) информацию о различных параметрах и ошибках, обнаруженных в транспортном средстве. Проверить всю систему АБС и найти неисправный датчик, с использованием такого приспособления, дело нескольких минут.

Использование ноутбука в качестве осциллографа

С технической точки зрения наиболее правильным методом проверки датчиков АБС профессионалы считают использование осциллографа. Однако прибор стоит дорого, и приобретать его только для проверки сенсоров не имеет смысла. А, вот если у вас есть ноутбук, то использовать его в качестве осциллографа достаточно просто.

Сначала изготавливаем измерительный шнур для подключения разъема сенсора к микрофонному входу. Для этого понадобятся штекер mini jack 3,5 мм, два резистора и пару кусков провода подходящей длины. Денежные затраты на приобретение необходимых компонентов не превысят 50 рублей.

Далее все просто:

  • Устанавливаем на ноутбук специальную программу «Осциллограф» (например, Winscope или Avangard).
  • Подключаем провода к разъему датчика АБС, а штекер к микрофонному входу.
  • Вращаем ступицу колеса.
  • При исправном датчике наблюдаем на экране четкий синусоидальный сигнал.

На заметку! Если у вас нет помощника, то одновременно вращать колесо и наблюдать за экраном ноутбука будет весьма затруднительно. Для удобства советуем воспользоваться функцией записи. Включив режим воспроизведения (после проведенной по вышеописанной методике проверки), вы сможете увидеть результаты тестирования.

Система ABS, которая устанавливается практически на все современные автомобили, как и другие сложные детали и компоненты, подвержена различным неисправностям. Штатная АБС работает постоянно, активируясь в момент поворота ключа зажигания, а информация, которую собирает антиблокировочная система используется другими системами, к примеру, ESP.

Несмотря на то, что самодиагностика ABS выполняется регулярно, исправлять какие-либо неполадки приходится самостоятельно, поскольку неисправности в системе отмечаются не так и редко. Если индикатор АБС постоянно горит или же периодически вспыхивает во время движения – это является поводом проверить работоспособность системы, что можно сделать либо самостоятельно, либо обратившись в сервис.

Как выполняется проверка?

Поскольку работа исправного датчика ABS основана на изменении электрического сопротивления при вращении колеса, измерить его параметры можно мультиметром или тестером, функционирующим в режиме омметра. Условия для диагностики – обычный гараж либо ровная площадка, смотровая канава не требуется. Из инструментов возьмите домкрат и баллонный ключ.

Чтобы проверить датчик АБС тестером, выполните следующие действия:

  1. Поставьте автомобиль на ровную площадку и зафиксируйте противооткатными упорами. Ручной тормоз включать не следует.
  2. Поднимите домкратом заднее колесо и снимите его. Обнаружив жгут проводов, идущих к датчику в ступице, отыщите разъем и рассоедините его. Тщательно прочистите все контакты, лучше – специальной жидкостью.
  3. Включите мультиметр на измерение сопротивления и выполните замер в колодке, идущей от датчика. В зависимости от марки авто величина должна составлять от 500 Ом до 1,4 кОм.
  4. Возьмитесь за барабан или диск рукой и покрутите его, следя за показаниями тестера. Сопротивление должно меняться.
  5. Переведите прибор в режим измерения напряжения и включите зажигание. Проверьте присутствие постоянного тока со стороны блока управления, присоединив мультиметр ко второй части разъема.
  6. Операцию повторите на всех колесах.

С начала 2016 года все LADA оснащаются ABS

Конструкция индукционного пассивного датчика

Во многих автомобилях (как отечественного, так и импортного производства) в качестве датчика АБС используют пассивный индукционный сенсор, который представляет собой катушку, намотанную на магнитный сердечник. Он установлен напротив зубчатого диска, закрепленного на оси ступицы.

На заметку! Мы уже писали о том, как проверить активный датчик Холла, который используют в некоторых моделях автомобилей как сенсор АБС.

Кратко о принципе работы

Функция ABS имитирует резкие многократные нажатия на педаль тормоза, практиковавшиеся водителями старых автомобилей на скользкой дороге. Электроника использует данный способ торможения гораздо эффективнее, блокируя и «отпуская» колеса несколько раз в секунду. Алгоритм работы следующий:

  1. В процессе резкого затормаживания блок управления отслеживает поведение колес посредством датчиков.
  2. Если одно или несколько колес перестали вращаться, ЭБУ отдает команду гидравлическому клапану, сбрасывающему жидкость из данного контура. Колодки прекращают удерживать диск и вращение возобновляется.
  3. Сопоставляя показания всех измерителей, контроллер убеждается, что торможение не завершено и закрывает гидроклапан, а колесо вновь блокируется. Цикл, продолжающийся долю секунды, повторяется до полной остановки машины.

Важно! Если работоспособность одного либо нескольких датчиков будет нарушена, АБС откажет целиком, поскольку электронный блок не сможет сравнивать поведение колес.

Датчик ABS последнего поколения представляет собой катушку с полупроводниковым элементом, установленным в неподвижной части ступицы. В непосредственной близости от него на тормозном диске закреплено зубчатое кольцо, чье вращение отслеживает датчик. Это происходит так: контроллер подает на приборчик напряжение, а тот постоянно изменяет сопротивление вследствие прохождения рядом зубцов крутящегося кольца.

С начала 2016 года все LADA оснащаются ABS

Признаки неисправности датчиков

О том, что необходима проверка датчика АБС, свидетельствуют такие симптомы:

  • при резком торможении либо на скользкой дороге автомобиль движется «юзом» и уходит в занос;
  • отсутствует характерный звук срабатывания ABS – частое постукивание или треск со стороны заблокированного колеса (разновидность шума зависит от марки авто);
  • на приборной панели загорается контрольная лампа неполадки антиблокировочной системы.

Если в силу разных причин нарушена работоспособность нескольких датчиков, то на панели приборов дополнительно вспыхивает индикатор включения ручного тормоза либо неисправности тормозной системы. Эксплуатировать машину можно и дальше, но на скользких участках либо при экстренной остановке водителю придется работать вместо АБС – часто и резко нажимать педаль.

Проверка напряжения на обмотке датчика

Еще один из способов проверки работоспособности датчиков АБС – измерение выходного напряжения, которое появляется на обмотке при вращении колеса. Для этого выполняем следующее:

  • Вывешиваем колесо с помощью домкрата и снимаем его.
  • Находим датчик АБС и отсоединяем его разъем от проводки, ведущей к блоку управления.
  • Переводим мультиметр в режим измерения переменного напряжения.
  • Подключаем щупы к контактам разъема датчика.
  • Вращаем ступицу колеса (со скоростью 1÷2 об/сек).
  • При наличии напряжения 200÷1700 мВ (его величина варьируется в зависимости от конкретной модели датчика) можно констатировать, что сенсор исправен. Нет причин беспокоиться. В случае, если вам не удалось найти технические характеристики датчика, стоит проверить подобным образом все сенсоры АБС, установленные на автомобиле. Если в результате тестирования на одном из них обнаружено заниженное напряжение (по сравнению с остальными), то это свидетельствует о его некорректной работе.

На заметку! Если при замере сопротивления всех датчиков показания омметра свидетельствуют об их работоспособности, но при вращении колеса на обмотках сенсора появляется заниженное напряжение (или его отсутствие), то это может быть следствием износа или поломки зубчатого колеса.

Проверка сопротивления датчика

Прежде, чем приступать к процедуре тестирования, желательно узнать стандартную величину сопротивления датчиков АБС, установленных в вашем автомобиле. Эту информацию можно найти либо на сайте производителя, либо в Интернете. Алгоритм проверки сопротивления датчика довольно прост:

  • Вывешиваем колесо с помощью домкрата и снимаем его.
  • Находим датчик АБС и отсоединяем его разъем от проводки, ведущей к блоку управления.
  • Переводим мультиметр в режим измерения сопротивления.
  • Подсоединяем щупы к контактам разъема датчика и смотрим на показания прибора.
  • Если омметр показывает «0», это означает, что в катушке сенсора имеется обрыв. Такой датчик подлежит замене. Показания прибора, превышающие номинальное значение в 2÷3 раза также свидетельствуют о неисправности сенсора, а именно о том, что его катушка «подгорела» и сигналы, поступающие с него на блок управления, являются некорректными.

Совет! Обычно сопротивление пассивных индукционных датчиков находится в пределах 700÷2500 Ом. Если вам не удалось найти техническую информацию о конкретных сенсорах, установленных в автомобиле, то придется проверить сопротивление всех датчиков АБС.

Проверить сопротивление всех датчиков можно, не снимая колес. Для этого:

  • Находим под капотом автомобиля блок управления АБС.
  • Отсоединяем от него разъем, в котором зафиксированы провода от датчиков и остальных устройств, входящих в антиблокировочную систему тормозов.
  • Далее подключаем щупы мультиметра к соответствующим контактам (к которым непосредственно подсоединены сенсоры) и последовательно проверяем сопротивление всех датчиков. Распиновку разъема можно найти в инструкции по эксплуатации или на сайте производителя.

На заметку! Такой способ проверки позволяет определить не только сопротивление катушки сенсора, но и исправность проводки от самого датчика до блока управления.

Самые распространенные неисправности абс

Проблем с антиблокировочной системой может быть достаточно много, но среди часто встречающихся можно выделить четыре.

  1. После запуска двигателя и программы диагностики ABS высвечивается ошибка, а вся система отключается . Как правило, это происходит при обрыве проводов, ведущих к датчикам колес либо ошибке в блоке контроллера.
  2. После поворота ключа зажигания система АБС проходит самотестирование, но после этого самостоятельно деактивируется. Причиной такого нелогичного поведения чаще всего становятся окисленные контакты, их плохом соединении, проблемах с питанием системы или замыканием некоторых колесных датчиков на массу.
  3. Запуск двигателя и программы диагностики АБС выявляет наличие ошибки, но система продолжает оставаться активной – такое поведение практически всегда говорит о том, что неисправен один из датчиков на колесах либо оборван ведущий к нему провод.
  4. АБС не запускается совсем. Если исключить проблемы с аккумулятором и центральным блоком, виновником могут оказаться провода, слишком большой люфт подшипников ступиц, сломанный или надломленный ротор датчика.
    С начала 2016 года все LADA оснащаются ABS
Оцените статью
Лада Гранта Фан-клуб