- Datsun
- Lada_diag | диагностика и электрика | лада
- Амт для lada granta. особенности конструкции
- Впечатляющий результат хорошей работы
- Достоинства и недостатки амт
- На какие модели lada ставят робот
- Общая информация о роботизированной кпп на «ладе гранте»
- Предсерийные испытания
- Советы по эксплуатации «лады гранты» на роботе
- Характеристики коробки передач
- Целенаправленно искал гранту с роботом амт. и не пожалел.
- Эксклюзивный тест-драйв lada granta c роботизированной коробкой передач — колеса.ру – автомобильный журнал
Datsun
Пришло постановление о нарушении ПДД, а вы с ним не согласны? Обжалуйте его!
– Жалоба подается в отделение ГИБДД или в районный суд в письменном виде, с личной подписью заявителя. Пошлиной такие жалобы не облагаются.
– В заявлении аргументируйте, почему, на ваш взгляд, постановление неправомерно. Укажите конкретные причины: вынесенное постановление необоснованно, состав правонарушения не доказан, сотрудник неправильно применил нормы закона. Требуйте отменить постановление и прекратить производство по делу.
– К заявлению прикрепите все документы, доказательства, обоснования, укажите количество листов в документах. Жалобу заверьте подписью, укажите дату составления.
– Помните, что подать жалобу можно в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Lada_diag | диагностика и электрика | лада
Роботизированная коробка передач (АМТ) — это та же самая механика, но с автоматическим механизмом переключения с помощью актуаторов ZF. В шестернях коробки 2180 адаптировать нечего – механика есть механика, а вот адаптировать актуатор выжима сцепления — нужно.Показать полностью… Поэтому адаптация робота — это непосредственно адаптация актуатора выжима к сцеплению.
Адаптация сцепления нужна для плавных и аккуратных переключений передач, чтобы избежать резких тычков во время переключения и чтобы продлить жизнь диска сцепления. При неправильной адаптации происходит всё как на обычной механике – либо сцепление постоянно пробуксовывает, либо включается раньше необходимого времени, из-за чего и происходит удар.
1. У вас предсерийный авто, и нужно обновить настройки на более свежие и корректные. Факт остается фактом, что первые автомобили получились немного сыроватыми и без этого никуда, но благо АвтоВАЗ быстро решает проблему как это было уже сделано со втулками и стойками стабилизатора, с сцеплением на а/м Lada Vesta.
2. При замене сцепления Выяснился тот факт что турецкое сцепление Valeo (Валео), которое устанавливалось на первые автомобили, не подходит по массе автомобиля. В итоге владельцы первых Вест, чувствовали пробуксовки сцепления, чувствовали что автомобиль плохо трогается и нужно добавить оборотов.
При замене сцепления на новое — проводится адаптация. Если же Вы по каким то причинам поменяли сцепление не у официального дилера а самостоятельно, не бойтесь передвигаться на новом сцеплении без адаптации по мере необходимости, однако её нужно будет сделать, чтобы новое сцепление было в эксплуатации как можно дольше.
3. Через каждые 15000км АвтоВАЗ рекомендует делать адаптацию сцепления робота по мере его износа, т.е. через каждые 15 т.км для корректной и ресурсной работы.
Сколько длится по времени? Процесс адаптации занимает минут 5. Во время адаптации автомобиль корректирует работу сцепления, затем глушится и сохраняет настройки.
Как сделать адаптацию сцепления? Адаптация сцепления осуществляется при помощи спец. оборудования через диагностический разъем.
Сколько стоит адаптация сцепления? По гарантии адаптация — бесплатно. В иных же случаях все зависит от региона. В среднем данная услуга у ОД стоит в районе 1000 – 1500
У нас вы можете выполнить адаптацию всего за 500р.
Амт для lada granta. особенности конструкции
Автомобили семейства ЛАДА Гранта (седан, лифтбек) получили уже апробированную АМТ, которая устанавливается на LADA Priora начиная с сентября 2022 года. Она разработана инженерами ОАО «АВТОВАЗ» совместно со специалистами немецкого концерна ZF Friedrichshafen AG, которое является автором и владельцем многих современных технологий и инновационных решений в области систем привода.
За основу взята конструкция базовой механической КПП 2181 (модернизация КПП 2180), на которую были установлены:
- 1. Электромеханические актуаторы, управляющие переключением передач и работой сцепления;
- 2. Датчик оборотов первичного вала;
- 3. Контроллер управления.
Коробка передач 2180 и электронный блок управления
Кроме того из коробки переключения передач были полностью удалены:
- 1. Привод сцепления;
- 2. Внутренний механизм переключения;
- 3. Тросовый привод переключения передач.
В салоне автомобиля была демонтирована педаль сцепления, а вместо механического (тросового) привода переключения передач установлен селектор с электронным управлением.
Кроме оригинальных конструктивных решений, специально для АМТ была осуществлена разработка современного программного обеспечения, с помощью которого осуществляется управление трансмиссией автомобиля.
Все эти изменения, совместно с электронным контроллером управления мотором и бортовой сетью электропитания, позволили полностью автоматизировать процессы управления работой сцепления и переключения передач, а также обеспечить высокую функциональность АМТ.
Впечатляющий результат хорошей работы
В итоге можно прийти к выводу, что вазовцам удалось создать хороший «робот». Особенно впечатляет то, что в проект изначально заложена унификация, позволяющая быстро адаптировать конструкцию к ряду моделей. Новый продукт АвтоВАЗа нисколько не уступает аналогам. Из того, что известно, ни в одном агрегате с «роботом» нет такой эластичной и плавной работы силового блока.
Поэтому, «традиционный» «автомат» Jatco вытеснен новинкой. Это произошло потому, что вазовский «робот» и правда очень неплох и способен удовлетворить запросы самых взыскательных водителей. Но и партнерство с японцами продолжается, ведь нужно дать потенциальным покупателям максимальный выбор.
На сегодняшний день машины, оснащенные АКПП и АМТ, практически не отличаются по цене. Но грядет повышение цен на пока недорогие “автоматы” японского производства. Ведь АКПП завозится из Японии в комплекте с охлаждающей системой и требуют японских колесных приводов.
У АМТ же все разработано на АвтоВАЗе. Исключение составляют только актуаторы, блок управления и селекторы. Разница в цене механической коробкой и «роботом» всего лишь 20000 рублей. Jatco, даже без учета приводов и охлаждения, обходится дороже “робота” более чем в два раза.
И ничего, что некоторые особенности АМТ требуют от любителей «автоматов» времени на привыкание. Возможность полуторакратной экономии топлива говорит сама за себя.
Достоинства и недостатки амт
Среди многочисленных достоинств «робота» можно выделить:
Расход топлива на автомобиле с установленным роботом зависит от манеры вождения и составляет в смешанном режиме 6…6,5 л/100 км, что позволяет экономить до 30% топлива по сравнению с седаном или лифтбеком ЛАДА Гранта АВТОМАТ и до 10% по сравнению с автомобилями, оснащенными обычной «механикой».
В основе АМТ лежит механическая коробка переключения передач, которая в значительно меньшей степени подвержена поломкам, чем АКПП. Кроме того оптимальные режимы работы робота определяются электроникой (отсутствует «человеческий фактор»), что значительно увеличивает ресурс двигателя. Ремонт АМТ практически не отличается от ремонта механической КПП. Кроме того он значительно проще и дешевле, чем АКПП.
- 3. Простота конструкции и неприхотливость при эксплуатации.
Электромеханические элементы конструкции не нуждаются в обслуживании и регулировке при эксплуатации. Все разъемы и электронные компоненты надежно защищены от попадания пыли и грязи. Робот адаптирован к сложным условиям эксплуатации и обеспечивает работоспособность при воздействии температур, находящихся в диапазоне -40… 50 градусов Цельсия.
Отсутствует механическая связь селектора с КПП, поэтому вибрация рукоятки переключения режимов отсутствует.
LADA Granta на роботе
Существующие недостатки АМТ:
- Начиная движение, LADA Granta с АМТ может немного откатываться назад.
- В отличие от АКПП робот не может переключать передачи без потери тягового момента. Это приводит к едва заметным рывкам во время переключения передач.
На какие модели lada ставят робот
АМТ ставят на Lada Granta (кросс, лифтбек, седан, универсал), Kalina, Vesta, Priora и XRAY.
Общая информация о роботизированной кпп на «ладе гранте»
Чтобы завести «Ладу Гранту» с коробкой робот, придерживайтесь следующего порядка действий:
- Нажмите на тормоз.
- Установите коробку на нейтраль («N»).
- Поверните ключ зажигания.
Если какое-то из условий не соблюдено, на приборной панели высвечивается сигнал одного из индикаторов («N» или «нога с тормозом»). Заглушить мотор можно поворотом ключа. При этом автомобиль можно оставить на передаче.
Роботизированная коробка на «Ладе Гранте» функционирует в четырех режимах:
- Нейтральный (N): авто способно катиться с ненажатым тормозом.
- Автоматический (A): AMT плавно переключает скорости.
- Ручной (M): быстрое переключение (вверх: « », вниз: «-», без фиксирования селектора). На светофоре система АМТ самостоятельно включает пониженную передачу.
- Задний ход (R).
Робот на «Ладе Гранте» (автоматизированная механическая трансмиссия АМТ-2182) создан на базе МКПП-2180. Отличие в том, что управляет всем система АМТ, а не сам водитель. В моделях с роботизированной трансмиссией используется электромеханический привод (актуатор) немецкой компании ZF, который заменил стандартный для МКП блок педалей и сцепления.
Предсерийные испытания
Однако сейчас на повестке дня стоит оборудованная автоматизированной механической трансмиссией Granta, в феврале начинаются ее продажи. Чтобы подойти к этой дате во всеоружии, был проведен целый ряд испытаний. Один из предсерийных автомобилей тотчас же поехал в Германию, чтобы партнеры АвтоВАЗа из ZF со своей стороны могли провести свои собственные тесты и разрешить запуск в автомобиля в серию.
Начиная с платформы Priora, автомобили подверглись огромному количеству испытаний в различных климатических поясах и по самым различным программам. Испытания проходили в горах Альпах и на Алтае при участии партнеров из Германии, при низких температурах, доходивших до -55°C, на Крайнем Севере в Сургуте.
С успехом прошли тесты скорости на полигоне Porsche при влажности почти 100-процентов и при температурах превышающих 30°C. За этими испытаниями последовали ускоренные дорожные испытания на пробег 80000 км и 100000 км. Возникающие в процессе испытаний сложности были решены в рабочем порядке, быстро и профессионально.
Новая коробка передач является продуктом российского инжиниринга, так как груз решения большей части проблем лег именно на вазовские плечи. Инженеры из России продемонстрировали, что их уровень не уступает качеству инженеров в лучших европейских фирмах.
В целом, конструкция новой коробки состоит из российских деталей на 80%, а это о многом говорит.
Еще в период совместной с немцами работы над адаптацией коробки для «Приоры» именно вазовским инженерам удалось быстро добиться плавности переключения, чего в других компаниях не могут добиться достаточно долго. Трудно в зарубежных коробках и с быстрым включением – ресурс трансмиссии недостаточен.
Важным достоинством вазовской АМТ является способность системы подстраиваться под стиль вождения водителя — возможна езда как спокойная, так и агрессивная. Что еще выгодно отличает коробку от традиционной АКПП: при -40°C на улице коробка дает возможность начать движение сразу же, как только запущен мотор. Но экономия топлива, конечно, самый главный плюс.
Советы по эксплуатации «лады гранты» на роботе
- Менять расположение селектора перед стартом движения нужно лишь при надавленном тормозе.
- Оставляя авто на стоянке, мотор можно глушить с работающей передачей. А вот на ручник не требуется ставить. Он нужен лишь, когда селектор стоит на «N».
- Останавливаясь на светофоре, переводить систему в нейтральный режим не нужно.
- АМТ позволяет без ограничений пользоваться машиной в температурном диапазоне от -50 до 50 градусов по Цельсию.
- Авто начинает двигаться при нажатии педали газа. В этот момент происходит замыкание сцепления. Робот «Гранты Кросс» лишен ползучего режима «автомат», поскольку не имеет гидротрансформатора.
- «Гранта» с АМТ позволяет пользоваться комбинированным способом управления. К примеру, во время обгона трансмиссию можно переключить в режим «М» и сбросить 1-2 передачи. А, выполнив обгон, вернуться в режим «А».
Робот оборудован надежной защитой от нечаянных действий. К примеру, если в ходе езды вперед в режиме «А» переключиться на «R», ничего страшного не случится. Также защита блокирует переключение передач, когда водитель начинает хаотично двигать селектор КП.
Характеристики коробки передач
Робот на «Ладе Гранте» комбинируется со 106-сильным двигателем ВАЗ-21127. Роботизированная коробка исправно работает в автоматизированном и ручном режиме, имея пять передач. Машина с АМТ 2182 экономичнее, чем авто с АКП. РКПП существенно повышает динамику и сокращает потребление топлива.
Роботизированная модификация устраняет ошибки, связанные с человеческим фактором. Неподходящую передачу (к примеру, заднюю во время движения вперед) тут включить не выйдет. Также «робот» дает возможность отслеживать температурный режим в коробке (для этого предусмотрена контрольная лампочка). Повышенное внимание тольяттинцы уделили контроллеру, который отлично защищен и надежно работает при любой погоде.
Это разновидность коробки, работающей по принципу «две в одной»: режим «автомата» плюс опция переключения передач вручную. И если в «А»-режиме трансмиссия несколько задумчива, то в «М»-режиме передачи переключаются движением селектора назад-вперед практически так же быстро, как и у опытного водителя на стандартной «механике».
Роботизированная «Гранта» может предложить и драйверский разгон, и ускорение для обгона неторопливого транспорта, и старт с пробуксовкой. Есть даже «кик-даун»-режим, когда для лучшего ускорения трансмиссия переключается на пониженную. В то же время РКП дает возможность ездить плавно, не нарушая покой пассажиров.
На случай пробуксовки срабатывает специальный алгоритм: на скоростях до 5 км/ч не требуется нажимать педаль тормоза, чтобы менять передачи с передней на заднюю: работать по принципу «раскачки» с такой КП крайне удобно. Самый же главный плюс — расход топлива: при обычной эксплуатации порядка 5,1 л/100 км на трассе и не больше 6,5 л/100 км в городе.
Целенаправленно искал гранту с роботом амт. и не пожалел.
Искал новую или немного б/у Весту или Гранту, но чтобы у машины была ESP. У Гранты ESP в комплектации Comfort или Luxe Prestige. Комфорта в Саратове не было ни у кого. На Люкс не надеялся, денег не хватало точно. А также хотел робот! Да, я хотел робот. Он обновленный идет АМТ 2.0 и всегда в отзывах писали, что на гранте от лучше работает, чем на Весте, так как Гранта легче. И не прогадал!
И тут попадается из трейд-ина Гранта в комплектации Luxe Prestige АМТ. И цена супер, даже дешевле, чем Comfort. Пробег 2300 км. Куплена в Тольятти в декабре 2022, а на дворе был февраль. Странные люди купили машину и почти сразу сдали в трейл-ин Киа.
Машин у меня ранее было много, ездил на всяких от Таврии до БМВ X6. Стаж большой. Опыт тоже. Из-за фин трудностей с 2022 года пришлось ездить на ВАЗ-2107 2004 года. Но не пинайте, что после семерки любая машина самолет. Я стараюсь быть объективным.
Теперь ощущения. Мне нравится машина. Машина едет! Робот переключает сам, немного кивает или перекручивает, но нераздажительно. То есть совсем не напрягает. В первый день слегка кивала при переключении с 2 на 3 передачи, а если тапку в пол легко до 5000 оборотов докручивает. На следующий день пытался сам добиться кивков с 2 на 3 — не получилось. Сейчас кивки даже приятно — знаю, что переключился. В спокойном ритме, вообще тихо переключает.
Начитавшись отзывов разных, хочу ответить авторам. Машина сильно отличается от дорестайлинговой. Ходовка очень комфортная по кочкам, ледяным канавам идет великолепно — не замечает буквально. Пробить подвеску не смог ни разу (правда и не старался). Кто-то писал, что нет уплотнителей внизу дверей, в моей комплектации есть практически все и уплотнители тоже. Подогрев лобового — вещь! Парктроник очень помогает, так как корму не видно. Шумка на высоте, не хуже чем в Лачетти (была у меня ранее). Я проехал километров за 400, а общий пробег около 3000 ничего не гремит, не скрепит. В салоне еще немного запах новый остался. Музыка родная играет сносно (именно сносно) с телефоном коннектится хорошо, меня слышно во время разговора хорошо. Недостатки (они есть) опишу в пункте о недостатках.
Теперь про ESP. Это супер. Так гребет по льду — класс! От прежних хозяев досталась зимняя резина Виатти на штампах 14. (Летняя на литье 15 Пирелли). Во дворе все шлифуют и застревают на одном месте, я же без проблем с антипробуксовкой вылезаю. Не было проблем ни разу! Помощь при старте в гору — прикольная вещь!
Так что мой отзыв — хорошая комфортная машина. В такой комплектации комфортнее. Мне нравятся сиденья. кто-то писал, что неудобные (они новые тут), не могу согласиться — удобные прям по форме спины моей, держат хорошо (правда с боковой поддержкой не айс). Еще немного. На трассе хорошо идет, правда надо подруливать слегка — не напрягает.
Для своей цены достоинств масса. Но за ее цену (новой) можно купить Весту, но правда в комплектации попроще.
Достоинства автомобиля
Красивая внешне ИМХО. Перед обновленный класс! Крышка багажника тоже лучше стала, теперь там номер и не смотрится такой пустой.
Хорошая шумка.
Пока ничего не гремит.
Климат контроль отлично поддерживает температуру.
Робот хорошо работает.
Пороги грязью не пачкаются!
Багажник гигантский. Открывается с ключа и с кнопки электронной над номерным
знаком. Поставил пружины, теперь поднимается сам — удобно.
Недостатки автомобиля
Не хватает в самой максимальной комплектации сенсорного экрана с навигацией. Перестали ставить вообще, в салоне сказали, что из-за того, что спрос был маленький. И перестали ставить круиз-контроль, жаль. Хотя в книжке он описывается!
Изначально не работала кнопка SPORT. Изменение отклика коробки. Сервис с большими глазами, что не видели такой машины в такой комплектации и что это за кнопка не знают. Но заказали — жду. Уже 2 с лишним недели. (Ложка дегтя)
У датчика дождя не всегда предсказуемая работа, то не смахивает, когда много натекло, то машет много раз по чистому стеклу. Датчик света один раз включил фары на солнце и я не понял почему не выключает, протер датчик — не помогло. И светил в упор телефоном — не отключал фары сам. Но потом само прошло. ХЗ что было.
Общее впечатление
Советую к покупке. Комплектация такая редкая. Можно взять Весту, но в бедной комплектации (за эти же деньги)
Эксклюзивный тест-драйв lada granta c роботизированной коробкой передач — колеса.ру – автомобильный журнал
В наших руках — предсерийный образец Lada Granta с роботизированной коробкой передач. Такая трансмиссия уже ставится на серийные «Приоры», но «Грантам» она досталась только сейчас — старт продаж запланирован на начало февраля…
Автор фото: Илья Бакеев
Как устроен такой «робот», то есть автоматизированная механическая трансмиссия (АМТ)? Чем АМТ лучше обычного «автомата»? Как коробка изменилась на пути от Priora к Granta? Почему на Lada Vesta будет именно она? И где появится еще? К старым вопросам, уже рассмотренным в ходе тест-драйва Lada Priora в сентябре прошлого года, успели добавиться новые. Поэтому встретиться с Владимиром Петуниным, руководителем проекта АМТ на АВТОВАЗе, было самое время.
На встречу мы ехали на той самой «Гранте» с АМТ — одной из шести только что прошедших испытания предсерийных машин, за руль которых не пускали никого из журналистов. Что сказать, нам крупно повезло.
Ощущения отчасти похожи на те, что были с «роботизированной» Lada Priora, а отчасти — совершенно новые. Дело тут в том, что более современной «Гранте» новая трансмиссия, безусловно, подходит лучше. Но ведь грантовская платформа может по-новому «обнажить» в коробке то, что было не столь заметно на «Приоре», где на себя оттягивает внимание идеология шасси из восьмидесятых?
Да и сравнивать новую трансмиссию наверняка будут с разными коробками, в зависимости от того, кто это делает — поклонник Lada Priora, купив «роботизированную» версию, однозначно пересядет с «механической» машины. А вот владелец новенькой Granta с АМТ в прошлом мог быть обладателем машины с традиционным «автоматом» японской фирмы Jatco, который уже несколько лет ставят на автомобили Lada с платформой Granta/Kalina…
Подождите-ка… Поверх основного окошка борткомпьютера между спидометром и тахометром разместилось еще одно, теперь на него выводится температура двигателя. Основной экран в комбинации приборов, таким образом, стал меньше, а прежде «упакованная» в него навигация с картами Navitel теперь переехала на экран мультимедийного комплекса, где ей, собственно, и место. Вскоре такая панель приборов должна появиться в серии.
Да и селектор КПП тоже не совсем обычен. Рукоятка «робота» и ее основание унифицированы с приоровскими, и поэтому стоят чуть выше, чем обычный рычаг «механики» на «Гранте», а место соединения тоннеля пола и основания селектора закрыто дермантиновым кожухом — напомним, у нас тестовый образец! У серийного варианта в этом месте будет более аккуратное решение.
Впрочем, на качество тест-драйва эта обходная технология никакого отпечатка не накладывает — по повадкам эти машины идентичны серийным. Чтобы завести автомобиль, нужно перевести селектор в нейтраль и нажать на тормоз. Чтобы заглушить, достаточно просто повернуть ключ в замке зажигания, машину можно оставлять «на передаче». Завели, перевели селектор в «А» (автоматический режим) и поехали, чуть тронув педаль газа.
Да, режима «преднатяга», как в обычных АКПП, когда машина начинает двигаться с холостых оборотов, у «робота» нет. Как нет и возможности удерживаться на небольших подъемах при отпущенной педали газа — на машине с АМТ нужно в таких случаях подгазовывать или вставать на «ручник». Анатолий Пугач, испытатель, представляющий нам машину, говорит, что в процессе тестов на заводе изучали «зарубежные аналоги», у которых был противооткатный режим. И в конце концов для своей коробки его делать не стали — электроника видит только значительные подъемы, в то время как небольшая горка вкупе с отвлекшимся на секунду водителем может стать причиной отката назад и банального городского ДТП. Равно как и отпущенный тормоз на машине с классическим «автоматом» и включенным «драйвом».
Поначалу «робот» требует контроля за своими действиями, особенно если дело происходит в городе и вам нужно часто разворачиваться, парковаться, глушить мотор, заводиться… Но все процессы логичны, интуитивно понятны, а потому привыкание происходит почти мгновенно. И кроме того, ведь привыкания требуют и обычный «автомат», и вариатор. Не говоря уже об обычной «механике» — новичку с «роботом» будет управляться гораздо проще.
Кстати, роботизированная версия полностью исключает ошибки и поломки, вызванные человеческим фактором — не ту передачу (например заднюю при движении вперед) здесь включить не получится. А кроме того, «робот» позволяет следить за температурным режимом в коробке (под критический перегрев предусмотрена специальная контрольная лампа), чего не позволяют ни «механика», ни АКПП.
Те, кто ездит на «автомате», заметят моменты переключения передач — если в японской АКПП Jatco практически отсутствуют разрывы потока мощности, «роботу» требуется время, чтобы переключить скорость. Конструктивно это сравнительно простая система: за переключения в «штатной» вазовской коробке теперь отвечает пара немецких актуаторов ZF, электрических исполнительных элементов. Один выжимает за водителя сцепление, воздействуя на него через вилку выключения, а второй, установленный прямо вместо тросового механизма переключения, отвечает за выбор и включение определенной передачи.
В процессе переноса системы с «Приоры» на «Гранту» разработчики изменили калибровки блока управления актуаторами под другой кондиционер, а также перекомпоновали сам блок-контроллер — он переехал из-под площадки аккумулятора под бампер, в район левой фары. Вазовцы говорят, что особое внимание при испытаниях обратили на то, чтобы контроллер был хорошо защищен и функционировал в любых погодных условиях.
Если в автоматическом режиме «А» коробка может показаться задумчивой, то в «М» (мануальном), где водитель сам перещелкивает передачи, качая селектор-джойстик вперед-назад, от задумчивости почти ничего не остается — передачи переключаются примерно с той скоростью, с которой это делал бы умелый водитель на обычной «механике». Не зря Бу Андерссон называет эту коробку «две в одной» — полноценный автоматический режим плюс возможность ручного переключения.
В целом машина позволяет и драйверские разгоны, и решительные ускорения для обгона медленного грузовика, и старты с пробуксовками; реализован режим «кик-даун», когда коробка переходит на пониженную для эффективного ускорения. В то же время она позволяет двигаться и плавно, не тревожа пассажиров. А если вы забуксовали, действует особый алгоритм: на скоростях до 5 км/ч не нужно нажимать на тормоз, чтобы изменить передачу с «передней» на заднюю — действовать по методу «враскачку» с такой коробкой очень удобно.
Но главное — расход топлива. Перед этим показателем меркнут все доводы о специфичности «робота» в сравнении с»автоматом». В результате нашей тестовой поездки по городу с постоянными остановками, ожиданием фотографа, долгим стоянием с включенным мотором на фотосессии у нас получилось 8,1 л/100 км. А в обычной эксплуатации получается около 5,1 л/100 км по трассе и не больше 6,5 л/100 км по городу. Сравните это с расходом у «автоматических» Lada — меньше «десятки» получается мало у кого.
Тольятти сегодня выглядит так, как его привыкли изображать столичные журналисты: серый, хмурый, неприветливый ветреный город. Мы выбираемся на дорогу, петляющую меж дачных поселков, и за руль садится автор проекта — Владимир Петунин. Закладывая несколько виражей по промерзшему асфальту, Петунин говорит: «Когда я 35 лет назад пришел на АВТОВАЗ, я хотел быть испытателем — участвовать в дорожных тестах. Но попал к трансмиссионщикам. Да так и остался».
Для всей его команды проект автоматизированной механической коробки передач — детище любимое, но нелегкое. Изыскания по альтернативе «механике» начались давно, были и образцы с вариаторами, и с классическими «автоматами», и с «роботами». Было и привнесенное «извне» решение использовать полностью заимствованный иностранный силовой агрегат с АМТ.
Российский инжиниринг тогда победил — вариант машины с вазовской роботизированной коробкой, снабженной актуаторами ZF, понравился еще прежнему президенту АВТОВАЗа, Игорю Комарову. А пришедший на этот пост Бу Андерссон, прокатившись на тестовой «Приоре» с «роботом», задал только один вопрос: «Когда запускаемся в серии?».
Lada Priora с АМТ встала на конвейер в конце 2022 года, в феврале 2022 стартует «роботизированная» Granta. Предположим, что если будет просчитан вариант такой трансмиссии в паре с 8-клапанным вазовским мотором, то недорогую, надежную и удобную коробку вполне может получить также одна иномарка с «японской ДНК»… Но главное — «робот» в паре с шестнадцатиклапанником 21129 (тот же 21127, но с оригинальной системой подвески силового агрегата ) появится на Lada Vesta, а также его планируют ставить и на «паркетник» XRAY в паре с двигателем 1.8 литра, также 16-клапанным, созданным в сотрудничестве с компанией Ricardo. Под новые модели Lada, имеющие другую электрическую и электронную архитектуру, а также ввиду перехода на эконормы «Евро-6», система AMT будет модернизирована, но по конструктиву, технологии и сервисному обслуживанию останется прежней.
Ну а ближайшая перспектива — это «роботизированная» Granta, в начале февраля стартуют продажи таких машин. Этой дате предшествовал целый комплекс испытаний. Одну из шести собранных предсерийных машин сразу отправили в Германию — партнеры из ZF обязаны были провести свои собственные тесты, чтобы выдать разрешение на запуск в серию и эксплуатацию машины на дорогах общего пользования.
Автомобили, сначала на платформе Priora, прошли беспрецедентный объем испытаний, причем в двойном объеме, по различным программам, во всех климатических зонах. В частности, в Альпах, в горных условиях Алтая (вместе с партнерами из ZF и Porsche), в экстремально низких температурах до минус 55 в Сургуте… Были скоростные испытания на полигоне Porsche близ итальянского Нардо в условиях почти 100-процентной влажности и с температурами воздуха более плюс 30. А после этого мы провели цикл длительных дорожных тестов предсерийных машин: ускоренные по программам 80 000 км и 100 000 км, валидационные 30 000 км и 6 000 км. Возникали различные трудности, но они решались быстро, коллегиально и высокопрофессионально.
Владимир Петунин,
руководитель проекта АМТ АВТОВАЗ
Бу Андерссон называет эту коробку российским продуктом, имея в виду, что весь основной объем проблем был решен именно российской, вазовской стороной. Наши российские инженеры показали высокий уровень, не уступающий уровню инженеров именитых европейских фирм. Владимир Петунин говорит, что это еще один, косвенный, социальный эффект этого проекта: конструкция на 80% состоит из российских комплектующих, а АВТОВАЗ укрепил собственные инженерные компетенции.
В Тольятти отмечают, что еще при разработке системы синхронизации коробки под «Приору» с немцами из компании Hoerbiger им сразу же удалось попасть в точку — сделать переключение плавным. Сейчас немцы называют эту систему Intelligent gear Shifting. Она действительно позволяет переключать передачи «интеллигентно», чего долгое время не могут достичь в других компаниях. Не получается на многих иностранных коробках достичь и достаточно быстрого включения — трансмиссия попросту не укладывается в необходимый ресурс.
Более того, вазовская система настраивается под стиль управления каждого водителя — езда может быть и агрессивной, и спокойной. А также коробка позволяет начать движение сразу же, даже если за бортом минус 40 — в случае, если вы смогли запустить двигатель, — что тоже неоспоримый плюс по сравнению с классической АКПП. И еще раз: «робот» позволяет ощутимо экономить топливо, особенно в «нервных» российских условиях движения.
В «сухом остатке» такой вывод: у вазовцев получился хороший «робот», да еще и с прицелом на несколько моделей. Такая унификация, по словам Петунина, закладывалась в проект с самого начала. На АВТОВАЗе создали продукт, не уступающий аналогам. Честно говоря, мы подумываем о большом сравнительном тест-драйве с целью найти еще хотя бы один пример столь логичной, плавной, эластичной работы силового агрегата с «роботом». На вскидку такие не вспоминаются…
Кстати, для новых моделей Lada не анонсирован «классический» японский «автомат» Jatco. Во многом потому, что получившийся у вазовцев «робот» действительно неплох и вполне может удовлетворить большую часть запросов «любителей двух педалей». От сотрудничества с японцами на ВАЗе не отказываются, говоря, что клиенту надо дать максимальный выбор. Но зная нашего потребителя, можно предположить, что выберет он в конечном итоге именно вазовский «робот».
Пока разница в цене между машинами, оснащенными «роботами» и «автоматами», невелика — 401 300 рублей против
402 200 рублей за «Гранту» с 98-сильным мотором в комплектации «Норма»
. Но логика говорит о том, что цены на японские «автоматы» пока демпинговые и вполне могут вырасти. Ведь вместе с АКПП, целиком поставляемой из Японии, для вазовской машины требуются оригинальные приводы колес, а сама коробка требует собственной системы охлаждения. В то время как у «робота» только пара актуаторов ZF, селектор и блок управления, все остальное вазовское. И разница в цене автомобилей с «механикой» и «роботом» составляет всего порядка 20 000 рублей. При этом стоимость японского «автомата» (только коробки, без «переферии» в виде приводов и охлаждения) в два раза выше, чем стоимость всей вазовской системы АМТ.
А что до того, что к некоторым особенностям «робота» любителям «автоматов» придется привыкать… Экономия бензина в полтора раза сама по себе — очень веский козырь.