- Виды и свойства тж
- Виды и типы антиблокировочных систем abs
- Жидкость омывателя, тосол и остальное
- Как заменить тормозную жидкость
- Как правильно заливать тормозную жидкость
- Как проверить состояние жидкости?
- Какая и сколько тормозной жидкости в некоторых автомобилях
- Какую тормозную жидкость лучше выбрать?
- Какую тормозную жидкость необходимо использовать на ладе гранта
- Можно ли смешивать dot-3, dot-4, dot-5 или dot-5.1
- Моторное масло
- Отличия тормозов с abs
- Понятие об услуге
- Последовательность действий при самостоятельной замене жидкости
- Резюме
- Снимок1
- Характеристики и свойства тормозной жидкости
Виды и свойства тж
Любая тормозная жидкость имеет 93-98% основного состава и от 2 до 7% присадок, которые, по сути, являются ключевым составляющим для придания заявленных характеристик. Вообще если так посмотреть, то свойства тормозной жидкости зависят от сочетания ее компонентов. В зависимости от состава основы ТЖ подразделяется на 3 группы.
Виды тормозных жидкостей:
- Минеральные (минеральное масло LHM). Они состоят из спирта и касторового масла.
- Гликолевые. Разработанные на основе полигликолей и их эфиров.
- Силиконовые. Изготовлены на основе кремнево-органических полимерных продуктов.
В независимости от вида и состава все тормозные жидкости распределяются на две классификации.
Классификация ТЖ:
- По вязкости.
- По температуре кипения:
- для «сухой» жидкости (без воды);
- «влажной», которая содержит воду 3,5%.
Если температура кипения превысила допустимую норму, то есть риск образования паровой пробки в системе (в результате испарения влаги), что чревато поломкой и провалом педали тормоза.
Виды и типы антиблокировочных систем abs
По количеству контуров регулировки различают три типа антиблокировочных систем:
- одноканальная — при блокировании одного колеса растормаживаются все четыре;
- двухканальная — срабатывание происходит на основании данных лучшего (высокопорогового) или худшего (низкопорогового) колеса;
- четырехканальная — каждое колесо регулируется отдельно, что обеспечивает максимальную эффективность торможения.
Важно! Современные машины комплектуются четырехканальными системами.
В зависимости от расположения компонентов и особенностей обслуживания, выделяют три типа АБС:
- с компонентами (гидромодуль, клапаны, аккумулятор и насос), расположенными в едином блоке;
- с компонентами, разнесенными в виде разных узлов;
- с дополнительными системами SBC и ESP.
Несмотря на непростое устройство, замену тормозной жидкости с АБС вполне реально произвести самостоятельно.
Жидкость омывателя, тосол и остальное
Бак омывателя стёкол, объём которого в «Калине-2» равен 5 л, рекомендуется заправлять подходящей жидкостью:
Бренд | Изготовитель |
ОБЗОР-Э | ООО «АСД» (г. Тольятти) |
ОБЗОР | АООТ «Орскнефтеоргсинтез» (г. Орск) |
ИСКРА | НПП «Макромер» (г. Владимир) |
ЧИСТАЯ МИЛЯ 40 | ООО «Тосол-Синтез» (г. Дзержинск) |
Наполнителем тормозной системы может являться жидкость РОСДОТ, выпущенная ООО «ТЦ Тосол-Синтез», либо КАПРОС-ДОТ производства «Сибур-Нефтехим». Эти материалы выпускаются в городе Дзержинск. Объём заменяемой тормозной жидкости составит 0,45 л.
Новый дизайн этикеток РОСДОТ
Объём охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя равен 7,84 л. При замене рекомендуют применять следующие материалы:
Бренд | Изготовитель |
FELIX CARBOX, ТОСОЛ-ТС FELIX | ООО «Тосол-Синтез» (г. Дзержинск) |
Cool Stream Standard, G-Energy Antifreeze, Cool Stream Premium | ОАО «Техноформ» (г. Климовск) |
АНТИФРИЗ SINTEC | ЗАО «Обнинскоргсинтез» (г. Обнинск) |
Совместимыми являются те охлаждающие жидкости, цвет которых совпадает. Если это требование нарушено, доливку не производят. В то же время совместимостью могут обладать материалы, окрашенные в два следующих цвета: голубой, зелёный.
Как заменить и какую выбрать тормозную жидкость для Лада Приора
Согласно карте технического осмотра, замена тормозной жидкости на Лада Приора должна производится каждые 45 тыс км пробега или раз в 2 года. Со временем, в процесс эксплуатации жидкость теряет свои свойства, что сказывается на эффективности торможения. Отработавшая свой ресурс тормозная жидкость имеет темный оттенок, в то время как новая светлого оттенка.
Как заменить тормозную жидкость
Лучше всего это сделать на специализированных СТО. Большинство современных автомобилей имеет систему ABS, а это накладывает свой отпечаток на процедуру. Необходимо специально оборудование для прокачки системы новой жидкостью.
Если вам говорят, что можно выполнить замену тормозной жидкости без прокачки без специального оборудования, то не слушайте этих советов. Да, на некоторых колесах давление из бачка может продавить систему, но на всех так не получится. В результате, в системе останется воздух или старая жидкость. На СТО замену жидкости производят под давлением, поэтому последующая прокачка не требуется.
Сама процедура замены выглядит следующим образом. В пустой расширительный бачок систему охлаждения заливается новая жидкость, после чего на каждой магистрали происходит прокачка, во время которой новая жидкость вытесняет старую.
Объем тормозной жидкости в среднем составляет от 0,75 до 1,3 литра.
Наглядно замена тормозной жидкости без специального оборудования описана в видео ниже:
Как правильно заливать тормозную жидкость
Замена тормозного реагента на Ладе Гранта должна производиться после каждых пройденных 45 тысяч километров пробега или через 2-3 года использования. Следует сказать, что замену можно произвести и своими руками.
Нужно сразу сказать, что замена реагента производится на Гранте, который изначально устанавливается на эстакаду. Сначала нужно отвернуть пробку от горловины бачка для залива жидкости. Потом производят откачку отработавшей рабочей жидкости. Это лучше сделать при помощи шприца или резиновой груши. Только после этого неиспользованная ранее тормозная жидкость заливается в емкость.
Во время процесса залива тормозной жидкости нужно быть максимально внимательным и соблюдать особую осторожность. Если жидкость попадет на окрашенные поверхности, ее нужно будет быстро убрать, так как она может повредить лакокрасочное покрытие. Потом производится прокачка гидропривода, по которому происходит поступление тормозной жидкости.
Прокачка совершается до того момента, пока из штуцеров на всех прокачиваемых рабочих цилиндров будет выходить более светлая, чем использованная жидкость. Прокачка осуществляется при выключенном двигателе, сначала на одном контуре, а потом на другом.
Существует следующий порядок проведения замены:
- Первым прокачивается система обеспечения тормозов, расположенная справа на заднем колесе.
- Затем происходит очищение от отработанного реагента механизма левого переднего колеса.
- Далее наступает очередь системы левого заднего колеса.
- Заканчивается прокачка механизмом правого переднего колеса.
Прежде чем начать процесс очищения системы от старой тормозной жидкости, нужно проверить объем жидкости для осуществления тормозов, которая находится в бачке гидропривода тормозов. Если уровень жидкости недостаточный, то ее нужно долить. При прокачке тормозов понадобится еще один человек.Сначала следует освободить от мусора и загрязнений штуцер правого заднего колеса. Для очищения сначала откручивают находящийся на штуцере колпачок. Потом он оснащается шлангом, а другой конец опускается в емкость, в которой находится тормозная жидкость. В это время партнер нажимает один или два раза на педаль тормоза до конца и оставляет ее в удержанном состоянии.
Сначала следует освободить от мусора и загрязнений штуцер правого заднего колеса. Для очищения сначала откручивают находящийся на штуцере колпачок. Потом он оснащается шлангом, а другой конец опускается в емкость, в которой находится тормозная жидкость. В это время партнер нажимает один или два раза на педаль тормоза до конца и оставляет ее в удержанном состоянии.
Потом нужно отвернуть штуцер прокачки наполовину, но не полностью. В это время отработанная тормозная жидкость будет вытекать.
Помощник должен продолжать нажимать на педаль тормоза до того момента, пока жидкость не уходит. Все это нужно повторять до появления новой, чистой тормозной жидкости. Затем шланг убирается, штуцер тщательно протирается и на него возвращается защищающий его колпачок.
Далее вся процедура повторяется для освобождения от засорившейся рабочей жидкости механизма переднего колеса слева. Такая же последовательность прокачки тормозного механизма следующего контура. Единственное, нужно наблюдать за наличием жидкости в емкости.
Можно произвести замену тормозной жидкости другим, более простым методом. Для такой процедуры нахождение партнера не требуется. Однако запас тормозной жидкости должен быть не менее литра.
Замена отработанной жидкости может быть сделана только на Lada Granta, который располагается на эстакаде или имеет пространство для подхода к бачку. Тормозную жидкость вначале убирают, потом дополняют новую жидкость до максимальной отметки, и, чтобы сделать процедуру прокачки быстрее, надевают шланги на все отростки прокачиваемых цилиндров.
Свободные концы трубок находятся в подготовленных емкостях. Обычно процесс прокачки заканчивается, если вылилось 200-250 мл используемого реагента. Затем штуцеры хорошо заворачиваются, возвращаются на место защитные колпачки, и фиксируется количество тормозной жидкости в главном тормозном цилиндре. После этого автовладелец обращает внимание на уровень тормозной жидкости в бачке и понимает, сколько ТЖ нужно еще залить.
Как проверить состояние жидкости?
Диагностика ТЖ выполняется следующими способами:
- Визуальный. Открутите крышку расширительной емкости и внимательно изучите содержимое. Цвет должен соответствовать залитому типу жидкости (прозрачно-желтый либо красноватый). Если заметили мутный осадок или плавающие черные частицы, материал стоит сменить.
- С помощью специальных тестовых полосок.
- Электронным прибором – тестером. Рядовому автолюбителю покупать подобный аппарат нецелесообразно, такая проверка делается мастерами сервисных станций техобслуживания.
Лакмусовые тестовые полоски типа BG9100 продаются в свободном доступе и позволяют оценить возраст и степень загрязнения рабочей среды по содержанию мельчайших частиц меди, проникающих в ТЖ от контакта с деталями системы. Диагностика производится согласно инструкции:
- Выньте индикаторную полоску из упаковки, отвинтите и снимите крышку расширительного бачка.
- Погрузите лакмус в емкость и прикройте пробку.
- Спустя 30–60 секунд достаньте полоску и сравните с образцами, нарисованными на упаковке. Прочитав описание к цветному маркеру, легко разобраться, когда пора менять тормозную жидкость.
Обратите внимание! Индикаторные полоски не дают представления о степени увлажнения ТЖ. О превышении нормы можно догадаться по образованию воздушных пузырьков внутри рабочей среды при отсутствии неисправностей и утечек. Воздух хорошо заметен в процессе прокачки контуров с помощью прозрачной пластиковой трубки.
Какая и сколько тормозной жидкости в некоторых автомобилях
Таблица объема тормозной жидкости нужной для замены | ||
Марка автомобиля | Класс DOT | Необходимое количество ТЖ, л |
Форд Фокус 2 | DOT4 | 1 |
Форд фокус 3 | DOT4 | 1 |
Форд Куга | DOT4 | 1 |
Шевроле Нива | DOT4 | 1 |
Шевроле Круз | DOT4 | 1 |
Шевроле Лачетти | DOT 4 | 0,5 а с ABS и ESP 1,0 |
Киа Сид | DOT4 | 1 |
Киа Рио 3 | DOT4 | 1 |
Киа Рио 2 | DOT 4 | с ABS — 1-1,5 л без – 1 л |
Киа Соренто | DOT 5.1 | 1 |
Киа Спектра | DOT3, DOT4 | 1 |
Рено Логан | DOT 4 | с ABS – 1-1,5 л без – 0,7 л |
Рено Дастер | DOT4 | 1 |
Рено Флюенс | DOT4 | 0,5-1 |
Рено Сандеро | DOT4 | 1 |
Рено Меган 2 | DOT4 | 1 |
ВАЗ 2107, 2109 | DOT 3 | 0,55 |
ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 | DOT 4 | 1 |
ВАЗ 2108, 2110, 2112 | DOT 4 | 1 |
Лада Калина | DOT 4 | 1 |
Лада Приора (ВАЗ 2170) | DOT 4 | 1 |
Лада Гранта | DOT 4 | 1 |
Лада Ларгус | DOT 4 | 1 |
Daewoo Matiz | DOT 4 | 1 |
Митсубиси Паджеро 4 | DOT 4 | 1 |
Mitsubishi Lancer IX | DOT 3, DOT 4 | 1 |
Митсубиси Лансер 10 | DOT 4 | 1 |
Mazda Demio | DOT 3, DOT 4 | 1 |
Мазда 3 | DOT 5.1 | 1 |
Мазда сх 5 | DOT 4 | 1 |
Skoda Superb II | с ABS DOT 4 | 1 |
SKODA Octavia А5 | DOT 4 | 1 |
Тойота RAV4 | DOT 3, DOT 4 | 0,5 |
Тойота Королла | DOT 4 | 1 |
Тойота Прадо 150 | DOT 4, DOT 5.1 | 1,5-1,6 |
Фольксваген Поло седан | DOT 4 | 1 |
Дэу Нексия | DOT 4, DOT 5.1 | 1 |
Хендай Солярис | DOT 4 | 1 |
Хендай Акцент | DOT 5.1 | 1-1,5 |
Volvo XC70 | DOT 4 | 1 |
Ниссан Тиида | DOT 4 | 1 |
Ниссан Кашкай | DOT 4 | 1 |
Ниссан Х Трейл | DOT 3, DOT 4 | 1 |
Какую тормозную жидкость лучше выбрать?
Мы рекомендуем выбирать класс жидкости, который рекомендует АВТОВАЗ, то есть DOT-4. Чтобы определится с брендом или производителем, можно опираться на отзывы владельцев автомобилей ВАЗ. Согласно опросу около 66% автолюбителей покупают тормозную жидкость г. Дзержинск. И не зря, ведь в тестах журнала « ЗаРулем » он находится на хороших позициях:
- SINTEC EURO DOT-6 (класс 6)
- ROSDOT 6 DOT 4 (класс 6)
- SINTEC SUPER DOT 4
- Лукойл DOT 4
- Hi-Gear DOT 4
- ROSDOT 4
- Sibiria Супер DOT 4
- Роса 4
- Felix DOT 4
- VITEX DOT 4
- RSQ PROFESSIONAL EURO DOT 4
- ХИМЛЮКС DOT 4
- UNIX DOT 4
- ПРОМПЭК DOT 4
Результаты испытаний тормозных жидкостей DOT-4
. Все тормозные жидкости одного и того же класса совместимы между собой. А отличаются ли они друг от друга? Ответ на этот вопрос дают эксперты «За рулем».
Температура кипения «сухой» жидкости* | Приведенная низкотемпературная вязкость** | Приведенная стоимость единицы продукции | Итоговый балл | |||
°С | Балл | с | Балл | Балл | ||
Лукойл DOT 4 | 252 | 2,0 | 14 | 4,7 | 5 | 3,9 |
Castrol DOT 4 | 257 | 2,8 | 15 | 4,4 | 2,8 | 3,3 |
Felix DOT 4 | 245 | 1 | 18 | 3,5 | 4,9 | 3,1 |
Liqui Moly | 272 | 5 | 16 | 4,1 | 2,2 | 3,8 |
Luxe DOT-4 | 245 | 1 | 23 | 1,9 | 4,8 | 2,6 |
Mobil DOT 4 | 268 | 4,4 | 18 | 3,5 | 3,3 | 3,7 |
Motul DOT 3&4 | 270 | 4,7 | 16 | 4,1 | 2,2 | 3,7 |
Ravenol DOT 4 | 252 | 2,0 | 13 | 5 | 1 | 2,7 |
Rosdot DOT 4 | 246 | 1,1 | 21 | 2,5 | 4,7 | 2,8 |
Zalmer DOT4 | 245 | 1 | 26 | 1 | 4,7 | 2,2 |
Какую тормозную жидкость необходимо использовать на ладе гранта
Для того чтобы заменить отработанную жидкость на новую, рекомендуется приобрести «РОСДОТ», произведенный в городе Дзержинске, или «КАПРОС-ДОТ». Объем реагента для замены должен быть не менее 450-550 миллилитров. По отзывам потребителей, большая их часть предпочитает для проведения замены использовать тормозной реагент фирмы РОСДОТ.
Были проведены исследования состава рабочих жидкостей DOT-4. Все они могут быть совмещены друг с другом. Правда, есть небольшие отличия веществ друг от друга.
Современные классы тормозной жидкости имеют различия друг от друга по назначению:
Рабочие реагенты, которые перечислены выше, не рекомендуется смешивать. Единственное исключение – хорошее смешивание возможно, если цветовая гамма применяемых реагентов особо не отличается друг от друга. Если Гранта с АБС, то установленный на ней бортовой компьютер управляет всеми действиями антиблокиратора.
Иначе говоря, АБС встраивается в систему торможения Лады Гранта. При наличии такой системы, компьютер регулирует открытие и закрытие клапанов, давление, организуется рывок для прокачки.
Можно ли смешивать dot-3, dot-4, dot-5 или dot-5.1
Отличия классов тормозной жидкости:
- DOT 3 (гликолевая основа)– для относительно тихоходных автомобилей с барабанными тормозами или дисковыми передними тормозами;
- DOT 4 (гликолевая основа)– на современных быстроходных автомобилях с преимущественно дисковыми тормозами на всех колесах;
- DOT 5.1 (гликолевая основа) — на дорожных спортивных автомобилях, где тепловые нагрузки на тормоза значительно выше.
- DOT 5 (силиконовая) на обычных транспортных средствах практически не применяются.
Тормозные жидкости DOT 3, 4, 5.1 (цвет от светло-желтого до светло-коричневого) взаимозаменяемы, но смешивать их не рекомендуется (лучше выполнить полную замену), свойства могут ухудшаться. DOT-5 (темно-красный) смешивать нельзя, он смешивается только сам с собой. Другими словами, тормозные жидкости можно смешивать только по цветам.
Моторное масло
Проверять уровень масла в двигателе надо не реже одного раза в месяц. Для проверки вам понадобится тряпка без ворса.
ВАЖНО: Масло проверяют ТОЛЬКО на холодном, неработающем двигателе. Машина должна стоять на горизонтальной поверхности. Проверяйте уровень масла перед тем, как завести мотор.
Для проверки уровня масла в двигателе, вам надо найти масляный щуп. Он находится перед двигателем.
Выньте щуп и вытрите его тряпкой. Чистый щуп вставьте обратно до упора и выньте снова. Посмотрите на конец щупа. Уровень масла должен находиться между отметками MAX и MIN на щупе. Если уровень масла находится в нужных пределах, значит всё в порядке. Верните щуп на место до упора и закрывайте капот
Если уровень масла на отметке MIN или ниже, то его надо долить. С таким уровнем масла ездить опасно. Это приведет к преждевременному износу двигателя.
Чтобы долить масло в двигатель вам надо открыть крышку маслозаливной горловины. И долить масло.
Доливать масло надо при холодном двигателе. Не открывайте крышку, когда двигатель горячий. Вы можете получить ожог и залить маслом подкапотное пространство.
Доливать масло надо постепенно, небольшими порциями, чтобы контролировать его уровень в двигателе. Если уровень масла был на минимуме, то потребуется около одного литра масла. После того, как вы дольете масло, надо будет ещё раз проверить его уровень масляным щупом.
Важно не допускать превышения максимальной отметки. Это может привести к поломке каталитического нейтрализатора отработавших газов. Доливать надо то же самое масло, которое уже залито в двигателе. Сфотографируйте или сохраните этикетку от канистры, чтобы каждый раз не вспоминать какое масло надо покупать.
Меняют масло в двигателе раз в год или каждые 15 000 километров пробега. Зависит от того, что наступает быстрее. Обычно масло меняют вместе с проведением ежегодного ТО.
Для замены масла приезжайте к нам. Наши мастера промоют двигатель, поменяют масло и проведут ТО за один визит.
Отличия тормозов с abs
Основная сложность заключается в незнании нюансов работы и основных отличий от такой же процедуры на обычных тормозах.
На разных моделях автомобилей устанавливается свои типы АБС, устройство которых между собой отличается. Это приводит к тому, что для каждой марки машины есть свои нюансы проведения процедуры прокачки системы.
Прокачка тормозов с АБС имеет три основных отличия от обычных:
- трубопроводная система при наличии АБС находится под усиленным давлением;
- во время процедуры потребуется постоянный контроль уровня тормозной жидкости;
- насос работает не более 10 минут.
Если не контролировать уровень тормозной жидкости в системе, он достигнет критического минимума, и насос привода начнет качать воздух.
Это приведет к быстрой поломке устройства.
Если насос работает дольше установленных 10 минут, отключают зажигание и позволяют агрегату охладиться в течение 10-15 минут.
Понятие об услуге
Под заменой ТЖ понимают удаление старого средства из бака и заливка нового. Производители предупреждают, что для исправного функционирования автомобиля менять ТЖ необходимо каждые 40000 км пробега или каждые два года (при условии, что машина регулярно эксплуатируется).
Внеплановая смена жидкости проводится после работ, связанных с ремонтом, установкой определенных деталей системы торможения. Выполняется процедура в сервисных автоцентрах. Специалисты не рекомендуют смешивать разные марки тормозных средств. Поэтому перед заливкой бак полностью очищается.
Проводится работа по такому алгоритму:
- Слив загрязненного средства.
- Прочистка бака.
- Заливка новой жидкости.
- Прокачка системы торможения (при необходимости).
- Очистка поверхностей от средства, которое пролилось при заполнении бака.
- Проверка на герметичность, наличие течи.
- Осмотр колодок, шлангов, дисков.
- Проверка работоспособности машины.
Последовательность действий при самостоятельной замене жидкости
Необходимые инструменты, материалы:
- ключ на «10», «14», баллонный на «17»;
- ветошь;
- дополнительное освещение;
- ДОТ для заливки;
- новые тормозные колодки по мере необходимости.
Алгоритм действий:
- Вывешиваем машину электрическим подъемником.
- Открываем капот.
- Выкручиваем крышку расширительного бачка тормозной жидкости.
- Снимаем колесо.
- В салоне напарник прокачивает педаль тормоза, фиксирует ее в нижнем положении. Ожидает команды.
- С тыльной стороны тормозного суппорта очищаем поверхность, удаляем грязь, протираем насухо.
- Ключом на «10» отвинчиваем тавотницу, стравливаем воздух вместе с жидкостью.
- Закручиваем, подаем команду напарнику на повторение процедуры прокачки.
- Повторяем вновь шаг.
- Восполняем недостающее количество ДОТ в расширительном бачке.
После завершения прокачки одного колеса немедленно приступаем к следующему по схеме:
- Переднее левое – заднее правое;
- Переднее правое – заднее левое.
Обозначенный выше алгоритм не позволяет в полном объеме заменить ДОТ в контурах. Конструкция автомобиля такова, что без капитального демонтажа «промыть» систему невозможно.
Многие мотористы СТО используют канал в гидроприводе для замены тормозной жидкости:
- С фронтальной части мотора находим штуцер гидропривода.
- Снимаем с него пластиковый колпачок.
- Надеваем шланг, один конец которого опускаем в емкость с жидкостью.
- Утапливаем скобу.
- Выдвигаем пластиковую трубку.
- Разгерметизировали систему, ДОТ под воздействием давления вытекает из шланга.
- Как только уровень в расширительном бачке опускается ниже минимального, восполняем недостающее количество.
- Повторяем процедуру очищения до тех пор, пока цвет ДОТ не станет прозрачным.
Объем ДОТ, который заливается в Лада Веста – 1,5 литра.
Резюме
Самостоятельно произвести замену жидкости можно лишь на автомобилях с объединенным в один блок гидроаккумулятором и клапанами. Перечень необходимого оборудования:
- шприц с удлинительной трубкой или груша;
- прозрачная тара;
- прозрачная трубочка длиной 20-30 см;
- рожковые ключи на «8» или «10».
Кратко о процедуре замены тормозной жидкости в авто с АБС собственными силами:
- заменить состав в бачке новой;
- прокачать левый и правый передние тормозные цилиндры;
- прокачать задний правый цилиндр при нажатой педали тормоза и включенном насосе;
- прокачать задний левый цилиндр при отпущенной педали тормоза и включенном гидронасосе;
- проверить систему на герметичность.
При наличии сливного штуцера на модуле ABS, следует классическим методом по оговоренной заводом схеме прокачать все 4 тормозных цилиндра, а затем «прогнать» установку ABS подведенным извне избыточным давлением.
Исправность и надежность работы тормозов во многом зависит от состояния жидкости в контурах системы. Упомянутый расходный материал далеко не вечен и в процессе эксплуатации машины теряет рабочие свойства. Замена тормозной жидкости своими руками – вполне обыденная операция для опытных автолюбителей, предпочитающих лично обслуживать транспортное средство и таким образом экономить на услугах автосервисов. Процедура действительно несложная и доступная каждому владельцу бюджетного автомобиля.
Снимок1
Ключом «на 8» отворачиваем штуцер прокачки на 1/2–3/4 оборота.
Ключом «на 8» отворачиваем штуцер прокачки на 1/2–3/4 оборота.
При этом из шланга будет вытекать жидкость, а педаль тормоза следует дожимать до упора.
Как только жидкость перестанет вытекать из шланга, заворачиваем штуцер, и только после этого помощник может отпустить педаль.
Повторяем эту операцию до тех пор, пока из штуцера не пойдет новая тормозная жидкость (более светлая, чем старая).
Снимаем шланг, насухо вытираем штуцер прокачки и надеваем на него защитный колпачок.
Снимаем защитный колпачок со штуцера прокачки тормозного механизма левого переднего колеса.
Надеваем на штуцер шланг, а свободный его конец погружаем в емкость, частично заполненную рабочей жидкостью.
Характеристики и свойства тормозной жидкости
Чтобы тормозная система работала исправно, тормозная жидкость должна иметь определенные характеристики и отвечать стандартам качества.
Температура кипения. Новая тормозная жидкость не содержит влагу, поэтому ее точка кипения находится в допустимых пределах. Но со временем, влага из окружающего воздуха попадает в жидкость, обычно это 1-2% в год от всего объема, но характеристики тормозной жидкости начинают меняться.
Во время торможения рабочая жидкость нагревается до очень высоких температур из-за трения. В эти момент очень важно, чтобы тормозная жидкость не закипела, так как в этом случае происходит испарение влаги из жидкости в виде пара. А пар опасен тем, что он легко сжимаем и при следующем торможении давление на тормоза будет меньше, так как часть объема отнимет сжимаемый пар.
Температура кипения тормозной жидкости напрямую зависит от количества воды в ней. Чем больше воды, тем ниже точка кипения и тем больше шанс «потерять» тормоза.
Гигроскопичность. Некоторые марки «тормозухи» имеют минимальную гигроскопичность (влагопоглощение), например, DOT 5 и могут на протяжении всего срока службы сохранять необходимые характеристики. А вот самые распространенные марки DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 постепенно теряют свои свойства из-за все большего количества влаги в них.
Вязкость. От этой характеристики будет зависеть то, как тормозная жидкость будет прокачиваться по всей системе. А она должна прокачиваться хорошо и при -30 градусах Цельсия и при 200 градусах, во время торможения.
Если жидкость замерзает полностью или местами, то это блокирует работу тормозов. Слишком густая жидкость будет с трудом прокачиваться по всей системе, что приведет или к плохому торможению или разному усилию на разных колесах. А слишком жидкая приведет к появлению течей.
Защита от коррозии. Сама тормозная жидкость выступает защитой от коррозии внутри тормозной системы. При этом защита должна обеспечиваться даже при небольших количествах влаги внутри системы.
Защита от коррозии обеспечивается за счет специальных присадок. Они обеспечивают также защиту уплотнительных элементов.
Сжимаемость. В идеале тормозная жидкость не должна сжимать совсем, но определенные допуски по этой характеристике есть. Главное, чтобы жидкость одинаково хорошо работала при разных температурных условиях.
«Сухая» температура кипения, °C | «Влажная» температура кипения (воды 3,5%), °C | Вязкость, мм2/с | Основные компоненты | |
DOT 2 | 190 | 140 | — | Касторовое масло/алкоголь |
DOT 3 | 205 | 140 | 1500 | Гликоль |
DOT 4 | 230 | 155 | 1800 | Гликоль/Борная кислота |
LHM | 249 | 249 | 1200 | Минеральное масло |
DOT 5 | 260 | 180 | 900 | Силикон |
DOT 5.1 | 260 | 180 | 900 | Гликоль/Борная кислота |