➤ Замена датчика кислорода на Лада Гранте — советы от мастеров

➤ Замена датчика кислорода на Лада Гранте - советы от мастеров Гранта

Система управления двигателем. описание конструкции

Элементы электронной системы управления двигателем:1* – контроллер; 2* – датчик положения коленчатого вала; 3* – управляющий датчик концентрации кислорода; 4* – колодка диагностики; 5* – диагностический датчик концентрации кислорода;

6 – блок управления дроссельного узла; 7* – датчик скорости автомобиля; 8* – клапан продувки адсорбера; 9* – модуль педали «газа»; 10* – выключатель сигналов торможения; 11* – датчик положения педали сцепления; 12 – аккумуляторная батарея;

Схема электронной системы управления двигателем:1 – аккумуляторная батарея; 2 – выключатель зажигания; 3 – главное реле; 4 – контроллер; 5 – колодка диагностики; 6 – комбинация приборов; 7 – датчик массового расхода воздуха;

8 – клапан продувки адсорбера; 9 – модуль педали «газа»; 10 – свечи зажигания; 11 – датчик детонации; 12 – катушка зажигания; 13 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 14 – топливная рампа с форсунками; 15 – блок управления дроссельного узла;

16 – управляющий датчик концентрации кислорода; 17 – датчик скорости автомобиля; 18 – диагностический датчик концентрации кислорода; 19 – датчик положения коленчатого вала; 20 – реле вентилятора системы охлаждения; 21 – вентилятор системы охлаждения;

Про Гранту:  Подиумы для колонок лада грант в Москве....подробнее "

Расположение элементов ЭСУД в салоне автомобиля (для наглядности показано при снятой панели приборов):1 – датчик положения педали сцепления;2 – выключатель сигналов торможения;3 – модуль педали «газа»;4 – контроллер

Электронная система управления двигателем (ЭСУД) состоит из электронного блока управления (контроллера), датчиков параметров работы двигателя и автомобиля, а также исполнительных устройств.

Контроллер представляет собой мини-компьютер специального назначения. В его состав входят: оперативное запоминающее устройство (ОЗУ) и программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ). ОЗУ используется микропроцессором для временного хранения текущей информации о работе двигателя (измеряемых параметров) и расчетных данных.

Из ОЗУ контроллер берет исходные данные для обработки. В ОЗУ записываются также коды возникающих неисправностей. Эта память энергозависима, т. е. при прекращении электрического питания (отключении аккумуляторной батареи или отсоединении от контроллера колодок жгута проводов) ее содержимое стирается.

ППЗУ хранит программу управления двигателем, которая содержит последовательность рабочих команд (алгоритмов) и калибровочных данных – настроек. ППЗУ энергонезависимо, т. е. содержимое памяти не изменяется при отключении питания. Контроллер получает информацию от датчиков системы и управляет исполнительными устройствами, такими как топливный насос и форсунки, катушка зажигания, дроссельная заслонка, нагревательные элементы клапан продувки адсорбера и вентилятор системы охлаждения.

Контроллер закреплен в салоне автомобиля ниже вещевого ящика под напольным покрытием. Кроме подвода напряжения питания к датчикам и управления исполнительными устройствами контроллер выполняет диагностические функции системы управления (бортовая система диагностики) – определяет наличие неисправностей элементов в системе, включает сигнализатор неисправности в комбинации приборов и сохраняет в своей памяти коды неисправностей.

При обнаружении неисправности, во избежание негативных последствий (прогорание поршней из-за детонации, повреждение каталитического нейтрализатора в случае возникновения пропусков воспламенения топливовоздушной смеси, превышение предельных значений по токсичности отработавших газов и пр.), контроллер переводит систему на аварийные режимы работы.

Сигнализатор неисправности системы управления в комбинации приборов

Сигнализатор неисправности системы управления двигателем расположен в комбинации приборов. Если система исправна, то при включении зажигания сигнализатор должен загореться – таким образом, ЭСУД проверяет исправность сигнализатора и цепи управления. После пуска двигателя сигнализатор должен погаснуть, если в памяти контроллера отсутствуют условия для его включения.

Включение сигнализатора при работе двигателя информирует водителя о том, что бортовая система диагностики обнаружила неисправность, и дальнейшее движение автомобиля происходит в аварийном режиме. Запрещается эксплуатация автомобиля с постоянно горящим или мигающим сигнализатором в комбинации приборов.

В этом случае допускается самостоятельное движение автомобиля (при этом могут ухудшиться некоторые параметры работы двигателя – мощность, приемистость, экономичность) до СТО для устранения неисправности. После устранения неисправности сигнализатор будет выключен контроллером через определенное время задержки, в течение которого неисправность не проявляется и при условии, что в памяти контроллера отсутствуют другие коды неисправностей, требующие включение сигнализатора.

Расположение колодки диагностики в салоне автомобиля

Колодка диагностики (диагностический разъем) расположена в салоне автомобиля под консолью панели приборов справа. При удалении кодов неисправностей из памяти контроллера с помощью диагностического прибора или посредством отключения аккумуляторной батареи (не менее, чем на 10 с) сигнализатор неисправности в комбинации приборов гаснет.

Датчики системы управления выдают ЭБУ информацию о параметрах работы двигателя и автомобиля, на основании которых он рассчитывает момент, длительность и порядок открытия топливных форсунок, момент и порядок искрообразования, угол открытия дроссельной заслонки.

Датчик положения коленчатого вала

Датчик положения коленчатого вала установлен в отверстии прилива крышки масляного насоса. Датчик выдает блоку управления информацию о частоте вращения и угловом положении коленчатого вала. Датчик – индуктивного типа реагирует на прохождение вблизи своего сердечника зубьев задающего диска, объединенного со шкивом привода генератора.

Зубья расположены на диске с интервалом 6°. Для определения положения коленчатого вала два зуба из 60 срезаны, образуя широкий паз. При прохождении этого паза мимо датчика в нем генерируется так называемый «опорный» импульс синхронизации. При вращении задающего диска изменяется магнитный поток в магнитопроводе датчика – в его обмотке наводятся импульсы напряжения переменного тока.

По количеству и частоте этих импульсов ЭБУ рассчитывает фазу и длительность импульсов управления форсунками и катушкой зажигания. При отсутствии сигнала с датчика положения коленчатого вала топливо не подается в цилиндры двигателя и искрообразование на свечах отсутствует.

Датчик положения коленчатого вала с задающим диском на шкиве привода генератора (для наглядности показано на демонтированных деталях)

Модуль педали «газа»

Для регулирования мощности двигателя на автомобиле используется электронный привод дроссельной заслонки. Водитель, в соответствии со своими намерениями по изменению мощности двигателя, нажимает на педаль «газа». Положение педали отслеживается с помощью двух датчиков угловых перемещений (расположенных в модуле педали «газа»), которые передают сигналы контроллеру.

Из контроллера соответствующие сигналы поступают на блок управления дроссельного узла, который изменяет положение заслонки. Дополнительно из контроллера поступают команды по изменению момента зажигания, момента и продолжительности впрыска топлива.

При таком методе управления дроссельной заслонкой (для обеспечения безопасности движения и снижения расхода топлива) контроллер может регулировать положение заслонки без изменения водителем положения педали «газа». В модуле педали «газа» для обеспечения большей надежности применяются два датчика положения педали.

Оба датчика представляют собой потенциометры со скользящим контактом, укрепленным на общем валу. При каждом изменении положения педали изменяется сопротивление датчиков и, соответственно, напряжение, которое передается контроллеру. При отсутствии сигнала одного из датчиков модуля педали «газа» работа двигателя в первоначальный момент возможна только на режиме холостого хода.

При отсутствии сигналов с обоих датчиков положения педали «газа» двигатель может работать только на повышенных оборотах холостого хода и не реагирует на педаль «газа» – возможно лишь самостоятельное движение к месту ремонта на 1–2 передаче.

Дроссельный узел:1 – крышка редуктора;2 – корпус;3 – дроссельная заслонка;4 – блок управления

Блок управления дроссельного узла, состоящий из электродвигателя постоянного тока с редуктором и двух датчиков положения заслонки, прикреплен к корпусу дроссельного узла. Открытие и закрытие заслонки на требуемый угол осуществляется электродвигателем (через редуктор) блока управления дроссельного узла по сигналам контроллера.

При обесточивании электродвигателя заслонка автоматически (посредством пружины) перемещается в аварийное (немного приоткрытое) положение. Два датчика углового положения дроссельной заслонки предназначены для обратной связи с контроллером. Оба датчика представляют собой потенциометры со скользящим контактом.

Скользящий контакт каждого датчика закреплен на ведомой шестерне редуктора, которая сидит на валике дроссельной заслонки. Контакты касаются дорожек потенциометров в крышке блока управления. При изменении положения дроссельной заслонки изменяются сопротивления дорожек потенциометров и, тем самым, – напряжения сигналов, которые передаются контроллеру.

Из-за того, что графики обоих потенциометров направлены навстречу друг другу, контроллер может отличать датчики один от другого и осуществлять проверочные функции. Если контроллер получает от одного из датчиков положения дроссельной заслонки неразличимый сигнал или вообще не получает никакого сигнала, то для контроля другого датчика используется сигнал нагрузки.

При этом автомобиль нормально реагирует на изменение положения педали «газа». Если контроллер получает от обоих угловых датчиков неразличимые сигналы или вообще не получает сигналов, то загорается сигнализатор неисправности системы в комбинации приборов. При этом двигатель может работать только с повышенной частотой холостого хода и не реагирует на педаль «газа».

При обесточивании электродвигателя блока управления дроссельного узла или выходе из строя обоих датчиков положения заслонки двигатель может работать только на повышенных оборотах холостого хода и не реагирует на педаль «газа» – возможно лишь самостоятельное движение к месту ремонта на 1–2 передаче.

Датчик температуры охлаждающей жидкости

Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в крышке термостата. Стержень датчика омывается охлаждающей жидкостью, выходящей из рубашки охлаждения головки блока цилиндров. Датчик представляет собой терморезистор с отрицательным температурным коэффициентом, т. е. его сопротивление уменьшается при повышении температуры.

Контроллер подает на датчик стабилизированное напряжение и по падению напряжения на датчике рассчитывает температуру охлаждающей жидкости, значения которой используются для корректировки подачи топлива и угла опережения зажигания. При возникновении неисправностей цепей датчика загорается сигнализатор неисправности системы управления двигателем в комбинации приборов, контроллер включает вентилятор системы охлаждения на постоянный режим работы и рассчитывает значение температуры по обходному алгоритму.

Датчик массового расхода воздуха

Датчик массового расхода воздуха термоанемометрического типа установлен в корпусе, расположенном между воздушным фильтром и шлангом подвода воздуха к дроссельному узлу. Контроллер использует информацию от датчика массового расхода воздуха для определения длительности импульса открытия форсунок.

В датчике используются три чувствительных элемента. Один элемент определяет температуру воздуха, а два других, соединенных параллельно, нагреваются до определенной температуры, превышающей температуру воздуха. Проходящий через датчик воздух охлаждает нагреваемые элементы.

Чем выше скорость потока воздуха, тем интенсивнее охлаждение. Электронная схема датчика определяет расход воздуха путем измерения электрической мощности, необходимой для поддержания заданной температуры нагреваемых элементов. Информацию о расходе воздуха датчик выдает в виде цифрового сигнала.

При выходе из строя датчика или его цепей загорается сигнализатор неисправности системы управления двигателем в комбинации приборов, и контроллер рассчитывает значение массового расхода воздуха по частоте вращения коленчатого вала и положению дроссельной заслонки.

Датчик детонации закреплен на передней стенке блока цилиндров между 2‑м и 3‑м цилиндрами. Датчик реагирует на высокочастотные колебания блока цилиндров, возникающие при детонационном сгорании топлива. Пьезокерамический чувствительный элемент датчика детонации генерирует сигнал переменного напряжения, амплитуда и частота которого соответствуют параметрам вибраций стенки блока цилиндров.

При возникновении детонации амплитуда вибраций определенной частоты возрастает. При этом для подавления детонации контроллер корректирует угол опережения зажигания в сторону более позднего. В системе управления применяются два датчика концентрации кислорода – управляющий и диагностический.

Датчик концентрации кислорода

Управляющий датчик концентрации кислорода установлен в катколлекторе до каталитического нейтрализатора отработавших газов. Датчик концентрации кислорода представляет собой гальванический источник тока, выходное напряжение которого зависит от концентрации кислорода в окружающей датчик среде.

По сигналу от датчика о наличии кислорода в отработавших газах, контроллер корректирует подачу топлива форсунками так, чтобы состав рабочей смеси был оптимальным для эффективной работы каталитического нейтрализатора отработавших газов. Кислород, содержащийся в отработавших газах, после вступления в химическую реакцию с электродами датчика, создает разность потенциалов на выходе датчика, изменяющуюся приблизительно от 50 до 900 мВ.

Низкий уровень сигнала соответствует бедной смеси (наличие кислорода), а высокий уровень – богатой (кислород отсутствует). Когда датчик находится в холодном состоянии, выходной сигнал датчика отсутствует, т. к. его внутреннее сопротивление в этом состоянии очень высокое – несколько МОм (система управления двигателем работает по разомкнутому контуру).

Для нормальной работы датчик концентрации кислорода должен иметь температуру не ниже 300 °C, поэтому для быстрого прогрева после запуска двигателя в датчик встроен нагревательный элемент, которым управляет контроллер. По мере прогрева сопротивление датчика падает, и он начинает генерировать выходной сигнал.

Контроллер постоянно выдает в цепь датчика стабилизированное опорное напряжение 450 мВ. Пока датчик концентрации кислорода не прогреется, его выходное напряжение находится в диапазоне от 300 до 600 мВ. При этом контроллер управляет системой впрыска, не учитывая напряжение на датчике.

По мере прогрева датчика концентрации кислорода его внутреннее сопротивление уменьшается, и он начинает изменять выходное напряжение, выходящее за пределы указанного диапазона. Тогда контроллер отключает нагрев датчика и начинает учитывать сигнал датчика концентрации кислорода для управления топливоподачей в режиме замкнутого контура.

Датчик концентрации кислорода может быть отравлен в результате применения этилированного бензина или использования при сборке двигателя герметиков, содержащих в большом количестве силикон (соединения кремния) с высокой летучестью. Испарения силикона могут попасть через систему вентиляции картера в камеру сгорания, а оттуда – в катколлектор.

В случае выхода из строя датчика концентрации кислорода или его цепей контроллер включает сигнализатор неисправности, заносит в свою память соответствующий код неисправности и управляет топливоподачей по разомкнутому контуру. Диагностический датчик концентрации кислорода установлен в катколлекторе после каталитического нейтрализатора отработавших газов.

Принцип работы диагностического датчика такой же, как и у управляющего датчика концентрации кислорода. Главной функцией датчика является оценка эффективности работы каталитического нейтрализатора отработавших газов и осуществление второго, более точного контроля обогащения топливовоздушной смеси.

Сигнал, генерируемый датчиком, указывает на наличие кислорода в отработавших газах после каталитического нейтрализатора. Если каталитический нейтрализатор работает нормально, показания диагностического датчика будут значительно отличаться от показаний управляющего датчика концентрации кислорода.

Датчик скорости автомобиля

Датчик скорости автомобиля установлен сверху на картере сцепления, над корпусом внутреннего шарнира привода правого переднего колеса. Принцип его действия основан на эффекте Холла. Задающий диск датчика (установлен на коробке дифференциала и прижат внутренним кольцом правого подшипника дифференциала) вращается с частотой вращения передних колес автомобиля.

Датчик выдает на контроллер прямоугольные импульсы напряжения (нижний уровень – не более 1,0 В, верхний – около 5,0 В) с частотой, пропорциональной скорости вращения ведущих колес. Количество импульсов датчика пропорционально пути, пройденному автомобилем.

Датчик положения педали сцепления

Наряду с вышеперечисленными датчиками, для поддержания оптимальных режимов работы двигателя при разных условиях эксплуатации контроллер использует также сигналы от датчика положения педали сцепления и выключателя сигналов торможения.

Выключатель сигналов торможения

По сигналам датчика положения педали сцепления и выключателя сигналов торможения контроллер различает нажатое и не нажатое положения педалей. При нажатой педали сцепления контроллер отключает регулирование нагрузки двигателя.

Расположение датчика положения педали сцепления 1 и выключателя сигналов торможения 2 (для наглядности показано на демонтированном педальном узле)

Система зажигания состоит из катушки зажигания, высоковольтных проводов и свечей зажигания. В эксплуатации система не требует обслуживания и регулировки, за исключением замены свечей. Четырехвыводная катушка зажигания представляет собой блок из двух катушек.

Управление током в первичных обмотках катушки зажигания осуществляется контроллером в зависимости от режима работы двигателя. К выводам вторичных (высоковольтных) обмоток катушки подключены свечные провода: к одной обмотке – 1‑го и 4‑го цилиндров, к другой – 2‑го и 3‑го.

Свечи зажигания А17 ДВРМ, А15ДВРМ или их импортные аналоги, с помехоподавительным резистором сопротивлением 4–10 кОм и центральным электродом с медным сердечником. Зазор между электродами свечи – 1,0–1,1 мм. Размер шестигранника под ключ – 21 мм.

Адреса фирм, предоставляющие услуги по замене и установке датчиков кислорода (регион москва, спб, киев)

НазваниеАдрес
1.Автосервис «Ваш глушитель»г. Москва, пос. Рублево, пересечение улиц Василия Ботылева и Новолучановской, ГСПК Ренни (ЗАО, район Кунцево, м. Крылатское, м. Строгино). Телефон: 8-926-601-90-85
2.Специализированный АвтотехцентрМосква, ул. Чермянская, д. 6, стр. 1 Телефон 8 (495) 730-50-70, 8 (495) 730-50-34
3.Автосервис «МР АВТО»Санкт-Петербург, Мебельный проезд 2д, Телефон 7 (812) 770-18-74
4.«Мир Глушителей»ОСНОВНОЙ ФИЛИАЛ НА БЛЮХЕРА пр. М. Блюхера д.1 к.1, телефон: 7 812 982-58-43

ФИЛИАЛ В ОЗЕРКАХ: пр. Энгельса д. 107, телефон: 7 812 955-60-53

5.«Мастер Сервис»г. Киев, ул. Изюмская, 5
6.«СТО АВТОХОРС»ул. Набережно-Крещатицкая 4а, Киев

Диагностика и проверка исправности датчиков кислорода на ладе гранте

В автосервисе диагностику проводят при помощи цифровых сканеров, что позволяет считывать большое количество данных для интерпретации. В «домашних условиях» мотористы практикуют мультиметр.

Итак, работа ДК построена по следующему принципу: от электронного блока управления (ЭБУ) поступает входное напряжение 0.45В на лямбда – зонд. Указанного напряжения достаточно для корректной работы. В случае неисправности датчика, входное напряжение будет отлично от заданного стандарта.

Активируем мультиметр, выставляем необходимое напряжение, проверяем показания на выходном разъеме.

Также осматриваем нагреватель датчика кислорода, он находится по центру детали. На его поверхности должны отсутствовать какие-либо повреждения.

Иногда владельцы вместо вышеуказанных лямбда-зондов устанавливают обманки датчика кислорода. На территории РФ это не запрещено, но при пересечении границы с ЕС водитель будет оштрафован за несанкционированное вмешательство в работу выхлопной системы.

Водителю на заметку! Не всегда мастера практикуют замену лямбда-зонда новым. При несоответствии напряжения на выходе подпаивают резистор. Он подтягивает недостающее напряжение к массе, выравнивает опорное напряжение.

При большом количестве кислорода в выхлопной системе показатель сопротивления тяготит к 0.1 В. Когда обнаружен недостаток кислорода, то стрелка указываетна 0.8 В.

  • Бедная смесь: увеличиваем подачу горючего для проверки корректности работы датчика. Пережимаем шланг обратного слива. Если ошибка повторяется, значит, неисправен ДК, он подлежит замене новым.
  • Обогащенная смесь: для проверки ДК снимаем вакуумный шланг, напряжение в системе снижается. Датчик исправен, в противном случае заменяем новым.
  • Повторяем первую и вторую процедуры, если ошибка не исчезает, то ДК неисправен.
Замена датчика кислорода на Лада Гранта19
Датчик кислорода

Замена датчика скорости лада «гранта»

Перед тем, как менять датчик скорости, необходимо проверить что зажигание выключено. Также желательно отключить «массу» от аккумулятора – это полностью обезопасит от короткого замыкания.Датчик установлен на КПП в достаточно труднодоступном месте, поэтому для облегчения доступа следует снять воздуховод (патрубок), идущий от фильтра к дросселю. Порядок замены следующий:

  • отсоединить штекер, отогнув пластиковую защелку и потянув ДС на себя;
  • ключом на 10 выкрутить болт, крепящий датчик к КПП;
  • поддеть отверткой и извлечь датчик скорости;
  • установить новый ДС;
  • затянуть болт крепления;
  • подключить штекер;
  • установить на место воздуховод и подключить провод «массы» к аккумулятору.

Остается лишь проверить работоспособность датчика, сделав пробный выезд.

Обзор производителей, стоимость датчиков кислорода

Каталожный Артикул / номер датчикаЦена (Руб.)Ресурс (Тыс. км)
Каталожный номер управляющего датчика 21074-3850010-00От 260070- 75
Диагностический 2 датчик

21074-3850010-00

От 260070 — 75
Лямбда-зонд NGK 95801 Код: 0000-749176От 2800 — 290070 — 85
BOSCH 0 258 006537—/——/—
BOSCH 0 258 986 602—/——/—
BOSCH 0 280 218 116—/——/—
BREMI 30223—/——/—
ERA 570023—/——/—
FENOX SD10100O7От 3100 — 3300—/—
FENOX AM28116C3—/——/—
DENSO DOX-0150—/——/—
PIERBURG 7.22701.08.0—/——/—
DENSO DOX-0150—/——/—
STELLOX 20-00028-SX—/——/—
STELLOX 20-00022-SX—/——/—
STELLOX 20-00020-SX—/——/—
PATRON HZ-30301006-0042—/——/—
ERA 570023—/——/—
NGK 5653—/——/—
NGK 1628—/——/—

*цены актуальны состоянием на 06.11.2022 года.

Общая схема электрооборудования 2190

1 — блок-фара; 2 — мотор-редуктор стеклоочистителя; 3 — генератор; 4 — аккумуляторная батарея; 5 — стартер; 6 — звуковой сигнал; 7 — блок предохранителей в моторном отсеке; 8 — переключатель стеклоподъемника правой передней двери; 9 — мотор-редуктор стеклоподъемника правой передней двери;

10 — разъем правой передней двери; 11 — соединительные колодки проводов для подключения правого переднего динамика аудиосистемы; 12 — электропривод блокировки замка правой передней двери; 13 — электронасос стеклоомывателя; 14 — соединительная колодка жгута проводов для подключения к ЭБУ;

15 — электровентилятор системы охлаждения двигателя; 16 — датчик недостаточного уровня тормозной жидкости; 17 — разъем левой передней двери; 18 — переключатель центрального замка; 19 — выключатель плафона освещения салона; 20 — соединительные колодки проводов для подключения левого переднего динамика аудиосистемы ВАЗ-2190;

21 — переключатель стеклоподъемника правой передней двери (установлен на водительской двери); 22 — переключатель стеклоподъемника левой передней двери; 23 — мотор-редуктор стеклоподъемника правой передней двери: 24 — блок управления подушкой безопасности;

25 — блок управления электрооборудованием; 26 — щиток приборов; 27 — монтажный блок; 28 — правый боковой указатель поворота; 29 — выключатель сигналов торможения; 30 — датчик непристегнутого ремня безопасности: 31 — выключатель (замок) зажигания; 32 — блок управления освещением;

33 — подрулевыс переключатели; 34 — левый боковой указатель поворота; 35 — соединительные колодки проводов для подключения левого заднего динамика аудиосистемы; 36 — электропривод блокировки замка левой задней двери; 37 — электровентилятор отопителя;

38 — дополнительный резистор отопителя: 39 — переключатель отопителя: 40 — модуль подушки безопасности; 41 — выключатель аварийной сигнализации: 42 — выключатель замка багажника; 43 — выключатель обогрева заднего стекла: 44 — соединительные колодки проводов для подключения правого заднего динамика аудиосистемы;

45 — электропривод блокировки замка правой задней двери; 46 — выключатель фонарей заднего хода; 47 — выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 48 — прикуриватель; 49 — соединительные колодки проводов для подключения головного устройства аудиосистемы:

50 — лампы подсветки на накладке центральной консоли панели приборов: 51 — блок управления электроусилителем рулевого управления; 52 — плафон освещения салона; 53 — задний фонарь; 54 — замок крышки багажного отделения; 55 — фонари освещения номерного знака;

Осмотр датчика скорости

Менять датчик необходимо лишь при серьезных поломках, таких как механические повреждения или коррозия. Осмотрев датчик можно прийти к выводу необходимо ли его менять или же можно отделаться лишь очисткой.

Проверка начинается с оценки целостности разъема. На разъеме не должно быть окислов, влаги, оголенных проводов и всего того, что могло бы помешать правильно работе датчика.

Если на разъеме имеются повреждения его необходимо заменить. Разъемы продаются в магазинах автозапчастей.

Далее необходимо демонтировать сам датчик и оценить его внутреннее состояние. Зачастую случается, что на датчик налипает стружка, которая образуется из-за трения шестеренок в КПП, что приводит к неправильной работе датчика или же вовсе его поломке.

Если на датчике выявлено скопление грязи и стружки его необходимо очистить, проверить уплотнительное резиновое кольцо и установить на место.

Подробные схемы узлов и блоков

1 – фара правая;2 – электродвигатель омывателей;3 – фара левая;4 – стартер ВАЗ-2190;5 – батарея аккумуляторная;6 – блок предохранителей основной;7 – генератор;8 – сигнал звуковой;9, 10, 11 – колодки жгута проводов переднего к колодкам жгутапроводов панели приборов;12 – выключатель лампы света заднего хода;13 – электровентилятор системы охлаждения двигателя.

1 – датчик контрольной лампы давления масла;2 – генератор;3 – дроссельный патрубок с электроприводом;4 – датчик температуры охлаждающей жидкости;5 – колодка жгута проводов системы зажигания к колодке жгута проводов панели приборов;6 – электромагнитный клапан продувки адсорбера;

7 – датчик скорости ВАЗ-2190;8 – датчик массового расхода воздуха;9 – датчик положения коленчатого вала;10 – датчик концентрации кислорода;11 – контроллер;12 – датчик концентрации кислорода диагностический;13 – катушки зажигания;

Схема электрическая модуля управления светотехникой Лада Гранта

1, 2 – колодки жгута проводов заднего к колодкам жгута проводов панели приборов;3 – боковой указатель поворотов правый;4 – боковой указатель поворотов левый;5 – датчик ручного тормоза;6 – элемент обогрева заднего стекла;7 – плафон освещения салона;

8 – выключатель в ремне безопасности водителя;9 – фонарь освещения багажника;10 – модуль электробензонасоса;11 – фонарь правый;12 – электродвигатель блокировки багажника;13 – выключатель плафона освещения салона;14 – дополнительный сигнал торможения;

15 – фонарь левый;16 – колодка жгута проводов заднего к колодке жгута проводов задней левой двери;17 – колодка жгута проводов заднего к колодке жгута проводов задней правой двери;18 – колодка жгута проводов заднего к колодке жгута проводов передней правой двери;

Схема соединений жгута проводов передней правой двери

1 – колодка жгута проводов передней правой двери к колодке жгута проводов заднего;2 – электродвигатель стеклоподъемника;3 – замок правый передний Lada Granta;4 – переключатель стеклоподъемника;5 – колодки жгута проводов передней правой двери к громкоговорителю переднему правому.

Схема соединений жгута проводов передней левой двери

1 – колодка жгута проводов передней левой двери к колодке жгута проводов заднего;2 – электродвигатель стеклоподъемника;3 – замок левый передний;4 – блок переключателей;5 – колодки жгута проводов передней левой двери к громкоговорителю переднему левому.

Схема электросоединений жгута проводов фонарей освещения номерного знака

1 – колодка жгута проводов фонарей освещения номерного знака к колодке жгута проводов заднего;2 – фонарь освещения номерного знака ВАЗ-2190;3 – фонарь освещения номерного знака.

Последовательность действий при самостоятельной замене датчика кислорода на ладе гранте

  1. Автомобиль помещаем в периметр ремонтной зоны, принимаем основные меры безопасности, фиксируем задний ряд колес во избежание произвольного отката.
  2. Скидываем аккумуляторные клеммы с целью недопущения короткого замыкания в цепи.
  3. Если у вас Лада Гранта 8-ми клапанная, то декоративная плита отсутствует. В 16-ти клапанной модификации предварительно отщелкиваем плиту, извлекаем ее, после чего снимаем ресивер (ключ на «19»). Он расположен с тыльной стороны моторного отсека.

Расположение управляющего датчика концентрации кислорода:1 – место соединения колодки жгута проводов датчика с колодкой жгута проводов системы управления двигателем;2 – пластмассовый держатель жгута проводов датчика;3 – управляющий датчик концентрации кислорода. 

  1. Сжимаем по бокам колодку с проводами, отщелкиваем пластмассовый фиксатор, вынимаем держатель из отверстия в экране рулевого механизма.
Замена датчика кислорода на Лада Гранта5
Вынимаем держатель
  1. Ключом на «22» выкручиваем диагностический ДК из отверстия в катколлекторе. Из-за работы в условиях высоких температур ДК часто прикипает к металлической основе. Прикладываем усилие, срываем лямбда –зонд.
Замена датчика кислорода на Лада Гранта7
Выкручиваем диагностический ДК
  1. Из-под днища машины в области расположения правого привода отвинчиваем второй (диагностический) датчик кислорода ключом на «17». Предварительно устанавливаем машину на смотровую яму, вывешиваем гидравлическим подъемным механизмом. Визуально ДК на Лада Гранта расположен после нейтрализатора газов.

 Отсоединение задней опоры подвески силового агрегата автомобиля Lada Granta 2190:1 — гайка (дет. 1118-1001257) фиксации опоры мотора;2 — задняя опора (дет. 2190-1001033) подвески силового агрегата

У диагностического датчика колодка с проводами расположена в моторном отсеке. Распиновка ближе к рулевой рейке, металлической перегородке с салоном.

  1. Отжимаем фиксатор, извлекаем колодку с проводами.
Замена датчика кислорода на Лада Гранта11
Отжимаем фиксатор
  1. Ключом на «22» выкручиваем ДК из отверстия катколлектора.
  1. Извлекаем лямбда-зонд.
  2. Проводим дефектовку посадочного места, проверяем целостность проводки, резьбы, собираем конструкцию в обратной последовательности.
Замена датчика кислорода на Лада Гранта17
Проводим дефектовку

Водителю на заметку! Перед завинчиванием ДК обязательно смазываем резьбу тонким слоем графитной смазки. Затягиваем каждый из ДК при помощи динамометрического ключа с усилием 40 Нм.

Проверка работоспособности датчика скорости

Учитывая, где находится датчик скорости Лада «Гранта», основные неисправности связанны с плохими контактами в электрической цепи или ее разрыву по причине окисления. Поэтому проверку датчика скорости следует начать с проверки состояния контактов. Для этого следует:

  • отсоединить провода от датчика скорости;
  • осмотреть контакты;
  • очистить грязи и окислы (если имеются);

Внимание: провода возле штекера датчика скорости имеют изгиб, поэтому в этом месте может перетираться изоляция, что приводит к короткому замыканию.

  • измерить сопротивление цепи заземления датчика (норма – 1 Ом);
  • устранить проблемы в цепи заземления (при наличии таковых);
  • проверить наличие напряжения питания на датчике.

Если электрические цепи исправны, неисправность кроется в самом датчике скорости.При подключенном питании (12В) напряжение на выводе должно быть в пределах 0,5-10 вольт.

Код ошибки неисправности датчика скорости на Ладе Гранта: Р0500.Неисправный датчик скорости Лада «Гранта» не предполагает возможности ремонта и требует замены.

Работа системы управления

При включении зажигания контроллер ЭСУД обменивается информацией с иммобилайзером (если он активирован), предназначенным для предотвращения несанкционированного пуска двигателя. При этом работа двигателя возможна, если контроллер получил правильный сигнал от иммобилайзера.

В противном случае пуск двигателя блокируется. При повороте ключа зажигания в положение «I» контроллер на 2 с запитывает реле топливного насоса для создания необходимого давления в топливной рампе. Если в течение этого времени проворачивание коленчатого вала стартером не началось, контроллер выключает реле и вновь включает его после начала проворачивания.

Если зажигание включалось три раза подряд без проворачивания стартером коленчатого вала, то следующее включение реле топливного насоса произойдет только с началом проворачивания. Во время пуска двигателя топливо подается в цилиндры двигателя асинхронно – независимо от положения распределительного вала.

Необходимым условием пуска двигателя является достижение оборотов коленчатого вала при его прокрутке стартером не ниже 80 мин –1 . При этом напряжение в бортовой сети автомобиля должно быть не менее 6 В. Как только частота вращения коленчатого вала двигателя достигнет определенной величины (зависящей от температуры охлаждающей жидкости), контроллер сформирует импульс фазированного включения форсунок – топливо подается в цилиндры синхронно (в зависимости от положения распределительного вала).

При этом контроллер по информации, поступающей от датчиков системы, рассчитывает момент включения каждой форсунки: топливо впрыскивается один раз за один полный рабочий цикл соответствующего цилиндра. Если при проворачивании коленчатого вала стартером педаль «газа» полностью нажата, контроллер воспринимает ситуацию как режим продувки цилиндров и не выдает импульсы на форсунки, перекрывая подачу топлива.

Так поступают, если есть подозрение, что смесь переобогащена и потому не воспламеняется (двигатель «залит» топливом). Если в ходе продувки двигатель начнет работать, и обороты коленчатого вала достигнут 400 мин ‑1 , контроллер включит подачу топлива.

При работе двигателя состав смеси регулируется длительностью управляющего импульса, подаваемого на форсунки (чем длиннее импульс, тем больше подача топлива). При отсутствии сигнала с датчика положения коленчатого вала (вал не вращается, неисправен датчик или его цепи) контроллер отключает подачу топлива в цилиндры.

Подача топлива отключается и при выключении зажигания, что предотвращает самовоспламенение смеси в цилиндрах двигателя. В случае определения контроллером пропусков воспламенения топливовоздушной смеси в одном или нескольких цилиндрах, подача топлива в эти цилиндры прекращается, и сигнализатор неисправности системы управления начинает мигать.

Во время торможения двигателем (при включенной передаче и сцеплении), когда педаль «газа» не нажата, а частота вращения коленчатого вала двигателя велика, впрыск топлива не производится для снижения токсичности отработавших газов. При падении напряжения в бортовой сети автомобиля контроллер увеличивает время накопления энергии в катушке зажигания (для надежного поджигания горючей смеси) и длительность импульса впрыска (для компенсации увеличения времени открытия форсунки).

При возрастании напряжения в бортовой сети время накопления энергии в катушке зажигания и длительность подаваемого на форсунку импульса уменьшаются. Контроллер управляет включением вентилятора системы охлаждения (через реле) в зависимости от температуры двигателя и частоты вращения коленчатого вала. Вентилятор системы охлаждения включается, если температура охлаждающей жидкости превысит пороговое значение.

При обслуживании и ремонте системы управления двигателем всегда выключайте зажигание (в некоторых случаях необходимо отсоединить клемму провода от «минусового» вывода аккумуляторной батареи). При проведении сварочных работ на автомобиле отсоединяйте жгуты проводов системы управления двигателем от контроллера.

Перед сушкой автомобиля в сушильной камере (после покраски) снимите контроллер. На работающем двигателе не отсоединяйте и не поправляйте колодки жгута проводов системы управления двигателем, а также клеммы проводов на выводах аккумуляторной батареи.

Реле и предохранители lada granta

Блок предохранителей и реле в салоне

Для доступа к монтажному блоку потяните за нижний левый угол крышки и освободите левую точку запирания 1, затем освободите среднюю нижнюю точку 2 и две правые точки запирания 3 и 6, затем освободите верхние точки запирания 4, 5 и снимите крышку.

Установка крышки производится в следующем порядке: сначала защелкните правые элементы крепления крышки в точках 6 и 3, затем защелкните нижние элементы крепления крышки в точках 2 и 1, после чего верхние в точках 4 и 5.


А
Защищаемые цепи
F115Катушки зажигания
Форсунки
Контроллер системы управления двигателем
F225Норма, Люкс: Центральный блок кузовной электроники
Модуль двери водителя
F25Стандарт: Дневные ходовые огни
F230Стеклоподъемники
F315Норма, Люкс: Контроллер управления автоматической коробкой переключения передач
Привод управления автоматической коробкой переключения передач
F310Стандарт: Аварийная сигнализация
F415Контроллер системы надувных подушек безопасности
F57.5Клемма 15 приборов
F67.5Свет заднего хода ВАЗ-2190
Указатели поворота (Стандарт)
Контроллер управления автоматической коробкой переключения передач (Норма, Люкс)
Блок управления системой безопасной парковки (Норма, Люкс)
F77.5Клапан продувки адсорбера
Датчик массового расхода воздуха/ датчик давления
Датчик фаз
Датчики концентрации кислорода
F825Обогреватель заднего стекла
Обогреватели наружных зеркал (Норма, Люкс)
F95Габаритные огни правого борта
F105Габаритные огни левого борта
Подсветка приборов и клавиш
Фонари освещения номерного знака
Плафон освещения багажника
Плафон освещения вещевого ящика
F115Задние противотуманные огни
F127.5
10
Ближний свет, правая фара
Электрокорректор правой фары
F137.5
10
Ближний свет, левая фара
Электрокорректор левой фары
F1410Дальний свет, правая фара
F1510Дальний свет, левая фара
F1610Правая противотуманная фара
F1710Левая противотуманная фара
F1820Обогреватели передних сидений
Прикуриватель
F1810
15
Прикуриватель
F1815Обогреватели передних сидений
F195Норма, Люкс: Блок управления антиблокировочной системой тормозов
F1920Стандарт: Моторедукторы блокировки замков дверей
F1915ABS Lada Granta
F2015Звуковой сигнал
F2015Звуковой сигнал
Замок багажника
Коробка передач
Прикуриватель
Диагностический разъем
F2115Топливный насос
F2225Омыватель ветрового стекла
Центральный блок кузовной электроники
Омыватель заднего стекла
Очиститель заднего стекла
F2215Центральный замок
F235Комбинация приборов
Диагностический разъем
F2310Дневные ходовые огни
F247.5Норма, Люкс: Муфта компрессора кондиционера
Контроллер системы автоматического управления климатической установкой
F257.5Сигналы торможения
Плафон освещения салона (Стандарт)
F2610Норма, Люкс: Центральный блок кузовной электроники
F2625АБС/ESC
F27
F31
25Блок управления антиблокировочной системой тормозов
F28
F32
30Электровентилятор отопителя
Контроллер системы автоматического управления климатической установкой
Электроусилитель рулевого управления3)
Реле
К1Реле электровентилятора охлаждения радиатора
К2Стеклоподъемник (в исполнении «норма»)
Реле минимального обдува модуля охлаждения (в исполнении «люкс»)
К3Реле стартера
К4Разгрузочное реле выключателя зажигания
К5Реле указателей поворота и аварийной сигнализации
К6Реле стеклоочистителя (в исполнении «норма»)
Реле обогрева сидений (в исполнении «люкс»)
К7Реле дальнего света фар
К8Реле звукового сигнала
К9Реле ближнего света фар
К10Реле обогрева заднего стекла
К11Реле ЭСУД ВАЗ-2190
К12Реле топливного насоса
К13Реле аварийной сигнализации дополнительное
К14Реле аварийной сигнализации дополнительное
К15
К16
К17

Монтажный блок нового образца

Блок предохранителей в моторном отсеке под капотом


А
Защищаемые цепи
150Обогреватель ветрового стекла
130Ближний свет
260Генератор
360Генератор
430*
40
Электровентилятор охлаждения радиатора
550Электромеханический усилитель рулевого управления
640Блок управления антиблокировочной системой тормозов

Обратите внимание, что бывают разные варианты этого блока.

Вариант подключения 1

  1. 30А Ближний свет фар или главное реле, цепи защищаемые предохранителями F1 и F21 монтажного блока в салоне 50А Обогреватель ветрового стекла
  2. 60А Генератор ВАЗ-2190
  3. 60А Генератор
  4. 30/40А Вентилятор отопителя (предохранитель печки гранты)
  5. 50А Электромеханический усилитель рулевого управления
  6. 60А Блок АБС

Вариант подключения 2

  1. 60А Генератор
  2. 60А Генератор
  3. 30/40А Электровентилятор охлаждения радиатора
  4. 40А АБС / ESP
  5. 25A ABS / ESP
  6. 50A Контроллер электро усилителя рулевого управления

Вариант подключения 3

  1. 30А Ближний свет фар или главное реле, цепи защищаемые предохранителями F1 и F21 монтажного блока в салоне
  2. 60А Генератор
  3. 60А Генератор Lada Granta
  4. 30А Вентилятор отопителя (предохранитель печки гранты)
  5. 50А Электроусилитель рулевого управления

Скорости

Датчик скорости Лада Гранта расположен на корпусе КПП. Этот регулятор напрямую связан с передачей данных о том, с какой скоростью движется транспортное средство, как машина работает на холостом ходу и на каком режиме расхода бензина она едет.

Чтобы найти этот контроллер на Приоре или Гранте, необходимо открыть капот и снять воздухоподающий шланг, который идет от воздушного фильтрующего элемента к дросселю. Сделав это, внизу картера коробки передач можно увидеть контроллер с подведенным к нему проводом.

Датчик температуры охлаждающей жидкости необходим для замера температуры антифриза в системе охлаждения. В соответствии с данными от регулятора температуры на Гранту блок управления производит регулировку частоты вращения коленчатого вала, корректирует состав горючей смеси, а также угол опережения зажигания.

Как показывает практика, такое устройство редко выходит из строя, но в некоторых случаях может выдавать неверные показания. Расположенный в моторном отсеке, в частности, в крышке термостата, контроллер имеет свои «болезни». У основания разъема может перетираться проводка, в результате чего потребуется замена ДТОЖ.

Контроллер массового расхода воздуха находится за воздушным фильтрующим элементом силового агрегата, он также часто называется расходомером. Основное предназначение устройства заключается в мониторинге объема воздушного потока, который поступает в мотор транспортного средства.

Датчик холостого хода является одним из регуляторов, предназначенных для мониторинга и контроля работы силового агрегата. Если устройство ломается, мотор сразу же начинает работать некорректно — он будет троить, снизится мощность. В свою очередь, стрелка на тахометре будет резко прыгать от одного значения к другому.

Чтобы заменить и поставить новый РХХ, нужно будет отключить проводку от самого регулятора, а также контроллера положения дроссельной заслонки. Более подробная инструкция по замене контроллера своими руками приведена на видео ниже (автор ролика — канал В гараже у Сандро).

Схема панели приборов лада гранта

1-колодка жгута проводов панели проводок к колодке жгута проводов переднего;2-колодка жгута проводов панели проводок к колодке жгута проводов переднего;3-колодка жгута проводов панели проводок к колодке жгута проводов заднего;4-колодка жгута проводов панели проводок к колодке жгута проводов заднего;

5-модуль управления светотехникой;6-замок зажигания ВАЗ-2190;7-переключатель режимов бортового компьютера;8-переключатель стеклоочистителей;9-комбинация приборов;10-переключатель световой сигнализации;11-выключатель привода замка багажника;

12-колодка диагностики;13-колодка жгута проводов панели приборов к колодке жгута проводов коробки воздухопритока;14-выключатель обогрева заднего стекла;15-выключатель аварийной сигнализации;16-выключатель сигнала торможения;17-колодка жгута проводов панели приборов к радиоаппарату;

18-колодка жгута проводов панели приборов к радиоаппарату;19-устройство вращающееся;20-модуль надувной подушки безопасности водителя;22-монтажный блок;23-электроусилитель рулевого управления;24-прикуриватель;25-лампа подсветки табло управления отопителем;

26-осветитель;27-колодка жгута проводов панели приборов к колодке жгута проводов системы зажигания;28-контроллер;29-выключатель сигнала положения педали сцепления;30-педаль акселератора электронная;31-резистор добавочный;32-электродвигатель отопителя;33-переключатель электродвигателя отопителя;34-блок управления системой блокировки дверей.

Реле:

К1-реле электровентилятора системы охлаждения двигателя;К2-реле включения блокировки дверей;К3-дополнительное реле стартера;К4-дополнительное реле Lada Granta;К5-реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации;К6-реле стеклоочистителя;

Типичные неисправности и способы устранения

НеисправностиСпособы устранения
Нестабильная работа силового агрегата на холостых оборотахПроверка целостности электрической проводки. Замена лямбда – зонда
Потребление горючего с превышением нормыЗамена ДК новым
Снижение динамики разгона—/—
После остановки мотора слышно характерное потрескивание в области расположения каталитического наполнителяОчистка катализатора, замена новым, профилактика ДК
Превышение рабочей температуры штатного катколлектораЗасорение катализатора, профилактика, замена новым
Индикация ошибки работы двигателя «СНЕСК ЕNGINЕ» на приборной панели—/—
Ошибка датчика «Р0140»—/—

Установка кислородного датчика на лада гранта

Подготовительный этап:

  • Ключ на «17»;
  • Ветошь;
  • Дополнительное освещение;
  • Диагностический и управляющий контролеры;
  • Мультиметр для замера сопротивления в электрической цепи.

Регламент:

  • Помещаем машину над смотровым каналом (ямой). При отсутствии используем гидравлический подъемный механизм;
  • Глушим мотор, открываем капот;
  • Ожидаем пока выхлопной контур остынет до безопасной температуры, чтобы не повредить кожные покровы кистей рук;
  • Из-под днища отщелкиваем концевик с клеммами на диагностическом контролере. Выкручиваем его, заменяем новым. Надеваем концевики;
  • По аналогии проводим замену управляющего контролера.

Замена завершена. Запускаем двигатель, проверка функционала оборудования. При условии соблюдения регламента последующая профилактика через 80 – 85 тыс. км пробега.

Отзывы

Положительные
1.Василий: второй год успешно эксплуатирую машину, замечаний по работе двигателя нет. Заправляю высокооктановое топливо, покупаю качественные масла, езжу аккуратно, неагрессивно.
2.Геннадий: за полтора года активной езды на машины никаких поломок не было. Малозначащие недочеты устранял своими силами. Ведь машина бюджетного сегмента, это необходимо помнить всегда и быть готовым к мелким дефектам.
3.Иван: качеством сборки, изготовления Лада Гранта доволен, нареканий нет. За полтора года один раз внепланово посетил СТО для диагностики выхлопной системы. Оказалось, что контакт колодки был слабый, вследствие чего на приборной панели загорался индикатор ошибки.
4.Владимир: самостоятельно заменил ДК на отметке в 85000 км, что для отечественного авто очень даже хорошо. Средний ресурс эксплуатации составляет 70000 км. Процесс замены не сложный, работы выполнил в течение получаса. Мои рекомендации автомобилистам.
5.Игнат: автомобилем Лада Гранта доволен, несмотря на ряд негативных отзывов в адрес марки. При условии бережного отношения, своевременного обслуживания технического средства срок эго безаварийной эксплуатации может быть увеличен на 10 – 15%.
6.На 80000 км заменил оба датчики кислорода, оказалось, что вовсе не сложно. Больше времени ушло на подготовительные работы. Параллельно провел диагностику ходовой части, подвески. Рекомендации автомобилистам — почаще заглядывайте под днище машины.
7.Владлен: мой положительный отзыв об автомобиле Лада Гранта. Качество сборки, изготовление деталей на достойном уровне. От водителя требуется систематический уход, заправка высокооктанового топлива, моторного масла.
Отрицательные
1.Дмитрий: уже на 50000 км заменил управляющий датчик кислорода на Лада Гранта. Качеством изготовления недоволен. В инструкции по эксплуатации указано, что средний срок эксплуатации 70 – 75 тыс. км.
2.Иван: за полтора года езды на машине дважды внепланово обращался в СТО для ремонта по гарантии.
3.Виктор: не рекомендую Лада Гранта для приобретения. Уж лучше доложить несколько десятков тысяч и купить Рено Логан.
Оцените статью
Лада Гранта Фан-клуб