Согласно данным официальной статистики аварийности по итогам 2023 года, как и в предыдущие годы, съезд с дороги вошел в тройку наиболее распространенных видов ДТП наряду со столкновениями транспортных средств и наездом на пешеходов. При этом такие происшествия отличаются наиболее высокой тяжестью последствий. Почему они происходят и как их избежать?
Всего в прошлом году зафиксировано 13 869 ДТП в результате съезда с дороги — это 10,5 процента от всех аварий. По сути, каждая десятая авария. На первом месте по частоте столкновения транспортных средств. Они составили 44,3 процента. Всего их зафиксировано 58 724. На втором месте — наезд на пешехода. Это 26,4 процента, или в численном выражении 34 944 аварии. Но при этом тяжесть последствий съездов с дороги гораздо выше, чем при столкновениях и наездах на пешеходов. По данным официальной статистики аварийности она составила 10,6. То есть в каждых 100 таких авариях погибает 11 человек. Для сравнения: тяжесть последствий при наезде на пешехода составляет 9,3, при наезде на стоящий транспорт, а также наезде на животное — 9, при наезде на препятствие — 8,6.
При этом в прошлом году количество таких аварий несколько выросло, правда, незначительно — всего на 0,6 процента. Хотя число погибших в них снизилось на 6,6 процента.
Как сообщил заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции МВД России Антон Белан, большинство таких автоаварий происходит с июня по октябрь. На этот период пришлось более половины ДТП и почти две трети — 61,9 процентов — погибших при съездах с дороги. То есть при хорошей погоде, когда длинный световой день. Кстати, две трети (66,6 процентов) съездов с дороги фиксируется в светлое время суток. Основные причины таких автоаварий — это неправильный выбор скоростного режима движения, а также нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части. По итогам 2023 года при съездах с дороги в большинстве случаев фиксировались неправильный выбор скорости (33 процента, или 8611 случаев). На втором месте среди таких ДТП выезд на полосу встречного движения (5 процентов, или 524 случая).
Съезды с дорог происходят как на прямых участках, так и на их искривлениях. Если говорить об авариях, которые произошли на кривой в плане, то тут причины очевидны. При движении по кривой, как правило, на высокой скорости, происходит частичный съезд транспортного средства на обочину и в дальнейшем неуправляемый снос либо занос. То есть здесь причина — неправильный выбор скорости движения водителем.
Почти две трети съездов с дороги происходит вне городов и населенных пунктов. При этом доля погибших в них значительно выше
Если взять вторую группу ДТП — съезды, которые произошли на прямых участках дорог, то здесь не все так однозначно. Но механизмы вероятнее всего сходны. Водители выбирают неправильную скорость движения и возможна потеря управления из-за конструктивных особенностей автомобиля.
Усугубляется ситуация для водителя и пассажиров во время съездов неуправляемого автомобиля с проезжей части наездами на придорожные деревья, конструкции, а также многократными опрокидываниями. После происшествий такого характера водители и пассажиры получают ряд тяжелейших травм: открытые и закрытые переломы, ушибы и серьезные повреждения внутренних органов и головного мозга. А если водитель или его пассажиры не пристегнуты, то в таких ситуациях они просто вылетают из автомобиля, получая дополнительные более тяжелые травмы.
По словам тренера по контраварийной подготовке Марата Салахутдинова, большинство водителей едут по дорогам так, как разрешено. При этом им не важно, какая погода, какое дорожное покрытие, какая видимость. Это и становится наиболее частой причиной съезда с дороги. Кстати, несоответствие скорости конкретным условиям движения — самое распространенное нарушение. А по тяжести последствий занимает второе место.
— Асфальт ошибок не прощает, — поясняет тренер. — А на асфальте все мчат, потому что считают, что сцепление бесконечно. Самая частая ошибка, когда водитель, чтобы избежать столкновения, выезжает на обочину, а потом поворачивает руль, чтобы вернуться на дорогу. Как правило, такой маневр приводит к опрокидыванию автомобиля. Законы физики никто не отменял.
Довольно часто не самые опытные водители не учитывают особенности своего автомобиля. Даже на прямой дороге при высокой скорости машина может начать рыскать по дороге. При этом зацепить колесом за обочину. И в такой ситуации выправить движение будет очень сложно. В результате — опять съезд с дороги. Есть ли способы справиться с машиной в подобной ситуации?
Как утверждает Марат Салахутдинов, есть способ минимизировать последствия.
— В таких ситуациях надо тормозить на прямых колесах, а не пытаться вырулить, — говорит тренер. — Когда бороться с автомобилем уже бессмысленно, надо автомобиль направить просто по прямой. Прямой съезд с дороги будет более безопасным, чем попытки вырулить. Ведь в таком случае автомобиль не перевернется. Но даже в ралли опытные гонщики пренебрегают этим правилом. И это заканчивается трагически. Но лучший способ предотвращения таких происшествий — это минимизировать влияние водителя. А именно, обустраивать дороги инженерно-техническими сооружениями, например, барьерными ограждениями.
Съезд с дороги отличается самыми тяжелыми последствиями. Число погибших в таких ДТП больше даже, чем при наезде машины на пешехода
В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» автотрассы приводятся в нормативное состояние. Но, к сожалению, это требует большого количества средств и времени. Одномоментно везде навести порядок не получается. Именно поэтому треть таких происшествий, как съезд с дороги, сопутствуют недостатки организации дорожного движения. А именно отсутствие дорожных знаков или разметки. И если на большинстве федеральных дорог с этим все нормально, то на многих местных дорогах это действительно проблема. Едешь по дороге, и вдруг без всякого предупреждения она делает резкий поворот. Ощущение обычно такое, будто внезапно кончилось шоссе. Особенно если дорога незнакомая.
И все-таки, главной причиной остается человеческий фактор, в том числе элементарная усталость.
Примечательно, что почти две трети съездов с дороги (61,1 процента) происходит вне городов и населенных пунктов. При этом доля погибших в них несколько выше (63,7 процента). Среди всех автоаварий вне населенных пунктов съезды с дороги занимают второе место по массовости, на них приходится четверть ДТП (26,8 процента), и шестая часть погибших (16,7 процента). Тяжесть последствий вне населенных пунктов и непосредственно в них примерно одинаковая.
Впрочем, с начала года ситуация немного улучшается. «По итогам четырех месяцев отмечается снижение основных показателей аварийности по причине съезда с дороги. За этот период времени произошло 2688 ДТП, что практически на 12 процентов ниже аналогичного периода прошлого года. Число погибших в них сократилось на 7,6 процента, а раненых на 13,4 процента, что в абсолютных числах составило 376 и 3361 человек соответственно», — комментирует заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения Госавтоинспекции МВД России Антон Белан.
Удельный вес таких ДТП за 4 месяца 2024 года составил 8,1 процента. Практически каждое двенадцатое ДТП произошло по причине съезда с дороги. Но расслабляться не стоит. Ведь пик аварийности еще впереди. Начинается сезон отпусков, многие поедут на отдых именно за рулем, причем на дальние расстояния. В Госавтоинспекции призывают не садиться за руль в утомленном и уж тем более в нетрезвом состоянии. По дороге останавливаться и отдыхать в специально предусмотренных для этого местах. Правильно и безопасно выбирать скоростной режим движения.
Да, есть такая поговорка: больше скорость — меньше ям. Однако и яма на дороге может стать причиной вылета с трассы. Например, потому что из-за удара о край ямы разорвет колесо. И, конечно, лучше избегать резких и неоправданных маневров на дороге, которые могут привести к сносу.
Материал подготовлен в рамках реализации федерального проекта «Безопасность дорожного движения» национального проекта «Безопасные качественные дороги»
Немного истории
Разработка Lada Granta началась на АВТОВАЗе в 2008 году. Перед создателями стояла задача создать качественный, но недорогой автомобиль, поэтому за основу была взята Lada Kalina. Дебют Гранты в кузове седан состоялся в 2011 году. Модель получила бензиновые «четверки» объемом 1,6 л: на восемь клапанов с мощностью 82 и 87 л.с., а также на 16 клапанов с мощностью 98 и 106 л.с. Список коробок передач включал 5-ступенчатую «механику» и 4-диапазонный японский «автомат».
В 2014 году вышла пятидверная модификация Lada Granta в кузове лифтбек. Отличием от седана стали новый вид переднего бампера и задние двери. Линейка моторов лифтбека была аналогична седану. Обновленный бампер вскоре появился и у четырехдверной версии.
В 2017 году был налажен серийный выпуск заряженных седанов линейки Sport. Такие Гранты получили 16-клапанные двигатели мощностью 118 л.с.
В 2018 году все Гранты перенесли рестайлинг, получив оформление передней части в фирменном X-стиле, а также модернизированные двигатели. Линейку модифицированных вариантов дополнили универсалом с внедорожной версией Cross, пятидверным хэтчбеком наподобие Kalina, а также заряженным седаном Drive Active. В 2021 году «восьмиклапанник» ВАЗ-11186 заменили на 90-сильный двигатель ВАЗ-11182.
Ситуация на рынке
Количество Lada Granta в продаже — на зависть конкурентам. В данный момент на Дроме продается более 5000 автомобилей. И это не считая версий Cross и Sport. Дорестайлинговые и обновленные машины представлены примерно поровну. Из кузовов однозначный лидер — седан. Аутсайдер — универсал. В любом случае проще всего найти восьмиклапанную Гранту с механической коробкой. Машин с роботизированной коробкой в продаже всего чуть более 100 штук.
Самые недорогие дорестайлинговые машины без юридических проблем стоят от 245 000 рублей. Наиболее дорогие экземпляры — более 1 000 000 рублей.
При прочих равных диапазон цен на рестайлинговые экземпляры — от 450 000 до 1 500 000 рублей и выше.
Надежность
Несмотря на шестилетнюю заводскую гарантию от сквозной коррозии кузова, Lada Granta начинает страдать от ржавчины довольно быстро. Первые ее следы могут возникнуть на порогах и внизу передних крыльев уже через три-четыре года эксплуатации. Коррозия также формируется в местах стыка кузовных панелей, у верхней кромки ветрового стекла и под слишком жесткими уплотнителями двери. Из-за слабого ЛКП быстро начинают «цвести» сколы. Легко появляются царапины на лобовом и боковых стеклах, затираются фары, выходят из строя замки дверей и трапеция стеклоочистителей.
Салон Lada Granta не отличается изысканностью, что вполне оправдано бюджетностью модели. Посторонние звуки от скрипящего пластика и не всегда аккуратно состыкованных панелей здесь появляются уже в первые несколько лет эксплуатации. Нередко ломается рычаг регулировки водительского кресла.
Из-за плохого качества проводки и контактов регулярно возникают отказы по части электрики. Среди частых жалоб, например, включение индикатора неполадок с подушкой безопасности. Одно из распространенных гарантийных обращений — замена щитка приборов из-за сбоев бортового компьютера. Регулярно отмечается перегорание ламп ближнего/дальнего света, ПТФ и прочих осветительных элементов. Ломаются концевики дверей, электромоторы стеклоочистителей и системы обогрева. Попавшая внутрь влага и грязь негативно сказываются на работоспособности датчика ABS.
Для Гранты доступны три варианта атмосферных бензиновых моторов. Восьмиклапанный двигатель с индексом ВАЗ-11183 устанавливался до конца 2014 года, после чего его заменил ДВС с индексом ВАЗ-11186. Два 16-клапанных мотора аналогичного объема — агрегаты ВАЗ-21126 и ВАЗ-21127.
Все моторы имеют хороший ресурс. Самое страшное, что может случиться — это обрыв ремня ГРМ, так как при этом загибает клапаны. В середине 2018 года производитель оснастил двигатели безвтыковыми поршнями, что исключило загиб клапанов при обрыве ремня ГРМ. Это уменьшило вероятность дорогостоящего ремонта.
В большинстве же случаев вазовские моторы беспокоят владельцев в основном по мелочам — повышенная шумность, вибрации. При использовании низкосортного топлива случается прогар клапанов. Чаще всего владельцы жалуются на сбои в электрической части, отказы термостата и проблемы с навесным оборудованием. В ремонте эти моторы хорошо освоены, а запасные детали есть в каждом автомагазине.
Все модификации Lada Granta имеют передний привод. Единственный элемент, который нуждается в контроле, — ШРУС. Его ресурс, независимо от двигателя, составляет около 200 000 километров. Основное условие — бережное вождение, отсутствие повышенной нагрузки. Дополнительно необходима проверка целостности чехлов, хомуты которых изнашиваются примерно за пять лет эксплуатации.
5-ступенчатая механическая коробка, установленная на Lada Granta, имеет довольно слабый синхронизатор второй передачи. Эта проблема наблюдалась еще на Lada Kalina и других ВАЗах. С середины 2012 года седаны стали оснащаться модернизированной коробкой с тросовым приводом. Изначально агрегат был доступен только на самых дорогих модификациях, но с 2015 года им стали оборудовать все варианты модели.
Несмотря на модернизации, полностью решить проблему с синхронизатором второй передачи так и не удалось. Фирменный трансмиссионный гул при работе коробки тоже никуда не делся. Также для вазовской МКП характерны течи масла через сальники. Всему виной опять же невысокое качество комплектующих и посредственный уровень сборки.
Аналогичные проблемы и у роботизированной коробки ВАЗ-2182, которая создана на основе «механики». При этом ресурс сцепления у «робота» в разы меньше, чем у МКП, где этот узел выдерживает около 100 000 километров. Также роботизированная коробка негативно воспринимает резкие старты/торможения. АВТОВАЗ не раз модернизировал «робот» и менял ему ПО, что в итоге несколько повысило его надежность. В качестве альтернативы для Гранты также предлагался 4-ступенчатый «автомат» от японского бренда Jatco. Его ресурс на практике составляет около 300 000 километров.
Энергоемкая, вполне ресурсная ходовая Гранты — одно из ключевых ее преимуществ. Это относится и к базовой подвеске с классическими двухтрубными амортизаторами, и к версиям с газонаполненными амортизаторами. Правда, из-за отсутствия подрамника спереди и балки сзади управляемость автомобиля оставляет желать лучшего: он не держит курс, при торможении и выполнении поворота ведет себя нестабильно. Зато при обычной городской эксплуатации ресурс большинства деталей — не менее 100 000 километров, а зачастую и больше. Все, что может сломаться, стоит очень недорого, а ремонтируется в любой мастерской. Рулевая рейка способна пройти до 200 000 километров. Главное — держать пыльники целыми и не злоупотреблять полетами по грунтовкам.
Коррозия и «капиталка»
Состояние первой же осмотренной Гранты, мягко говоря, не обрадовало. 2016 год выпуска и всего лишь 120 000 километров, но коррозия забралась уже во все возможные места на кузове. Начал ржаветь даже VIN-номер. То, что ЛКП родное, в данном случае точно не комплимент.
Салон тоже не в очень хорошем состоянии — тут царапина, там потертость. Типичная машина сотрудника доставки интернет-магазина. Собственно, там и работает продавец этой Гранты. Начинаем сомневаться в достоверности пробега, но на диагностику у владельца времени не нашлось.
Зато удалось сделать пробную поездку, и тут Granta порадовала. Все потому что за последние пару лет владелец поменял в машине кучу всего — бензонасос, датчик ДМРВ, сцепление и замок зaжигaния. Плюс перебрал переднюю подвеску и обновил все тормоза. На все работы есть заказ-наряды.
Нашелся и чек на капитальный ремонт двигателя. Этим летом Granta словила на трассе камень, пробило радиатор и ушел весь антифриз. Есть даже гарантия на работы до декабря этого года. Самое интересное, что даже в таком состоянии и с тремя отметками в ПТС эта Granta быстро нашла нового владельца. Кто-то отважился отдать за это чудо 500 000 рублей.
Обман с ценой
После такого, увидев в автосалоне хэтчбек за 779 000 рублей, мы, естественно, обрадовались — 2019 год выпуска, пробег 59 000 километров и всего один владелец в ПТС. Берем? Нет, не берем! К моменту нашего приезда цена за «наличку» выросла до 1 050 000 рублей. А предыдущий «ценник» актуален только при покупке в кредит. Слегка приврал менеджер по телефону — с кем не бывает.
А жаль, белый хэтчбек был хорош. ЛКП полностью родное и следов коррозии не видать. Салон ухожен. Кнопками стеклоподъемников, похоже, пользовались всего несколько раз. Под капотом — чистота. Ради интереса мы даже оплатили диагностику на подъемнике. И тут никаких претензий — все в оригинале и замены не требует.
Хорошее состояние, справедливая цена
Можно ли найти Гранту моложе, с меньшим пробегом и при этом дешевле? Можно. Вот, например, лифтбек 2021 года выпуска с пробегом всего в 36 000 километров продается дилером всего за 689 000 рублей. При покупке в кредит цена будет чуть ниже. Но в любом случае такую Гранту можно смело брать.
Коррозии на кузове не видать. Следов ДТП и окрасов тоже. Но ЛКП не «в идеале» — тут потертость, там сколы. Ничего критичного.
Салон чист и ухожен, но в комплектации, по сути, нет ничего, кроме сидений и руля. Вместо передних электростеклоподъемников — олдскульные «весла». Сигнализация с центральным замком и «музыка» установлены первым и единственным владельцем. Видимо, он же озаботился регулировкой замков, потому что все двери закрываются просто идеально.
Завелся лифтбек с пол-оборота. Единственная претензия после пробной поездки — невыносимый скрип колодок. По результатам входной диагностики дилера имеются микротрещины стоек и втулок переднего стабилизатора и чуть поношены сайлент-блоки поперечного рычага.
Будни «перекупа»
Сколько можно заработать на перепродаже Гранты? За этот белый седан 2019 года выпуска с пробегом в 49 000 километров перекупщик хочет выручить 770 000 рублей. При этом, благодаря базам данных, мы точно знаем, что автомобиль около месяца назад был выкуплен у дилера за 635 000 рублей.
Вдобавок перекупщик еще и вписан в ПТС. При этом по телефону он представлялся первым и единственным владельцем. Соврал он и насчет заводского ЛКП. Мы нашли следы окраса на капоте и одном из задних крыльев.
При этом к состоянию салона — не придраться. Пластик и обивка выглядят как новые. Электроприводы, обогревы и «музыка» работают без перебоев.
Впечатления от поездки — новая машина. Диагностика на подъемнике это только подтвердила. Под капотом сухо, а сам двигатель работает ровно. Подвеска и даже тормоза в отличном состоянии.
То есть все отлично, да не очень. Кто захочет переплачивать почти 135 000 рублей даже при условии приличного состояния?
С недостатками, но брать можно
Следующая Granta — отличный пример того, как, попав в неловкую ситуацию, грамотно из нее выйти. Началось все с того, что мы приехали в очередной автосалон на осмотр белого седана 2020 года выпуска с пробегом в 47 000 километров.
При осмотре кузова обнаружились следы легкого ДТП. Явно красили капот и бампер. Причем колористы немного схалтурили, и в итоге эти детали слегка не попадают в цвет остального кузова. Зато следов окраски крыльев обнаружить не удалось. Все остальные детали тоже в родном ЛКП.
Попасть в салон с первого раза не получилось. Барахлит ручка передней двери — снаружи не открыть. Комплектация — из простейших, снова сзади «весла». Музыка играла не больше минуты, потому что сел аккумулятор. Скорее всего, причина в сигнализации Scher-Khan.
В итоге до диагностики дело так и не дошло. Обидно, в кои-то веки дилер согласился бесплатно и в тот же день предоставить нам подъемник. Пришлось довольствоваться результатами входной диагностики, где сказано, что все агрегаты в идеальном состоянии.
Спустя пару дней менеджер перезвонил и сказал, что все исправлено. Ручку заменили, установили новый аккумулятор и сигнализацию Starline с автозапуском. Вот теперь за эту Гранту вполне можно отдать 715 000 рублей.
Прерванный осмотр
Последняя из осмотренных Lada Granta тоже оказалась интересным экземпляром. Это седан 2021 года выпуска с пробегом в 7000 километров, у которого при этом нет гарантии. На ТО к дилеру владелец не ездил. Первый и пока единственный раз он поменял масло в сервисе возле дома.
Кузов этой Гранты до недавнего времени был в идеальном состоянии. Но две недели назад в машину въехал грузовик и позорно скрылся с места ДТП. Необходимо ремонтировать крыло и бампер.
Подробно ознакомиться с салоном, сделать пробную поездку или диагностику нам не удалось. Хозяину позвонил покупатель, что осматривал машину ранее, и сказал, что согласен на покупку. Владелец машины на радостях потерял к нам интерес и запретил дальнейший осмотр. Новому обладателю повезло купить эту Гранту за 870 000 рублей.
Lada Granta — не из тех предложений, от которых сложно отказаться. В бюджетном сегменте есть и менее ломучие модели. Зато поломка Гранты в любом случае не превращается в финансовую катастрофу. Главное — найти экземпляр в приличном состоянии, благо с этим, как мы убедились, больших проблем нет.
Mitsubihi Lancer 1.6 МТ 2004г.в. 125000км. Куплен в 2014г. как вторая машина жене. К этому пробегу уже проявились все основные возрастные проблемы Лансера и решались по мере необходимости. Устранялся масложер, требовала внимания ходовая, новая рейка, переварка порогов (болезнь). Запомнился отточенным управлением (если подвеска исправна), теплым салоном, достаточным набором необходимых опций комфорта и безопасности (для того года выпуска), качество материалов салона на достойном уровне, крепкий кузов в плане безопасности.
Отзыв на Дроме так-же имеется.
За девять лет дом-работа-садик-школа жена наездила чуть больше 40тыс.км и в 2023г продан.
На смену пришла TOYOTA COROLLA FIELDER 2018г 1,5 АТ пр. руль. 58000км. с аукциона.
Спасибо, что дочитали! Всё вышеизложенное является моим сугубо личным мнением, никому ничего не доказываю, в палемику вступать не собираюсь.