Владимир Путин заявил, что российские чиновники должны ездить на автомобилях отечественного производства. Президент уточнил, что госзакупок иностранных машин быть не должно, сообщает РБК.
В частности, Владимир Путин предложил политикам быть «где-то быть поскромнее, чем раньше» и отметил, что «ничего страшного» в этом нет. Он подчеркнул, что чиновники должны понимать необходимость развития отечественных брендов. «И повышение качества жизни должно быть направлено прежде всего на это», — уточнил он. Путин добавил, что не нужно совсем отказываться от импорта, однако «базовые вещи должны быть ориентированы на отечественного производителя».
С таким заявлением президент выступил на встрече с руководителями предприятий обрабатывающей промышленности. Там Путину предложили испытать «Искру», новую модель Lada, которую начнут выпускать в следующем году. На встрече глава АвтоВАЗа и бывший министр транспорта Максим Соколов напомнил, что президент уже испытывал «Ладу Калину».
Первым о готовности пересесть за руль российского автомобиля объявил глава Роскомнадзора Андрей Липов. Напомним, что оценить российские автомобили чиновники смогли в июне во время ПМЭФ-2023. Тогда глава Сбербанка Герман Греф на одном из мероприятий форума не смог завести «новый премиальный автомобиль» Lada Aurа. Помог в итоге Грефу завести авто министр финансов Антон Силуанов.
Глава «АвтоВАЗа» предложил Путину протестировать новую Lada Iskra
Глава «АвтоВАЗа» предложил Путину протестировать новую Lada Iskra
министерство промышленности и торговли рф (минпромторг россии)
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
7 495 645-6601
ФГУП МИА «Россия сегодня»
россия, ижевск, тольятти, максим соколов, владимир путин, денис мантуров, министерство промышленности и торговли рф (минпромторг россии), автоваз, renault
Россия, Ижевск, Тольятти, Максим Соколов, Владимир Путин, Денис Мантуров, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России), АвтоВАЗ, Renault
Глава «АвтоВАЗа» предложил Путину протестировать новую Lada Iskra
Он выступал на встрече президента России с руководителями отдельных предприятий обрабатывающей промышленности.
«В ближайших планах – в течение двух лет – планируем запустить еще четыре новых продукта», — рассказал Соколов в четверг.
Это электромобиль e-Largus. «Мы его планируем запустить в Ижевске, и уже буквально на следующей неделе начнем варить для этого продукта кузова», — сообщил глава автозавода.
«В следующем году», — поправил его присутствующий на встрече вице-премьер, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров.
«В следующем году запустим», — поправился Соколов и продолжил. «И, конечно, будет большая честь, Владимир Владимирович, для нас, если бы вы как в свое время испытали как Lada Kalina», — предложил глава «АвтоВАЗа».
Четвертой новинкой в планах на ближайшие два года Соколов назвал городской кроссовер С класса на платформе Vesta.
«АвтоВАЗ» владеет производственными площадками в Тольятти, Ижевске и Санкт-Петербурге. В середине мая прошлого года французский Renault передал свою долю в «АвтоВАЗе» (67,69%) в госсобственность РФ. Сейчас марка состоит из четырех семейств моделей: Vesta, Largus, Granta и Niva. Продажи автомобилей бренда в 2022 году составили 188,6 тысячи автомобилей (-46% к 2021 году).
Lada Iskra построена на доставшейся АвтоВАЗу от Renault глобальной платформе CMF-B, которая подвергалась реинжинирингу и стала технологически независимой. В ходе проектирования была полностью локализована электронная инфраструктура модели, появилось около 400 новых деталей. О масштабности проекта говорит и объем вложенных в него инвестиций, который составил 23 млрд руб.
Работа над новинкой продолжается и сейчас: на финальной стадии находится отладка производства, доводка и настройка всех систем автомобиля. На АвтоВАЗе рассчитывают завершить эту работу до конца года, а в начале 2025 года запустить серийное производство Lada Iskra в Тольятти.
Основная часть продаж Lada Iskra, скорее всего, придется на седаны. Это самая доступная вариация нового автомобиля
В модельном ряду Lada новая Iskra займет место между бюджетной Granta и флагманской Vesta, при этом в среднесрочной перспективе она должна полностью заменить «Гранту». Согласно данным АвтоВАЗа, Lada Granta занимает 46% в общем объеме реализации предприятия по итогам пяти месяцев 2024 года, на «Весту» приходится 29%, оставшуюся долю поделили между собой внедорожники Niva Legend и Niva Travel. Однако с возвращением на рынок Lada Largus в июне структура продаж АвтоВАЗа претерпит некоторые изменения.
Как считает руководитель отдела маркетинга и PR ГК «БорисХоф» Аркадий Григорьев, на этапе запуска в производство и старта продаж Lada Iskra будет спозиционирована на ступень выше Lada Granta, чтобы минимизировать внутреннюю конкуренцию между двумя доступными моделями с учетом эффекта новизны и дополнительных преимуществ нового продукта. Можно ожидать начальную стоимость около 800 тыс. руб. или чуть выше.
«Однако с учетом традиционной практики выпуска на старте более богатых комплектаций реальный диапазон цен может составить от 900 тыс. до 1,2 млн руб. В этом случае новинка наверняка будет приближаться по своей стоимости к начальным исполнениям Lada Vesta и в определенной степени даже конкурировать с ними. В дальнейшем Lada Iskra будет бороться за потребительское внимание, разумеется, с Lada Granta, постепенно замещая ее за счет более доступных и упрощенных комплектаций. Новая платформа и более современное оснащение семейства Iskra будет выглядеть явным преимуществом в глазах покупателей. В перспективе реальный объем замещения Lada Granta и небольшой доли Lada Vesta на рынке может составить порядка 15-20 тыс. автомобилей ежемесячно», — говорит Григорьев.
По мнению коммерческого директора сети дилерских центров «Прагматика» Александра Шапринского, «Искра» должна стать одним из драйверов продаж АвтоВАЗа, ее доля в модельном ряду Lada составит не менее 25%.
Внешне Lada Iskra представляет собой новое прочтение фирменного «Икс-дизайна» марки, которое отражает светотехника с икс-образными контурами, а также характерные подштамповки на боковинах кузова.
В линейку нового семейства будут входить седан, универсал и универсал повышенной проходимости в версии Cross. Lada Iskra получит три разновидности силовых агрегатов: базовый двигатель 1,6 л 90 л.с., агрегатированный с 5-ступенчатой механической коробкой передач, мотор объемом 1,6 л мощностью 106 л.с. с 6-ступенчатой МКПП или автоматической трансмиссией.
Как прогнозирует Григорьев, наиболее вероятно, порядка 60-70% всего объема продаж Lada Iskra придется на седан как самое доступное предложение. Оставшиеся 30-40% могут равномерно распределить между собой универсал SW и кросс-универсал SW Cross.
«В разрезе внешней конкуренции Lada Iskra будет испытывать определенное давление лишь со стороны вторичного рынка и представленных на нем распространенных массовых моделей с пробегом — например Kia Rio, Hyundai Solaris, Volkswagen Polo. Что касается гипотетической конкуренции в сегменте новых автомобилей, в том числе моделей из Китая, то она будет минимальной. Практически все представленные в эконом-сегменте модели сегодня находятся в более высокой ценовой нише», — резюмирует Григорьев.
Безусловно, Lada Iskra стала главной автомобильной премьерой ПМЭФ-2024, однако в рамках форума АвтоВАЗ представил еще несколько своих новинок. Среди них стоит отметить концепт-кар электрического внедорожника Lada e-Niva Travel, который получил две литий-никелиевые батареи емкостью 34 кВт и способен проезжать на одном заряде до 175 км. Как заявляют на АвтоВАЗе, электрическая «Нива» создана для демонстрации технологий и инженерного мастерства компании. Это может означать, что о перспективах серийного производства Lada e-Niva Travel речь не идет, по крайней мере пока.
А вот электромобиль Lada e-Largus, чей предсерийный образец также представлен на ПМЭФ-2024, встанет на конвейер завода «Лада-Ижевск» уже осенью этого года. Планируется, что в семействе Lada e-Largus будут пассажирские и коммерческие универсалы, которые, в свою очередь, будут иметь модификации с разными батареями и разной грузоподъемностью.
В республике отказались от госзакупок авто из недружественных стран. Что взамен? Некоторые предлагают покупать китайские машины
Минпромторг РФ определился, на какие машины пересаживать госслужащих, перемещающихся на служебных иномарках. Это автомобили Lada Aura, производство которых АвтоВАЗ планирует наладить в новом году. Тем самым поручение президента Владимира Путина рассчитывают выполнить в 2024—2025 годах, когда автозавод начнет серийный выпуск. В Татарстане прекратили госзакупки иномарок, а накопившийся парк будут эксплуатировать до ввода в серию «чиновничьей» отечественной модели. Это не первая попытка перевести госаппарат на отечественную автотехнику, но инициативы почему-то по пути затухают.
- Lada Aurа — на службу чиновникам
- Татарстан перестал покупать иномарки для госнужд
- Свыше 200 иномарок в парке ХОЗУ Кабмина РТ
- «Если что-то выйдет из строя, тогда отремонтировать будет проблематично
- Как покупали 50 машин Lada для cамарских чиновников
- Лада Гранта Спорт возвращается
- Рекомендованные статьи
- Путин запустил российскую «машину времени»
Lada Aurа — на службу чиновникам
Минпромторг РФ планирует закупить автомобили Lada Aura, производство которых АвтоВАЗ должен запустить во II полугодии 2024 года для нужд чиновников, сообщила пресс-служба ведомства.
— Этот вопрос уже в работе — при планировании транспортного обслуживания (закупки или аренды автомобилей) на следующий год ответственным подразделениям Минпромторга уже поставлена задача в том числе учитывать возможности АвтоВАЗа по поставке автомобилей Lada Aura, — отметили в министерстве. — В планах компании — запустить производство Lada Aura во втором полугодии 2024 года.
До этого замглавы Минпромторга Виктор Евтухов уверял, что поручение президента России Владимира Путина о замене иностранных автомобилей для чиновников российскими будет исполняться беспрекословно.
Знают ли об этом татарстанские чиновники, разъезжающие на люксовых внедорожниках стоимостью от 20 млн и выше, неясно. Замминистра промышленности и торговли РТ Иван Колчин, курирующий машиностроение, услышав неожиданный вопрос «Реального времени» по мобильному телефону, положил трубку, ссылаясь на совещание. Какую служебную машину ему предоставили для выполнения обязанностей по развитию автопрома, что он знает о Lada Aura и готов ли он ездить на ней, осталось неизвестным.
О намерении пересадить чиновников на отечественные автомобили заявил Владимир Путин в ходе Восточного экономического форума. Глава государства сообщил, что закупки автомобилей отечественного производства для чиновников начнутся скоро. В начале августа президент АвтоВАЗа Максим Соколов говорил, что в ближайшие два года запустит четыре новинки, в числе которых и седан бизнес-класса Lada Aura. Доклад о том, как чиновники пересаживаются на отечественные автомобили, должен быть представлен 1 февраля 2024 года.
Татарстан перестал покупать иномарки для госнужд
На сегодня при закупке автотранспорта заказчикам необходимо соблюдать национальный режим — запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения из иностранных государств, сообщил «Реальному времени» глава Госкомитета РТ по закупкам Руслан Сабиров. Таким образом, заказчикам запрещено закупать иностранные товары машиностроения, которые включены в перечень из Постановления правительства Российской Федерации от 30.04.2020 №616 (далее — постановление). Например, запрет распространяется на автомобили и автобусы.
Подтверждением того, что продукция не подпадает под запрет, является выписка из реестра российской промышленной продукции или реестра евразийской промышленной продукции, свидетельствующая, что товар произведен в странах ЕАЭС. Если в указанных реестрах отсутствует транспортное средство, в соответствии с постановлением при отсутствии на территории Российской Федерации производства промышленного товара запрет не устанавливается при наличии у заказчика разрешения на закупку. Разрешение выдается Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с порядком, определенным Приказом Минпромторга России от 29.05.2020 №1755, запрос направляется заказчиком через Государственную информационную систему промышленности. В случае принятия иного порядка закупки транспортных средств для государственных нужд Государственный комитет Республики Татарстан по закупкам будет их применять.
Свыше 200 иномарок в парке ХОЗУ Кабмина РТ
В Татарстане служебными автомобилями обеспечивает ГБУ «ХОЗУ при Кабинете министров РТ». Об этом «Реальному времени» сообщили в нескольких министерствах и ведомствах республики. Известно, что в парке ХОЗУ свыше 200 иномарок, среди них американские «Форд Мондео» и «Форд Эксплорер», «Мерседес-Бенц», «Ауди», БМВ. Но есть и отечественные «Лады Гранта», говорят подрядчики ХОЗУ. «Реальное время» направило запрос руководителю ведомства Азату Галиахметову, ответ пока не поступил.
Глава АИР РТ Талия Минуллина ездит на БМВ, а глава МЗИО РТ — на «Форд Эксплорер». В настоящее время ХОЗУ активно закупает запчасти для иномарок.
Казанский предприниматель из автобизнеса Эмиль Сабиров говорит, что если чиновники пересядут на отечественные автомобили, тогда и запчасти будут дешевле. «Хотя мы не знаем, какие запчасти в них применяются. Про «Аурус» слушал, а что такое Lada Aura — нет. Может, у этого автомобиля только наше название? Если у нее китайские запчасти, то опять будут проблемы», — полагает он.
— «Форд Эксплорер» — машина, которая требовала больших затрат в ремонте. У нее практически нет ни европейских, ни китайских аналогичных запчастей. Здесь только оригинальные запчасти, — рассказывают подрядчики ХОЗУ Кабмина РТ. — С ними и раньше проблемы были: в Казани на складе точно не было серьезных запчастей, а теперь и в Москве, и Питере не всегда можно найти. Как правило, предлагают привезти из Эмиратов, но поставки в Казань занимают два-три месяца. Кроме того, «Форд Эксплорер» трудно назвать экономичной машиной, у нее высокий расход топлива. По логике американские автомобили должны первыми выбывать из парка ХОЗУ.
Возможно, глава МЗИО РТ Фаниль Аглиуллин первым из татарстанских чиновников пересядет на Lada Aura.
«Если что-то выйдет из строя, тогда отремонтировать будет проблематично
Легче ли с ремонтом «Ауди» и «Мерседеса»? Как правило, в автопарке Кабмина находятся новые автомобили. Поэтому как таковой ремонт у них был несерьезный, по словам поставщиков. В основном заказывают услуги по обслуживанию, ТО, замену единичных запчастей. Если в целом, то ремонт «Ауди» и «Мерседеса» дороже, чем у «Форда».
Расходные запчасти нетрудно найти, расходники есть. Сложности с агрегатами — коробкой передач, двигателями, трансмиссией, приводом, говорят мастера. «Если что-то выйдет из строя, тогда отремонтировать будет проблематично. Вопрос цены — в разы дороже», — добавляют они. По их словам, без серьезных ремонтов эксплуатируются «Фокусы», но бывают проблемы с коробкой передач.
— То, что на российские автомобили будут пересаживать, слышали, но надо работать. Нам без разницы, будут ли чиновники пересаживаться на отечественные, так как все равно, какие запчасти им предлагать, — говорят контрагенты ХОЗУ.
По оценкам поставщиков, в автопарке управления более 200 зарубежных автомобилей. По сравнению с Москвой это капля в море, говорят эксперты:
— Хотя российские автомобили начали доходить и до московских структур. Интерес чиновников к российским автомобилям был меньше, чем к иномаркам. Радикальных изменений в них нет, как и нет собственно машин российского производства. В производстве российских автомобилей пока многое не налажено. На какие машины их пересаживать — вообще не понятно. В любом случае иномарки пока лучше: и ремонтопригоднее, и надежнее. Достать запчасти для иномарок было сложнее, чем 2 года назад, но не проблематично. Параллельный импорт работает.
По их словам, сложнее достать запчасти для американских машин, чем для европейских. Для «Форда Эксплорер» все запчасти также были найдены и поставлены заказчику. Стоимость запчастей подорожала в соответствии с курсом доллара, а курс поднимается, плюс сложности возникают с поставками.
Как покупали 50 машин Lada для cамарских чиновников
Федеральные власти не первый раз объявляют о переводе госслужащих на отечественные машины. В ноябре 2015 года глава Самарской области Николай Меркушкин заявлял о готовности купить не менее 50 автомобилей Lada Vesta для чиновников областного правительства. Об этом он сообщил по итогам своей встречи с президентом АвтоВАЗа Бу Андерссоном:
— Сейчас мы определяем подразделения правительства, где будут эксплуатироваться новые машины. В следующем году планируем приобрести как минимум 50 автомобилей.
По словам Меркушкина, в перспективе 80—90% чиновников и сотрудников госпредприятий области пересядут на машины производства АвтоВАЗа. «В прошлом был негативный опыт пересадки чиновников на отечественный автопром. Сейчас ситуация изменилась, новые тольяттинские автомобили полностью соответствуют всем мировым стандартам»,— подчеркнул губернатор Самарской области. Но дальше слов дело не пошло.
На данный момент поставщики татарстанского Кабмина уверяют, что могут обслуживать без проблем: «Больших сложностей пока не возникает, остались запчасти на складах. Налажены поставки из ОАЭ, Турции, Казахстана. Не знаю, чиновников прямо завтра заставят пересаживаться или разрешат доработать текущий ресурс, не могу сказать. Если заставят, то чиновники сразу почувствуют разницу в комфорте. У российских автомобилей его нет. «Лады» собираются из китайских компонентов».
По факту, считают они, чиновникам придется переходить на китайские автомобили, потому что это «единственный поставщик машин, который находится вне запрета».
— По комфорту неплохие, но до уровня европейских и американских недотягивают, есть над чем работать. Это касается всего, в том числе и комфорта. Говорят, они «сыроватые» в эксплуатации, есть проблемы с электроникой, кузова начинают ржаветь, судя по отзывам в интернете, — отметил собеседник издания.
По его словам, поставщики плотно работают и с московскими чиновниками. Информация о том, что и их будут пересаживать на российские авто, уже прошла. «Но пока делать этого не начали, это случится не раньше 2024—2025 годов, пока минимальные поставки на 500 машин не обеспечат. Честно говоря, очень хочется, чтобы чиновники в принципе ездили на отечественных машинах среднего класса. Это было бы здорово. Мы же видим, какие цены выставляют на торгах по оплате горючего, по запчастям. Суммы большие. Мы понимаем, что не всегда машины используют в служебных целях. Это и обидно. Нас, как рабочий класс, налоговики под лупой изучают на предмет оплаты налогов, а там налоги вылетают в выхлопную трубу. По большому счету, чиновники — это слуги народа, давать машины им должны по заслугам для народа. А не так, чтобы выставили на 20 млн БМВ или «Мерседес» класса «люкс». Вроде как видел машину в автопарке ХОЗУ «Лада ХRAY» и «Лада Гранта», похожие были. Но, видимо, это для чиновников низшего звена. Сомневаюсь, что высшие чины в ближайшее время будут пересаживаться на отечественные автомобили», — заключил спикер.
Общество Татарстан
Лада Гранта Спорт возвращается
После пятилетнего перерыва в модельный ряд АВТОВАЗа вернулась Лада Гранта в «заряженной» версии Спорт. Такие машины выпускали с 2013 по 2018 год, но после рестайлинга Гранты этот проект закрыли, отдав предпочтение Весте Спорт. Однако планы снова поменялись, и еще весной этого года вазовцы показали опытные образцы возрожденной Лады Гранты Спорт, а теперь объявили о старте продаж. Причем теперь предложен не только седан, но и лифтбек. Ранее пятидверки делали исключительно на заказ: например, в 2014 году два Спорт-лифтбека были построены для Управления делами президента Республики Татарстан.
Как и прежде, главной особенностью версии Спорт стали двигатель и подвеска. Под капотом установлен форсированный шестнадцатиклапанный двигатель 1.6: у него изменены системы впуска и выпуска, доработаны ГРМ и топливная система, подготовлена новая прошивка блока управления. Максимальная мощность — те же 118 л.с., что и до 2018 года. В подвеске — оригинальные пружины и амортизаторы. Это позволило уменьшить клиренс на 20 мм (у стандартной Гранты он составляет 180 мм). На обеих осях установлены дисковые тормоза. Также для такой Гранты омологированы специальные мягкие шины.
Снаружи Гранту Спорт можно отличить от стандартной по измененным бамперам, накладкам порогов и спойлеру на корме. Этот обвес имеет аэродинамическую проработку: АВТОВАЗ обещает снижение подъемной силы и улучшение ее распределения по осям. В салоне — двухцветные спортивные кресла с увеличенной боковой поддержкой, а также руль с кожаной оплеткой и красной нулевой меткой на ободе. Шкалы на приборной панели имеют красную окантовку вместо стандартной оранжевой.
Уже объявлены цены. Седан Лада Гранта Спорт будет стоить 1 млн 250 тысяч рублей, а лифтбек на 40 тысяч дороже: 1 млн 290 тысяч рублей. Оснащение включает две подушки безопасности, АБС, кондиционер, подогрев передних сидений и зеркал, аудиосистему и передние электрические стеклоподъемники. Машины уже начали приходить к дилерам Лады, но появились еще не везде. Мы обратились в несколько московских автосалонов, и один продавец сообщил, что информации о точной дате начала поставок пока нет. Хотя в другом месте нам заявили, что машины пришли на склад и готовы к выдаче. Кстати, мы уже познакомились с возрожденной Грантой Спорт — и скоро расскажем о ней подробно.
Рекомендованные статьи
Путин запустил российскую «машину времени»
Отечественная NICA отличается от большого адронного коллайдера
Владимир Путин открыл путь к разгадке самой интригующей тайны Вселенной: 13 июня в Дубне президент дал старт работам по технологическому пуску российского адронного коллайдера NICA. С помощью этой «машины времени» отечественные учёные намерены вернуться на 14 млрд лет назад в момент Большого взрыва и воссоздать материю, из которой родилось все, что нас окружает.
В Дубне Владимир Путин первым делом ознакомился с отечественным адронным коллайдером NICA. Это флагманский проект Объединенного института ядерных исследований в Дубне, который должен приблизить российских учёных к разгадке тайны Вселенной. Считается, что она образовалась 14 млрд лет назад в результате Большого взрыва. Но как именно создавались материальные объекты пока до конца не понятно — для этого надо восстановить особое сверхплотное состояние вещества, в котором Вселенная пребывала в первые мгновения после взрыва. «Для этого мы сталкиваем тяжёлые ядра — свинец, уран, золото», — пояснил Путину директор ОИЯИ Григорий Трубников.
По его словам, принцип действия NICA отличается от Большого адронного коллайдера (от работы на нем российских учёных отлучили весной 2022 года). «Там чем ядра быстрее столкнулись, чем мельче раскололись, тем лучше. А нам нужно, чтобы у них было совсем короткое время «пожениться»: ядра проникают друг в друга, и тогда материя находится в сверхплотном состоянии», — рассказал Трубников. Он сравнил NICA с «машиной времени», которая позволит ученым вернуться на миллиарды лет назад и увидеть, что происходило в момент зарождения Вселенной.
Коллайдер должны были запустить в конце 2023 года. Но сначала в планы вмешалась пандемия. А в 2022-м году введённые после начала СВО санкции: до сих пор часть заказанного и уже оплаченного оборудования для NICA пылится на складах в ЕС. Адаптация проекта под других поставщиков отняла много времени и нервов, но сейчас сборка вышла на финишную прямую. Путина попросили дать старт работам по технологическому пуску установки. «Со сбоями мы справляемся, несмотря на то, что проект немножко сдвигается вправо. Но все принципиальные вопросы решаются», — прокомментировал президент. Он выразил сожаление, что россияне больше не могут работать вместе с европейскими партнёрами. «Уверен, рано или поздно все сложности политического характера будут преодолеваться, наука стоять на месте не будет ни при каких обстоятельствах, развитие будет обеспечено», — заверил он. Путин осмотрел кольцо коллайдера, а также экспериментальный детектор, где ядрам как раз предстоит «пожениться» друг с другом.
NICA входит в программу мегасайенс. На такие проекты государство выделяет ученым мегагранты. С их получателями Владимир Путин провёл встречу по окончании экскурсии. Учёные рассказали президенту о своих новейших разработках и посетовали на дефицит финансирования. Раньше, по их словам, гранты получали около 40 научных коллективов в год, а сейчас только 8. «Идея с мегагрантами замечательная, но перекос на малое число проектов создаёт определённые сложности», — посетовали они. Участники встречи попросили передать в фонд мегагрантов часть средств, которые выделяются на науку в рамках бюджета, а также посодействовать привлечению в фундаментальную науку денег от большого бизнеса. Ещё одна просьба касалась расширения линейки грантов — поддержка, как выяснилось, необходима не только на стадии научной идеи, но и когда она внедряется в жизнь.
Иммунолог Ирина Исакова-Сивак рассказала, что сейчас все вакцины основаны на куриных эмбрионах. Но это ненадежная технология. «Вся птица поляжет от птичьего гриппа, откуда мы возьмём эмбрионы», — описала суть проблемы ученая. Но Владимир Путин и без лишний объяснений знал, что курятина в России в дефиците причём во всем видах. «Сейчас все съели и даже не хватило», — пошутил он. В общем, эмбрионы в целях иммунизации надо заменять клеточными культурами. Но для запуска такого производства, по словам Исаковрц-Сивак, необходимо как минимум софинансирование со стороны государства.
Владимир Путин поначалу пытался было объяснить, что на самом деле средств на мегагранты выделяется достаточно — просто изменился подход к их распределению. Но когда о деньгах заикнулся уже пятый участник встречи, вынужден был признать, что проблема существует.
«Сокращение количества грантов при увеличении объёмов финансирования имеет минусы», — сказал президент. По его словам, идея «укрупнения» принадлежит Андрею Фурсенко: «так что и плюсы, и минусы — все туда, к автору, он автор». Но от поиска решения не отказался. «Постараемся сделать так, чтобы никто не оказался между струйками дождя, чтобы благодатный дождь поддержки распространился на всех», — заверил ВВП.